Боже мой! Сколько у нас в народе таких,
которые решительно ничего не знают,
и ни слова не слыхали ни от кого!
В детстве их не учили;
в возрасте они не хотели учиться;
а потом им некогда было учиться.
И что же таковые могут передать свои детям!
Святитель Иннокентий,
митрополит Московский
Из поколения в поколение в нашей семье передаются слова, как мне кажется, очень древней молитвы, которая стала и основой мировоззрения моей семьи: «Господи, Боже мой, удостой меня…, чтобы я вносил любовь туда, где ненависть; чтоб я прощал, где обижают; чтоб я соединял, где есть ссора; чтоб я говорил правду, где господствует заблуждение; чтоб я воздвигал веру, где давит сомнение; чтоб я возбуждал надежду, где мучает отчаяние; чтоб я вносил свет во тьму; чтоб я возбуждал радость, где горе живет. Господи, Боже мой, удостой, не чтобы меня утешали, но чтоб я утешал, не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал. Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил. Ибо кто дает — тот получает, кто забывает себя — тот обретает, кто прощает — тому простится…».
Являясь педагогическим работником, я прекрасно понимаю, что эти слова как нельзя лучше отражают суть современных воспитательных технологий и основные принципы семейного воспитания.
В педагогической литературе можно встретить несколько синонимов слова «воспитание». Это — образование, формирование и даже просвещение. Во всех случаях речь идет об участии в
Иван Александрович Ильин, известный философ, религиозный и политический мыслитель ХХ века называет семью «первичным лоном человеческой культуры» [ Ильин
В воспитании детей — достойных граждан нашей страны, именно семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».
В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Главным аспектом воспитания является то, что нельзя учить ребенка тому, чего не делаешь сам, ведь ребенок в первую очередь смотрит на своих родителей, а уж потом слушает их. Это как молния, мы сначала видим ее, а потом только слышим. Поэтому начинать обучение нужно только на своем примере.
Со времён глубокой древности воспитание достойного, бескорыстного, добродетельного продолжателя рода, семейных традиций определялось образом жизни матери и отца, тем, какой пример показали родители.
Дети в христианстве, исламе, буддизме, иудаизме являются главным сокровищем и самой большой радостью. Ведь дети — это будущее, именно они будут продолжать делать то, что делаем мы, именно им придется жить в новом мире, и как и кем они будут, всецело зависит от родителей и воспитания.
В христианской культуре особая роль семьи — «домашней Церкви» заключается в исполнении исконной функции —
Огромен воспитательный потенциал ислама. Архаика ислама, если мы говорим о воспитании, играет положительную, сдерживающую роль в сфере сохранения традиционных ценностей, приоритета воспитания над образованием
Тора говорит, что детей нужно начинать учить с трех лет, потому что именно в этом возрасте люди начинают осознавать себя, осознавать окружающий мир, чувствовать себя отдельной личностью и при этом частью общества,
Но в процессе воспитания родители ни на минуту не должны забывать об огромном количестве постоянно изменяющихся факторов, влияющих на воспитательный процесс в целом и на каждого ребенка в отдельности. Как показывает опыт, сильнейшее воспитательное воздействие оказывает на человека географический фактор (вмещающий ландшафт, природу, климат
Наша семья может быть ярким и поучительным примером тому, как все вышеперечисленные факторы могут способствовать всестороннему и разноплановому воспитанию детей в отдельно взятой семье:
— семья, состоящая из четырёх человек, за непродолжительный период своего существования (17 лет) проживала в
— средняя заработная плата по региону в
— дети наблюдают в семье представителей двух национальностей:
— в семье тесно переплелись основополагающие принципы трёх религий- православия (все представители
— проживая в национальной республике, наши дети прочно усвоили следующее: модель поведения у всех людей примерно одинакова и не зависит от того, являются ли основой межличностных отношений библейские заповеди или положения Корана, а может быть, и выдержки из Торы; кодекс поведения кабардинцев «Адыге хабль» или балкарцев «Тау адет», а может быть и «Домострой».
— наша семья, тесно общающаяся с представителями различных национальностей и религий, на практике познала, что такое толерантность и никакие теоретические выкладки не смогут заменить значимости этого общения (фото № 2).
Современный ритм, порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. Для родителей все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И современным родителям необходимо понять следующее: традиции
Не смотря ни на что, и сейчас огромен потенциал семейного духовного воспитания, и мои собственный дети с радостью познают природу во всей ее красоте, величии и таинственной взаимосвязи с человеческим обществом, совершая семейные экскурсии в лес, поездки в горы; наслаждаются истинным искусством, дающим возможность испытать чувство возвышенной радости, посещая Государственный исторический музей, Музей изобразительных искусств имени
Но зачастую отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности, отсутствие системы
(Святитель Игнатий Брянчанинов)
Поэтому очень хочется, чтобы в отдельно взятом регионе, а может и в рамках всей страны, издавались и широко распространялись книги, посвящённые семейному духовно — нравственному воспитанию, куда войдут адресованные родителям классические и современные сочинения педагогов, медиков, психологов, духовных писателей; произведения классической и современной художественной литературы для совместного семейного чтения; методические пособия по организации деятельного подхода в
Священник Евгений Шестун, разрабатывающий методологию православной педагогики, убедительно доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребенка, а семью, в связи с тем, что «системообразующей основой
Список использованной литературы