Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Сетевая форма организации допо...

Сетевая форма организации дополнительного образования детей на примере муниципального образования Шурышкарский район


Утробина Г. В.
заместитель начальника управления образования администрации муниципального образования Шурышкарский район

Утробина Г. В., заместитель начальника управления

образования администрации муниципального

образования Шурышкарский район

Ямало-Ненецкий автономный округ

 

 

В составе Шурышкарского района шесть сельских поселений, включающих двадцать семь населённых пунктов, которые удалены от районного центра (с. Мужи) на 25–120 км. Школы района, остаются основным образовательным центром села, компенсирующим отсутствие других образовательных учреждений (домов детского творчества), могут рассчитывать только на собственные возможности и ресурсы ближайшего социума.

«Сетевое образование – преодоление труднодоступности» – так называется муниципальный проект, направленный на создание системы сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования детей, формирование на этой основе единого образовательного пространства. Основными предпосылками для возникновения нашей практики послужили особенности Шурышкарского района: суровые климатические условия, расположение большинства школ в труднодоступных территориях и отсутствие в образовательных организациях высококвалифицированных специалистов.

Реализация проекта муниципального центра дистанционного образования, само его создание впервые позволили в гораздо большей мере обеспечить равные условия для получения дополнительного, профильного образования. Образования, которое строится на основе интеграции современных информационных технологий учебного, методического и научного назначения в условиях дистанционного обучения. Образования, которое направлено на более полное удовлетворение потребностей учащихся района посредством организации доступа и оперативного предоставления информации из фондов центра

(http://www.obrmuji.wslab.ru//; http://mrddt.3dn.ru//).

На начальном этапе реализации проекта были определены функции центра и его структура. Практически одновременно с разработкой и адаптацией образовательных программ ежегодно проводится выявление запросов учащихся на получение услуг центра. Сформирован банк данных об имеющихся в школах района курсах (программах) дистанционного обучения. Также составлены списки потенциальных слушателей курсов (школьников).

Сегодня по специальным программам в дистанционном режиме работают сетевые педагоги – работники центра или учителя школ района. Каждый сетевой педагог может набрать группу слушателей с заведомо высокой мотивацией к освоению программы, так как дети выбирают курсы по своему желанию и склонностям.

В 2014/15 учебном году организована работа по 21 программе (21 педагог) по четырём направлениям:

1)                профильное обучение и предпрофильная подготовка – 6 программ;

2)                подготовка к ГИА – 6 программ;

3)                подготовка к олимпиадам – 2 программы;

4)                дополнительное образование – 7 программ.

Для Шурышкарского района (дотационного почти на 90 %) очень значимо, что дистанционное обучение возможно осуществлять без привлечения дополнительных финансовых средств, а также, повторим, и то, что оно позволяет обеспечить доступность образования и равные возможности любому ребёнку района независимо от места проживания, статуса семьи, наличия персонального компьютера дома и выхода в Интернет (обучаться можно и в образовательном учреждении согласно графику занятий), повысить потенциал самореализации подростков, их мобильность.

Немаловажную роль в популяризации дистанционного обучения играет прове­дение очных занятий. Для школьников района ежегодно организуется канику­лярная школа «Путь к успеху», в которой участвуют более 100 обучаю­щихся 5–11 классов. Разработана своя эмблема мероприятия. В мероприятиях задей­ствованы как слушатели курсов (70–90 % от общего количества участников каникулярных школ), так и школьники, заинтересовавшиеся участием в проекте (http://mrddt.3dn.ru/news/ob_itogakh_provedenija_rajonnoj_kanikuljarnoj_shkoly_put_k_uspekhu_v_shuryshkarskom_rajone_v_2014_godu/2014-04-18-22). При этом основ­ной формой работы в очном режиме являются практикумы в различных фор­мах: интерактивные игры и викторины, мастер-классы, игры-шоу и др. Знакомство с творческими направлениями (рисование картины песком, создание видеороли­ков) позволяет расширить кругозор детей.

Нельзя не сказать и о том, что в ходе реализации проекта возникли объективные трудности: недостаточная скорость Интернета для качественного проведения занятий в режиме on-line посредством программы Skype; нехватка разработанных курсов по образовательным областям: литература, физическая культура, а также программы, обучающей созданию мультфильмов.

На основании ежегодного сбора и анализа данных, свидетельствующих о ходе и результатах реализации проекта, установлено, что в целом респонденты удовлетворены качеством и формами обучения. В качестве предложения высказано пожелание проводить очную каникулярную школу не один, а два раза в год (в период осенних и зимних каникул).

Многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это мнение разделяют и сами школьники. Молодёжь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт