Воспитатели
Муниципального казённого учреждения «Социальный приют для детей и подростков «Луч надежды»
Пухова Лариса Егоровна
Вакарчук Людмила Алексеевна
СЕМЬЯ. ЦЕРКОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ
«Назначение человека в том, чтоб делать добро»
В.И.Даль
Семья – социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семья выполняет ряд функций, связанных с потребностями личности и общества: репродуктивную (биологическое продолжение рода); воспитательную (подготовка молодого поколения к жизни в обществе); хозяйственно – экономическую (ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи); духовно – эмоциональную (развитие личности, духовное взаимообогащение, поддержание дружеских отношений в брачном союзе); досуговую (организация нормального досуга, взаимообогащение интересов); сексуальную (удовлетворение сексуальных потребностей).
Семья – это созданная Богом форма человеческой жизни. Всякая другая форма человеческой общности совершенна в той степени, в которой уподобляется семье (мы сравниваем с семьей хороший коллектив, или здоровый и благоденствующий народ, или даже все человечество). В семье мы учимся самоотверждению, послушанию, верности, терпению, снисхождению. Семья – это естественная школа любви и радости. Человек оставляет семью родителей, только для создания своей семьи: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей», причем этот союз на всю жизнь: «что Бог сочетал, человек да не разлучает».
Главной целью нашей человеческой жизни – есть спасение души и достижение высшего идеала – МОМЕНТА БОГООБЩЕНИЯ. И именно от воспитания зависит многое. Святитель Иоанн Златоуст о воспитании говорит следующее: «Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков. Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитай его в строгости. Не думай, что слушание Божественных Писаний будет для него делом излишним».
Воспитание детей – это тема далеко не новая и очень популярная в наше время. Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни. Библия дает нам духовное воспитание и формирует нашу личность и жизненные ценности, которые мы передаем своим детям. В Библии есть совет по поводу любой жизненной ситуации, на протяжении многих веков «книга жизни» является большим помощником для всех народов.
Целью нормальной в духовном отношении семьи всегда является рождение и воспитание детей. При этом православная церковь всегда подчеркивала глубокую духовную связь между родителями и детьми, формирующуюся с момента зачатия ребенка. Эта связь настолько глубока, что не расторгается даже после смерти родителей. Поэтому грех, как болезнь родителей, тяжелым бременем ложится на детей, т.к. семья – единый духовный организм.
В семейной иерархии у каждого члена семьи есть свое место. При этом место ребенка – только после отца, матери, дедушки, бабушки, старших братьев и сестер.
Материнство и отцовство – это, прежде всего, огромный труд и жертвование своими интересами.
Воспитание подростков из православных семей направлено на духовное развитие и смирение. Таким воспитанникам свойственна меньшая выраженность различных видов агрессий, раздражения, негативизма, а также высокий уровень самообвинения и невысокий самоприятия, связанный с сильным желанием соответствовать идеальным представлениям о себе.
Таким образом, функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией, находятся в состоянии соответствия и непротиворечия. Именно поэтому все больше современных семей стремится приобщиться к православию.
Русский народ всегда имел ценности и духовные ориентиры, основанные на православной вере его предков. Именно они позволяли ему не только пережить трудные годы лихолетий, но и выстоять и победить.
Традиционно заметную роль в социальной защите детства играло российское духовенство. Священнослужитель Иоанн II Добрый Киевский заслужил у народа титул отца вдов и сирот. Помощь ближнему всегда была характерной чертой славянских народов. Первый опыт общественной заботы о наименее защищенных детях – сиротах и оставленных родителями – на Руси возникает в родовой общине славян. Эта забота и помощь «всем миром» постепенно становится одной из характерных черт и традиций славянского, а затем и российского менталитета, проявляясь в форме создания специальных «домов», где «всем миром» кормили и обслуживались сироты, брошенные малютки.
Но на сегодняшний день, к сожалению, в России насчитывается около 30 млн. детей, и практически все они в разной степени, в разных аспектах нуждаются в социальной защите. Обуславливается это многими факторами. Расходы на рождение, содержание, воспитание детей все более превышает материальные возможности родителе и все больше влияют на планирование семьи.
600 тыс. российских детей – сироты. Из них 90% – социальные сироты, т.е. дети, лишенные родительского попечения при живых родителях.
Многие дети живут и воспитываются в неблагополучных семьях – у родителей, которые ведут асоциальный образ жизни: пьянствуют, воруют, не работают, бродяжничают. Отношение родителей к детям в таких семьях зачастую потребительское – эксплуатируется детский труд, у родителей безразличное отношение к содержанию, воспитанию, образованию детей.
Нередки случаи жестокого обращения взрослых с детьми, попирания их прав и законных интересов, унижения достоинства детей, физического и психологического насилия над ними, что влечет за собой побеги из семей и детских учреждений, а порой и суициды.
Подходы к феномену «трудная жизненная ситуация» различны. Особенности специфики трудной жизненной ситуации в детском возрасте наиболее полно раскрыты в исследованиях социально- психологического и социально – педагогических планов. Главным фактором, нарушающим условия нормальной жизнедеятельности ребенка, является отсутствие заботы о нем со стороны взрослого человека.
На сегодняшний день завершается переход от социального обеспечения всех детей к социальной защите, попавших в неблагоприятные ситуации. Мероприятия социальной защиты становятся все более адресными и индивидуализированными. Перечень субъектов социальной защиты детства, однако, значительно сократился, хотя к нему и добавляется постепенно церковь и монастыри.
Известный русский педагог, основоположник научной педагогики в России К.Д.Ушинский сказал: «Мы не имеем права в образовании и воспитании отделять народ от его истории, в которой вера была созидающей силой славянской души. Поэтому национальное воспитание может быть только религиозным».
Основными духовными принципами воспитания детей являются:
1. Подавайте детям пример хорошей духовной жизни, личным примером. Дети подражают родителям и повторяют за ними все – и хорошее, и плохое. Нам нужно во всем следовать примером Святого Писания, это поможет нам в воспитании детей.
2. Отношение в семье между супругами самое сильное свидетельство.
3. Нужно стараться поддерживать контакт с детьми и по возможности как можно больше провести времени с ними и воспитывать в них послушание к Богу. Важно знать жизнь детей и быть их друзьями, чтобы они могли поделиться своим сокровенным, так мы можем дать им вовремя нужный совет и отвести их от беды. Каждый ребенок – это личность.
4. Не забывайте дисциплинировать детей. Дисциплинировать ребенка – это значит показать ему путь, по которому он должен идти, помочь ребенку стать самостоятельным, способным управлять своим поведением.
5. Дети принадлежат прежде всего Богу, а не нам. Сама возможность рождения детей должна рассматриваться как бесценный подарок, как награда от Господа. И милость Его, если у кого больше двух детей. Это небесное достоинство детей подчеркивается в Евангелии: «Пустите детей приходить ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное» –говорит Христос. Есть семьи, которые мечтают иметь детей и неустанно молятся за это.
6. Нам Богом доверено воспитание детей. Молитва – это, прежде всего, общение с Господом. Общаясь с Богом, ребенок передается в Божьи руки и под Его защиту.
Патриаршей Комиссией по вопросам семьи и защиты материнства разработаны предложения по организации церковной работы по поддержке семьи:
1. Создание структуры взаимопомощи многодетных семей на приходах.
2. Создание регионального центра поддержки семьи с пунктом вещевой помощи, службы юридического консультирования, детским садом, по возможности дополнительного образования детей.
3. Создание сети центров поддержки семьи в муниципальных районах и городских округах.
Помогая семье, общественные организации и церковь должны использовать все доступные организационные ресурсы и технологии. Но главное, что может спасти российскую семью и вообще наше Отечество от хаоса и распада – это вера во Христа. И этому главному Церковь должна учить людей, и мы призваны явить эту веру всей своей жизнью.
Главное – помнить, что духовно воспитать ребенка, не приобщая его к церковной жизни, невозможно. Когда ребенок видит, что родители молятся утром, вечером, посещают службу в храме, причащаются и причащают детей, он и сам будет стремиться к этому. Детская душа восприимчива и напитывается Божьим светом и получает иммунитет против разрушительных проявлений, которых в нынешний век с избытком. Религиозные образы необходимы ребенку для выражения религиозных переживаний. О значении семьи в процессе воспитания было сказано выше, но хотелось бы добавить, что семья вместе с Церковью может создать благоприятные условия для нравственного развития и духовного становления ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клемантович И.П. Социальная защита детей в России – М. 1988
2. О положении детей в РФ. Государственный доклад 1995 г.- М. 1996
3. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ. 14.05.1996
4. Введение в обществознание 8-9 кл. - М. 2004г.
5. Библия для детей Харвест 2005
6. Энциклопедия русской православной культуры – М. 2009
7. Я познаю мир Книга знаний – М. 2004
8. П.Астахов Я и улица – М. 2010