Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Семья: традиционный подход и с...

Семья: традиционный подход и современность


Фа

Фа

Фамилия, имя, отчество (полностью) Шупилова Людмила Анатольевна

Название места работы/учёбы МБОУ ДО «ЦДТ»

Наименование муниципального образования г. Ноябрьск

Наименование населённого пункта г. Ноябрьск

 

 

Традиционный подход к созданию семьи включает в себя осознанность и полную подготовку к семейной жизни. Муж должен уметь отремонтировать, смастерить, защитить семью, в том числе и от нужды. Жена – готовит, хранит домашний очаг, воспитывает детей. Кроме того, немалое внимание уделялось и репутации молодых. Особенно девушки. Девушка должна быть целомудренной. Оба супруга должны быть трудолюбивыми и уважительными к родственникам своей половины. Обязательным условием было венчание, т.е. один раз и на всю жизнь.

Что-то из перечисленного выше характерно для браков, заключающихся сегодня? Может быть, в редких случаях. В большинстве своем в брак вступают 2 человека с твердой уверенностью, что вторая половина должна! Муж должен много зарабатывать, содержать семью, выполнять прихоти жены. Жена должна готовить, стирать, убирать и т.д. и ни в коем случае не требовать от мужа «невыполнимого»: вынести мусор, пропылесосить…  И никто не должен заботиться друг о друге. Долго будут длиться такие отношения? Не знаю… Возможно оба за какой-то период научатся слушать и слышать друг друга, «снимут короны» и забросят их на дальнюю полку… Чаще все происходит не так оптимистично. Ссоры, упреки, взаимные оскорбления, развод…

Кто виноват? Однозначно мы, «взрослые», которые должны учить детей всему. В том числе и семейной жизни. Мне часто приходится слышать, что воспитанием  семейных отношений должна заниматься школа.

Должна?.. А почему, собственно, должна?

Мы живем в правовом государстве. Институт образования на сегодняшний день один из самых стабильных и четко регулируемых в правовом отношении. Есть ряд законодательных актов, которыми руководствуется школа при составлении планов работы. Естественно, в первую очередь – это «Закон об образовании в Российской Федерации», масса документов федерального, регионального, муниципального и институционального масштабов. Я предлагаю внимательно прочитать один из  недавних: «Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"

«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Я уверена, что никто не станет спорить, что с этой задачей школа отлично справляется: в школе ребенок не только учится, но и воспитывается. Все многочисленные мероприятия, проводимые в школе, так или иначе, направлены на первичную профилактику всего ненужного и формирование всего самого лучшего, что может быть в человеке. Мы проводим различные концерты, игровые программы, спортландии… и еще много чего полезного. Все без исключения дела имеют глубокий смысл: учат быть патриотом, любить свою семью, уважать старших, беречь природу. На сегодняшний день самая важная задача школы – учить прекрасному, развивать внутренний мир и потребность обогащать свой духовно нравственный «багаж».

 «Поддержка семейного воспитания включает содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами» - это один из пастулатов документа, принятого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. Значит, родители должны заниматься воспитанием детей, а никак не школа и какой-то другой специализированный институт. Я сейчас не говорю о том, что школа должна превратиться в место, где только дают знание и ничего больше. Речь идет о том, что ряд тем, которые сегодня благополучно сбросили или пытаются сбросить на школу, нужно «оставить на совести» родителей. Согласитесь, прививать уважительное отношение к старшим, учить рационально пользоваться денежными ресурсами, формировать понимание того, что «всему свое время», т.е. не надо спешить становиться взрослым и стремиться попробовать все прелести взрослой жизни – это самое элементарное, о чем должна говорить семья. Если обратиться к этической стороне вопроса, то вообще, давайте себе признаемся, что педагогу рассказывать об особенностях отношений девочек и мальчиков… не совсем правильно. Это очень интимная тема, тема, все разговоры на которую, должны коснуться самой глубины души.

Школа замечательно справится с первичной профилактикой: будет проводить «День Семьи», спортивные состязания «Папа, мама, я – очень дружная семья» и т.д. Кроме того, такой важный вопрос как формирование личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, на сегодняшний день практически полностью на школе. Хорошо, если есть одна семья из ста, где родители рассказывают детям об истории и культуре России, об ученых и полководцах, музыкантах и изобретателях…

К сожалению, на сегодняшний день стало модным все сбрасывать на школу: «Я тебя одеваю-кормлю, а учителя пусть зарплату отрабатывают! Пусть учат! Пусть воспитывают!» Очень часто такая постановка вопроса играет против родителей. Как вы думаете, уважаемые родители, будет ваш ребенок ответственным и обязательным по отношению к вам, если от вас он такого примера не видит. Обеспечивать ребенка всем необходимым – это обязанность родителей. И поверьте, это совсем не героизм. Это жизненная необходимость. Точно такая же необходимость воспитание детей. Ведь воспитание сегодня – это наша жизнь завтра.

На мой взгляд, семья традиционная не отличается от современной, если это действительно семья: место где уважают, любят и заботятся друг о друге, помогают и поддерживают в трудную минуту и не стараются переложить свои обязанности «на чужие плечи». Неважно на кого – школу, социум, виртуальное пространство…

На предыдущих Рождественских чтениях мы представляли программу «Школа нравственного становления «Преображение», которая направлена на воспитание культуры брачных отношений, формирование у молодежи позитивного отношения к семье как жизненно важной ценности. Об актуальности программы говорит ее востребованость. Учащиеся охотно посещают занятия, задают много вопросов. Большинство участников говорят о том, что дома темы подготовки к семейной жизни не поднимаются. Очень прискорбно.

У каждого из нас своя профессиональная ниша в жизни: бухгалтер, искусствовед, доктор, священник, педагог… Только, давайте не будем забывать о самой главной, желанной нише – МАМА и ПАПА. И если за нарушение должностных обязанностей нас наказывают  предупреждением, штрафом и т.д., то за упущения в воспитании детей нас накажет жизнь. Поэтому давайте постараемся не искать тех, кто нам, по нашему мнению, должен, а сами будем выполнять свою работу ответственно!


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт