Тема VI Епархиальных Рождественских образовательных чтений дала возможность оглянуться назад и окунуться в историческое прошлое великой державы и великого народа. Сто лет! Сколько поколений? Сколько событий? Сколько жизней? В моей памяти всплыли две значимые исторические даты, являющиеся связующим звеном данного столетия. Это восстановление патриаршества в Русской Православной Церкви и свершение Октябрьской революции. Эти темы требуют глубокого и вдумчивого осмысления событий минувшего столетия, особенно же – последствий и итогов Октябрьской революции 1917 года, произошедшей в России и ставшей, без преувеличения, поворотным моментом как в новейшей истории нашей страны, так и всей европейской истории трагического XX века.
Сегодня высшую степень актуальности приобретает вопрос воспитания в обществе, уважения к традиционным нравственным ценностям, любви к Отечеству и гражданской ответственности, любви к семье, без которых немыслимо продуктивное развитие любого государства и социума. Поэтому мы все вместе, прежде всего, должны решить вопрос о том, как нам спасти наших детей, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним единственным способом – дать подрастающим поколениям полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях Православия.
Итак! Семья как школа любви. Семья! Школа! Любовь! Сразу столько замечательных слов! Я думаю, что эти слова являются основой жизни каждого человека. Каждый из нас, будь я родитель, учитель, воспитатель, понимаем, что ценности личности, формируются первоначально в семье. Жизнь каждого человека начинается с семьи.
Семья! Данное понятие многогранно. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями. Семья – связь прав и любви. А раз уж мы говорим сегодня о последнем столетии, то уж затронем и то, что христианское понимание семьи и семейной любви не совсем обычно. Оно сходно с учением о Боге: человек не может существовать сам по себе; до конца человеком он становится в том случае, если любит других людей... Выражение «семья – малая Церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Еще апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их «и домашнюю их Церковь». А говоря о Церкви, мы употребляем слова и понятия, связанные с семейной жизнью: священника называем «отцом», «батюшкой», себя называем «духовными детьми» нашего духовника. Что же роднит понятия Церкви и семьи? Церковь – это объединение, единство людей в Боге. Церковь самим существованием своим утверждает: «С нами Бог!» Как повествует евангелист Матфей, Иисус Христос сказал: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». И христианскую семью важно понимать как «малую Церковь», то есть единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую очередь «свидетелями», то есть примерами христианской жизни и веры. Нельзя говорить о христианском воспитании детей в семье, если в ней не осуществляется жизнь «малой Церкви». Родители должны понимать, что пройти этот путь должен каждый сам. За нас этот путь пройти никто не сможет, так же как и мы не можем пройти этот путь за другого. Замечательный русский мыслитель Иван Александрович Ильин писал: «Ни жить, ни творить «за других» нельзя. Жить и творить должен каждый сам. И это ему удается, тем больше и тем лучше, чем глубже он укоренился в своем собственном, выстраданном и вымоленном духовном опыте». Все, что мы, взрослые, должны сделать – так это помочь ребенку раскрыть свое предназначение. Так было, и так должно быть. Сейчас, нам важно понять, что воспитание, как направленное воздействие, – все же функция семьи.
Потому что именно в семье ребенок родился и живет, в ней развивается, на ее ценности ему придется ориентироваться, ее ожиданиям соответствовать. Учителю необходимо проявлять своё доверие к родителям. Доверительные отношения – всегда шаг к взаимопониманию, либо к исправлению ошибок. Каждый из нас должен уметь становиться на место родителя. Смотреть на себя глазами родителя. Я убеждена, что, отнимая у родителя возможность самостоятельно воспитывать своего ребенка, школа лишает родителя ответственности, возложенной на него самой природой, с первых минут жизни его дорогого малыша. А поэтому, учитель должен изучить семьи своих учеников, найти общий язык с каждым родителем и быть с ними рядом. Не нужно учить их, а необходимо быть просто соратником, помощником, другом. Каждый из нас, учителей, вырос в семье, у каждого своё видение ее, у каждого своё понимание. И каждый понимает, что как нет идеально похожих людей, так нет совершенно идентичных семей.
Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Дети и детство – это очень большая часть человечества и жизни. Только занятые своими заботами, своей борьбой, мы не замечаем его. Мы устроились так, чтобы дети как можно меньше мешали нам, чтобы они как можно меньше понимали, что мы есть на самом деле и чем на самом деле занимаемся. Главные ошибки в наших суждениях о детях мы совершаем именно оттого, что истинные их мысли и чувства заслоняются словами, которые они переняли, готовыми формами, которыми они пользуются, вкладывая, однако, в них иное, свое содержание. Будущее, любовь, Родина, Бог, уважение, долг – эти понятия, рождаются, вырастают, изменяются, крепнут, слабеют, становятся чем-то другим в разные периоды жизни ребёнка. Нужно употребить немало усилий, чтобы не спутать песчаный холмик, который ребенок называет горой, со снежной вершиной Альп. Для того, кто вдумается в душу употребляемых людьми слов, созреет разница между ребенком и юношей. Каждый исследователь любит свою работу за муки поисков и наслаждение борьбы, но человек добросовестный еще и ненавидит ее: он боится ошибок, которые совершает. Каждый ребенок переживает периоды старческой усталости и полноты жизнедеятельности, но это не означает, что следует потакать или трепетать, так же как не означает, что следует бороться или тормозить. Сердце не поспевает за ростом, значит, надо дать ему отдохнуть. А может, наоборот – побуждать к более активному действию, чтобы оно окрепло как следует? Эту проблему можно решить только индивидуально, в каждом конкретном случае и в каждый конкретный момент, нужно только, чтобы мы завоевали доверие ребенка, а он заслужил нашу веру. И только в семье, без постороннего вмешательства, может всё свершиться правильно. Родители, победив себя, свои страхи, открывают свою семью как школу любви. Именно теперь они видят, что семья – школа, со своей Любовью. Она дарит ребёнку Веру и Надежду. А ребёнок поймёт, как он счастлив! Он с большей верой, большей любовью и большим уважением, даже опережая чувства родителей, начнёт создавать в семье климат надёжности и любви. Значит, в нём уже родилось самое светлое чувство – любовь. Ребенок вносит в жизнь семьи чудную песнь своей любви, не осознавая, что её подарили ему в семье, долгими часами, проведенными возле него, когда он не требовал , а просто жил, от дум, которыми родители прилежно окутывали его, думая и мечтая о том, какой станет его жизненная программа, его сила и творчество. В тишине созерцания, с помощью ребенка, семья дорастает до озарений, которых требует труд воспитателя. Она черпает не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. В таком случае понятно: родители выполнили свою задачу, ребёнок впитает всё самое лучшее и доброе на все годы жизни. Тепло родительского очага, их любовь он перенесет в будущем в свою семью, в «свой маленький храм». Любовь дарит ребёнку Веру и Надежду. А с этими чувствами ребенок вырастает духовно развитым, духовно богатым человеком. Что и радует сегодня родителей. В нашей современной действительности Чаша Педагогической Мудрости досталась им!
Как сказал однажды Святейший Патриарх Алексий: «За нами стоит великая духовная и культурная традиция, получившая всемирное признание благодаря своим духовно-нравственным идеалам». Небо нам дано, чтобы мечтать и верить. Поднимайте чаще голову вверх и не бойтесь просить невозможного, но достойного. Так тому и быть.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступениобразования, основанного на принципах гуманно – личностной педагогики. Издательский дом Ш. Амонашвили. Московский городской педагогический университет. - М. 2007.
2. Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Семейная жизнь. Слова. Том IV. Издательский дом «Светская гора». - М. 2010.
3. Стрижев А. Н. Школа православного воспитания. Москва, 1999. Составитель сборника Александр Николаевич Стрижев. Антология гуманной педагогики. Москва, 2001. Издательский дом Ш. Амонашвили.