Шайхинурова З.Р.,
руководитель ГМО учителей истории и обществознания,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»,
г. Губкинский
Не секрет, что в 11 классе появляется проблема «ненужных» предметов – предметов учебного плана, которые обучающийся не сдает в формате ЕГЭ. Резко падает подготовка и посещаемость этих предметов, особенно во втором учебном полугодии. И возникает проблема выбора перечня предметов для сдачи в формате ЕГЭ «на всякий случай», отказ от сдачи предметов, изучаемых в течение двух лет на профильном уровне, по различным причинам (передумал поступать, тяжело осваивать на профильном уровне и др.).
Реализация индивидуальной образовательной программы (далее по тексту ИОП) позволяет существенно снижать остроту этих проблем. Тезисно:
– на современном этапе перехода на ФГОС последнего поколения предъявляются новые требования к образованию, подготовке выпускников школы. Основная задача – научить учиться, самостоятельно получать знания; сформировать потребность к самообразованию;
– реализация компетентностного подхода требует новых форм организации учебного процесса;
– основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным [1];
– введение профильного обучения является социально-значимой масштабной инновацией, направленной на повышение качества и доступности общего образования на старшей ступени обучения. Профильное обучение обучающихся предполагает специализированную подготовку в старших классах общеобразовательной школы, ориентированную на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда;
– за последние несколько лет изменилось информационное пространство, изменились условия реализации образовательной деятельности, изменился сам ученик. Возникла необходимость формирования принципиально новой системы непрерывного образования – «образования человека через всю жизнь», в связи с чем происходит смещение акцента с идеи освоения учебной программы на идею создания, проектирования ИОП обучающимися в соответствии с личностно значимыми для него профессиональными предпочтениями.
Основополагающей идеей при проектировании ИОП является идея о том, что стандарт образования может быть достигнут различными путями с учётом различных форм получения образования, определённых Законом об образовании, и выбор пути зависит от особенностей конкретного обучающегося. ИОП «вынуждает» старшеклассника стать реальным субъектом своего образования, т.к. именно он оформляет замысел своей образовательной программы. В Концепции профильной школы поставлена задача создания условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
«Сетевая старшая школа» – школа индивидуальных перспектив» – проект по построению первой в округе модели пилотной сетевой старшей профильной школы на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Губкинский в период 2015-2017 учебный год под научным руководством Открытого института «Развивающее образование» (далее ОИРО) г. Москва.
Изучение предмета на базовом уровне идет в течение 2-х лет. Наша школа изучает программу на базовом уровне за один год, что позволяет в 11 классе формировать ИОП за счет высвобождения часов: профильная группа на базовом уровне не изучает предмет (в МБОУ «СОШ №7» на базовом уровне за курс старшей школы изучаются за один год следующие предметы: история, химия, биология, физика, география, информатика и ИКТ).
Изучая в 10 классе на базовом уровне 6 предметов учебного плана, обучающиеся осваивают обязательный образовательный уровень знаний. В 11 классе перечень обязательных предметов для изучения на базовом уровне существенно сокращается (русский язык, литература, математика (алгебра и начала анализа и геометрия), иностранный язык, обществознание (включая экономику и право), физическая культура, ОБЖ) – 17 часов в неделю. Соответственно 20 часов выделено на индивидуальную образовательную программу – предметы для изучения на профильном уровне по выбору и элективные курсы по запросу обучающегося и его родителей.
Обучающиеся 10-х классов на первой неделе обучения уходят на «погружение» [2-11] по ИОП: в течение трех дней тьюторы, педагоги-психологи, учителя-предметники и администрация школы реализуют образовательный модуль, итогом которого становится ИОП обучающегося на два года обучения в старшей школе. ИОП в течение первого года обучения в индивидуальном порядке дорабатывается с каждым учеником, и к завершении первого года обучения в старшей школе утверждается администрацией школы окончательный вариант ИОП обучающегося на выпускной класс.
Со второй недели обучения 10-классники уходят на «предметные погружения»: 3-6 уроков в один день, 3-6 уроков по 2-3 три дня подряд. Перед каждым погружением ученики получают модуль: описание количества часов, отведённые на работы, изучаемую/ые тему/темы, количество и виды предстоящих работ, темы семинаров, творческих заданий, сообщений и т.д., сроки выполнения тех или иных видов работ. В соответствии со временем погружения вносятся изменения в расписание, что отражается и в АИС «Сетевой город. Образование».
К рискам внедрения ИОП для обучающихся можно отнести:
– отсутствие у обучающегося необходимых умений и компетенций (на «погружение», в том числе и на самостоятельное освоение, выносится большой объем теоретического и практического материала);
– большую часть времени обучающийся работает самостоятельно, учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом, что может привести к снижению успеваемости и повышению нагрузки на ученика, повышению тревожности, волнения.
К рискам внедрения ИОП для педагогов можно отнести:
– длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;
– необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места.
К рискам внедрения ИОП для ОО можно отнести:
– сложности при составлении расписания (занятость педагогов в других классах – при погружении необходима замена уроков во всех классах, кроме 10-х);
– сложность отражения погружений в АИС «Сетевой город. Образование» (вносить изменения при каждом погружении – убирать предметы по плану, ставить по факту);
– отсутствие аудиторий лекционного типа, оснащенных модульной мебелью для изменения пространства урока, кабинета.
К преимуществам использования ИОП для обучающихся можно отнести:
– воспитание умения самостоятельно учиться, развитие рефлексивных способностей, самооценки;
– сокращение сроков обучения по предмету;
– развитие самоорганизации обучающегося (планирование собственного времени в соответствии с объемом работы, которую необходимо выполнить к определенному времени);
– формирование индивидуального образовательного маршрута в соответствии с планируемым профилем поступления, по интересам.
К преимуществам использования ИОП для педагогов можно отнести:
– повышение качества обучения за счет направленности обучения на отработку практических навыков;
– быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
К преимуществам использования ИОП для ОО можно отнести:
– реальное осуществление индивидуализации обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения;
– реальное осуществление динамического расписания.
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно – содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
Список использованных источников
http://s7gub.ru/иоп-2016-день-третий/.
http://s7gub.ru/погружение-по-иоп-2/.
http://s7gub.ru/запуск-иоп-в-10-х-классах-2014-2015-учебный-год-3/.
http://s7gub.ru/запуск-иоп-в-10-х-классах-2014-2015-учебный-год-2/.
http://s7gub.ru/запуск-иоп-в-10-х-классах-2014-2015-учебный-год/.