Детцель Наталия Александровна,
учитель-логопед МАДОУ «Малыш»,
г. Ноябрьск
Воспитывая детей, нынешние родители
воспитывают будущую историю
нашей страны, а значит – и историю мира.
Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная активность и многие другие качества.
Семья сильна, прежде всего, своими эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. Здесь он обучается жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми.
В то же время эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказывается на развитии ребенка и, прежде всего, на его творческих способностях, на эффективности обучения, общения.
Одним из важнейших изменений в личности ребенка является формирование его представлений о себе: какой он на самом деле («Я» реальное) и каким он хотел бы или не хотел себя видеть. Эти представления детей о самих себе складываются под влиянием окружающих их взрослых и сверстников. Поэтому родителям и педагогам очень важно организовать деятельность и общение с ребенком таким образом, чтобы у него формировались уверенность в себе и своих возможностях, положительное отношение к окружающим людям и ценностям сотрудничества.
Ученые установили, что основой полноценного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в себе, своих возможностях, в том, что он хороший и любимый.
Но положительное самоощущение у детей не возникает само по себе. Оно появляется в результате эмоционально наполненных, доверительных контактов с родными и близкими. Поэтому при воспитании ребенка в семье родители должны вести себя так, чтобы он постоянно видел, чувствовал, что его любят, о нем заботятся. А для этого надо чаще ласково и нежно разговаривать с малышом и не скупится на тактильный контакт: гладить по голове, обнимать.
Родителям необходимо знать, что они всегда должны отзываться на потребность ребенка в общении, а в случае необходимости доброжелательно мотивировать свой отказ (к примеру, извини, я сейчас не могу этого сделать, потому что должна закончить приготовление обеда и т. п.), взрослые должны заинтересованно, с вниманием и уважением относится к вопросам которые задает ребенок, его просьбам и жалобам, уметь успокоить, помочь отыскать какие-то иные источники утешения.
Чрезвычайно важно объяснить родителям, что им ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что его не любят. При этом большим педагогическим достижением можно считать диалог с ребенком, в результате которого он поймет, что его плохой поступок никак не влияет на отношение к нему родителей (к примеру, ты поступил очень плохо: нагрубил бабушке, но мы любим тебя и надеемся, что ты сам поймешь, что виноват, извинишься перед ней и впредь не будешь делать этого). Нужно также объяснить родителям, что ребенка недопустимо оставлять одного даже в самых критических ситуациях, когда его поступок требует серьезного осуждения. При этом очень важно договориться с родными и близкими о том, кто будет в семье «защитником» и даже в трудных жизненных ситуациях найдет слова утешения в адрес малыша. Педагоги должны объяснить родителям, что необходимо накапливание опыта у ребенка отрицательных эмоциональных впечатлений, опыта безотчетных, неосознанных обид (лучше регулярно обсуждать критические ситуации: кто был не прав и почему), надо убедить мам и пап в том, чтобы они не были слишком строгими по отношению к действиям детей. Следует даже признавать право маленького человека на некоторую неумелость. Очень важно обсуждать в семье вместе с ребенком забавные истории, которые происходили с ним раньше и были связанны с его неумелостью. При этом родители всегда должны подчеркивать все то, что связанно с достижениями малыша. Так, когда-то шнуровка ботинок была для него чрезвычайно сложной задачей, зато теперь это вызывает улыбку. Большое значение имеет то, чтобы именно в повседневной жизни отмечались и поддерживались любые, даже незначительные успехи ребенка, его стремление чему-то научиться.
Особенно трудно научить родителей уважать интересы и привязанности детей и по мере возможности предоставлять им право выбора. Важно своевременно предупредить родителей о том, что им нельзя выдавать детских тайн, нельзя подшучивать над ребенком, если ему плохо, а также в присутствии малыша обсуждать с педагогами, другим взрослыми и детьми его поведение.
Кроме того, в разговоре с родителями важно подчеркнуть, что гуманистические подходы к воспитанию недопустимо отождествлять со вседозволенностью в поведении детей, а затем обсудить с ними единую систему запретов в детском саду и семье. Так, надо категорически запрещать детям бить и обижать других детей, животных, ломать деревья и кустарники и т.п.
Но как объяснить родителям все это? Какие выбрать формы работы, чтобы они были последовательны в своих действиях и выполняли полученные указания в повседневной жизни, в процессе общения со своими детьми?
Очевидно, что никто из педагогов не обладает такой волшебной силой, которая в состоянии мгновенно разрушить стереотип поведения взрослого человека. Поэтому не следует рассчитывать на мгновенный успех. Нужно настроится на длительную, кропотливую работу по двум направлениям.
Первое направление связано с повышением психолого-педагогической культуры родителей путем самообразования. В рамках самообразования родителями может использоваться информация из специальных пособий и психолого-педагогической литературы, посвященной теории и практике становления и развития образа «Я» дошкольника.
Познакомиться с этой информацией родители могут несколькими путями. В их распоряжение может быть предоставлена литература, а также специальные информационные листки и даже газеты, с которыми родители могут познакомиться, когда приводят или забирают детей из детского сада.
Для того чтобы затраченные педагогами и психологами усилия на подготовку информации не пропали даром и они смогли оценить эффективность своих действий, необходимо продумать каналы обратной связи с родителями. Так, очень эффективным приемом, обеспечивающим обратную связь с родителями, являются отрывные талоны, включенные в материал газеты.
После чтения газеты или информационного листка родители должны заполнить эти талоны (ответить на вопросы) и вернуть педагогу. На основании полученных данных педагоги могут судить об эффективности проведенной работы.
Второе направление предполагает взаимодействие педагогов, психологов и родителей при совместном изучении представлений детей о себе и других. При проведении этой работы педагоги могут воспользоваться любыми методиками. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования в области педагогики и психологии убедительно показывают, что активное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют оптимизировать работу.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно воспитательных и коррекционных мероприятий.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Родители – это самые близкие люди для ребенка, которые ответственны за его судьбу, и которые могут влиять на судьбу ребенка настолько, насколько это никто более них сделать не способен. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу или выписывающие периодические издания, некоторые родители могут получить необходимую информацию через Интернет, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно. Бывает так, что знания у родителей есть, но они не могут ими воспользоваться в силу различных причин: отсутствия терпения, такта, ожидания мгновенных результатов, неучета индивидуальных особенностей детей, отсутствия единства требований к детям. Иногда детей воспитывают интуитивно, «как воспитывали меня», некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка.
На базе МАДОУ «Малыш» создан центр игровой поддержки ребенка раннего возраста с 6 месяцев до 3 лет, где регулярно специалистами учреждения (музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, воспитатели) проводятся различные мероприятия с родителями.
Планируется организовать работу по следующим направлениям:
– просвещение родителей специалистами в области психолого-педагогических особенностей детей;
– обучение несложным приемам коррекции в «родительских мастерских»;
– эмоционально-психологическая поддержка родителей.
Помощь детям заключается, прежде всего, в оказании поддержки их родителями. Такая поддержка должна быть направлена на развитие у них уверенности, обеспечение реальными потребностями. Родители, воспитывающие ребенка, страдают от недостатка информации по многим вопросам развития и воспитания. Их интересуют вопросы домашней коррекции, возможность общения и обмена информацией между собой. Родители самостоятельно без помощи логопеда вряд ли смогут правильно организовать процесс воспитания и коррекции речи ребенка в семье.
Целью работы с родителями является знакомство родителей с индивидуальными и возрастными особенностями детей, влияние неверной родительской позиции в отношениях с детьми на психическое здоровье ребенка.
Задачей просветительского блока с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с его индивидуально-психическими особенностями. Для ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей организуются «Родительские лектории», «Клубы семейной педагогики», родительские семинары, «Круглые столы».
Консультативный блок представлен индивидуальной формой работы с семьей. Организация индивидуальных консультаций должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу. Тематические консультации организуются с целью просвещения родителей по интересующим их вопросам. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, который ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, чтобы родители убедились в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
Один из главных принципов – сделать встречи с родителями неформальными, заинтересовать их, отвечать на волнующие их вопросы, преподносить материал убедительно, доступно, без штампов, назиданий и нравоучений. Неформальный подход к организации и проведению нетрадиционных форм общения ставит педагога перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей. В процессе той или иной формы работы педагоги учреждения используют методы активизации родителей, которые направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Методы, имеющие активизирующий характер – это вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом, постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников. Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Если педагог пришел с установкой на монолог, он заранее обречен на неудачу. Можно начать любую тему с постановки вопроса, например, «Зачем нужна ребенку игра»? и др. У родителей могут быть разные точки зрения на воспитание, методы, то есть разногласия могут возникать по различным вопросам. Можно предложить дискуссионные вопросы, например: «Идти ли на уступки детям?» и т.д. Примеры из литературных источников повысят интерес родителей.
В настоящее время для активизации родителей мы рекомендуем использовать игровые методы. Родителям педагог бросает мяч и тот, кто его ловит, должен дать ответ на вопрос, например,:«Что вас радует в ребенке?», «Что огорчает?», «Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?» Родителям можно дать игрушечный микрофон (предмет, его заменяющий) и пустить по кругу, они будут высказывать свои мысли; или предложить произвести рейтинг (ранжирование), определить по степени значимости ряд понятий. Например, задать вопрос «Что для вас является главным в подготовке ребенка к школе?». Можно давать родителям небольшие задания, не требующие длительной подготовки.
К игровым методам активизации относятся игры, к примеру, игра по загадыванию загадок или игра «Откуда эти строки?». Родителям предлагается пара строк известных детских стихов (К. Чуковский «Путаница», С. Маршак «Багаж» и др.), и они должны их узнать. Родителям даются для выполнения и другие задания: вспомнить детские книги, их названия и авторов; перечислить известные детские игры, загадки; произнести чистоговорки (к примеру, «На горе гогочут гуси», «Хомячку на ухо села муха»). Можно предложить выполнить творческое задание: придумать небольшой рассказ об одной из игрушек, сделать рекламу игрушки по аналогии с телевизионной, привести примеры из опыта воспитания детей в семье, использовать наглядности (фото, видео, поделки, пособия для детей и др.), организовать выставку для родителей и др. Помимо методов активизации рекомендуем использовать формирование педагогической рефлексии, предполагающей умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям и конкретной ситуации.
Педагогические ситуации для анализа можно брать из жизненных наблюдений, опыта работы с детьми, литературных источников.
Анализ ситуаций помогает связать знания с практикой воспитания детей, повышает интерес к педагогическим знаниям и собственному ребенку. Чтобы родители не давали однозначных ответов, а пытались рассуждать, следует продумать формулировку вопросов, направленных на выявление условий, причин, последствий поступков взрослых и детей. Часто родители соотносят предлагаемые ситуации с собственным опытом воспитания, приводят примеры. Родителей нужно подвести к выводу, что методы воспитания детей надо применять гибко, так как одни и те же методы в одном случае могут быть эффективны, а в другом нет. Важно учитывать особенности ребенка, его настроение, нервно-психическое состояние, темперамент и др.
Следующий метод, более сложный – решение педагогических задач, требующих самостоятельного ответа на вопрос «Как поступить?» Родители могут применять полученные ими знания, а при ощущении недостатка знаний возникнет потребность в их пополнении. Этот метод способствует формированию у них умения видеть свои ошибки и намечать пути их преодоления. Следует предложить проанализировать свои действия как педагогов, доказать их правоту или ошибочность. В ходе решения задач родители пытаются найти нужные методы, стараются решить задачи из своего личного опыта. Основным методом формирования родителей как педагогов является анализ собственной воспитательной деятельности, способствующий развитию самонаблюдения, самооценки. Для формирования этой способности можно применить инструкцию по самонаблюдению и наблюдению за ребенком. Родители часто не могут понять ребенка, мотивы его поступка, увидеть ситуацию его глазами, посмотреть на себя со стороны. Поскольку родители эгоцентричны, им трудно понять, принять особенности поведения ребенка, несхожие с их представлениями о должном. Анализируя свою деятельность, родители изменят и методы воздействия на него. Они будут стараться влиять на сознание ребенка, применять игровые методы в воспитании, уменьшать количество наказаний или исключать их по возможности.
Применение данных методов приводит родителей к пониманию того, что невозможно дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации, которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка.
Самонаблюдение помогает родителям определить эффективность применяемых методов в воспитании, изменяет тактику их собственного поведения.
Также мы рекомендуем использовать в работе с родителями метод игрового моделирования поведения. Этот метод активно применяется в образовании, психологии и семейной психотерапии. Когда родитель вступает в игровое взаимодействие, поле его зрения на проблему расширяется, он может даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке. Можно дать задание проиграть ситуации, например, «Найдите подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т. д. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения.
Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследование собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.
Помимо рассмотренных методов, на своих занятиях мы вводим элементы тренинга, в процессе проведения которых ведется разъяснение содержания игр, тематических экскурсий, использования интерактивных средств коррекции, знакомство с упражнениями на релаксацию. Это важно, поскольку воспитание требует психического напряжения, важно уметь гасить его, владеть собой. Важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье, формировать у них умение применять полученные знания, связывать теорию и практику. Только в сотрудничестве педагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребенка в детском саду и семье.
Список литературы
1. Аверьянов А. Н. Системное познание мира. Методологические проблемы. – М.: Политиздат, 1985.
2. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. – 1998.
3. Березина Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как социально-педагогическая проблема. Сб.научн.труд. / Сост. П. П. Гришина и др. – СПб., 2001.
4. Воспитание дошкольника в семье / Под.ред. Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1979.