Маргун Е. Н., кандидат биологических наук,
управление образования Администрации
муниципального образования Приуральский район,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Школа Анны Неркаги (ранее Лаборовская начальная школа Приуральского района) – единственная образовательная организация на Ямале, которая приспособлена к проведению этнокультурных и этнопедагогических занятий в течение всего календарного года.
Уникальность данной школы в организации образовательного процесса, подборе содержания образования и условий реализации образовательной программы, которые строятся на авторских идеях известной ненецкой писательницы, лауреата премии им. Н. М. Чукмалдина, почётного жителя Ямало-Ненецкого автономного округа Анны Павловны Неркаги.
Анна Павловна создала этнографическую «школу жизни в тундре», в которой сегодня живут и учатся дети-сироты, нашедшие тут свою семью, и дети оленеводов из ближайших стойбищ. По мнению руководителя школы, главное для ребёнка – сочетать обучение в школе со свойственным для детей тундры ежедневным трудом: выпасом оленей, сбором ягод и грибов, ловлей рыбы, ведением хозяйства в чуме. Эта базовая идея этнопедагогики гармонично дополняется воспитательным компонентом (точнее, включает его в качестве одного из своих элементов) – активной ориентацией ребёнка на познание самого себя, природы родного края (в том числе и с целью наилучшего для растущего человека будущего самоопределения).
В практической деятельности школы этнопрофессиональных проб автор апробирует альтернативную региональную модель школы, которая предоставляет образование, развитие и воспитание в условиях кочевья. Такой механизм позволяет подростку выбрать для себя наиболее приемлемый путь: продолжить вести традиционное хозяйство (оленеводство), получить понравившуюся профессию и иметь возможность вернуться в тундру (ветеринаром, кочевым учителем/воспитателем и пр.) или остаться в городе, посёлке.
Полученные к сегодняшнему дню результаты позволяют сделать вывод, что образование и воспитание детей, принадлежащих к определённому этносу, успешнее происходит на основе диалектического усвоения, осознания учеником единства: семья – часть рода, род – часть этноса, этнос – часть народов Ямала, ямальцы – составная часть России и мировой цивилизации.
В ходе реализации описываемой практики назрела насущная необходимость пополнения школы квалифицированными педагогическими кадрами, которые могли бы полноценно обеспечивать образование в экстремальных условиях Крайнего Севера, а также обладали знанием языка, культуры и традиционного хозяйствования тундрового населения. Для этого в Ямальском многопрофильном колледже было организовано обучение первой группы из 8 студентов по программе «Учитель начальных классов» со специализацией «Кочевой учитель» (выпуск состоялся в 2014 году). Нельзя не обратить внимание на то, что программа профессиональной подготовки построена на сочетании традиционного обучения в колледже с прохождением практики в условиях кочевья и этностойбища.
Благодаря внесению изменений в законодательную базу Ямало-Ненецкого автономного округа закреплены права родителей на выбор образовательной организации, формы организации образовательного процесса, предоставлена возможность индивидуального обучения детей из числа коренных малочисленных народов Севера.
В школе реализуется авторская образовательная программа, куда включены такие курсы этнокультурной направленности, как «Мудрые мысли», «Этнический мир ненцев Байдарацкой тундры», «Безопасность жизнедеятельности: выживание в условиях тундры». Завершена работа по обновлению содержания учебного материала предметов федерального компонента (в рамках предмета «Технология» мальчики изучают основы оленеводства, изготовления нарт и т. п., девочки занимаются выделкой оленьих шкур, пошивом национальной одежды, бисероплетением, национальной кухней).
Дополнительно разработана и издана тетрадь на печатной основе «Тундровичок-нулевичок» для детей подготовительных групп, куда включены народные сказания, песни, легенды, загадки. Весь материал изложен в стиле ненецкого повествования с традиционными рисунками.
Ещё в 2003−2005 годах велась апробация новой системы организации учебно-воспитательного процесса: формирование системы преемственности семейного и школьного воспитания в условиях тундровой малочисленной сельской школы. По мере развития практики сформированы 3 модели кочевого образования.
Стационарная модель (рассчитана на обучение детей из ближайших кочевий (30–50 км). Дети проживают в семьях родственников в д. Лаборовая и обучаются в стационарной начальной школе, выезжая на выходные к родителям).
В рамках полустационарного обучения дети проживают в условиях этностойбища «Земля надежды» (филиал Школы Анны Неркаги в 30 км от д. Лаборовая), полностью соответствующих традиционному образу жизни тундровиков. Этностойбище постоянно расширяется, обеспечивая полустационарное образование детей без отрыва от уклада и образа жизни коренных жителей. Созданы (выстроены) классы для занятий этническим трудом в стиле «юрты» для мальчиков и девочек, учебный класс, домики для педагогов, а также небольшой православный храм, для духовного воспитания обучающихся.
Обучение мальчиков и девочек проходит по раздельному принципу в специальных чумах (национальная особенность северных народов).
В соответствии с моделью кочевого обучения учитель выезжает по месту проживания детей и проводит занятия непосредственно в чуме, в котором проживает ребёнок вместе с родителями.
Таким образом, школа даёт возможность создать образовательную среду, максимально полно соответствующую социокультурным традициям кочевого населения и позволяющую в полном объёме реализовать федеральный государственный образовательный стандарт (полустационарная модель).
Дальнейшая отработка и совершенствование содержания кочевого образования в школе предполагает создание для различных предметов федерального компонента дидактических материалов этнокультурного содержания; конструирование авторского дидактического материала, учитывающего национальные особенности кочевого населения и его тиражирование; разработку программ дополнительного образования с этнокультурным содержанием (и обеспечение всем этим учителя и учащегося). Планируется дополнительное профессиональное обучение кочевых учителей по программам «Водитель снегохода», «Оказание первой медицинской помощи», «Обслуживание систем спутниковой навигации и связи» и др.
Организация обучения и воспитания детей в условиях семейного, производственного кочевья, углублённое изучение родных языков в естественных жизненных условиях, ознакомление с живыми народными традициями и обычаями, привитие ценностей этнической культуры позволит избежать исчезновения коренных народов в новых исторических условиях. Это лишь некоторые важные задачи и вместе с тем неотъемлемые черты построения образовательного процесса и пространства в Школе Анны Неркаги.
Таким образом, есть надежда и основанная на фактах и реальном воплощении изложенных идей в работе Школы Анны Неркаги уверенность в том, что при практическом решении задач кочевой школы по более качественному удовлетворению образовательных потребностей коренных народов Севера может быть успешно решена проблема восстановления разорванных связей между поколениями.