Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Школьная экотропа – важнейший ...

Школьная экотропа – важнейший ресурс экологического образования школьников


Тарасова Наталья Васильевна
учитель химии и биологии
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ягельная средняя общеобразовательная школа»
г. Надымский район п.Ягельный

Краткая аннотация: Экотропа - один из важнейших компонентов развивающей среды школы, она дает возможность ученику наглядно познакомиться с разнообразными процессами в природе, получить навыки проведения экологических исследований, определить местные экологические проблемы и по-своему решить их, начиная с начальных классов. Изучать взаимосвязи компонентов природных комплексов по маршруту экотропы можно в процессе индивидуальной и групповой исследовательской работы.

 

 

Одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, формирование «экологического восприятия мира, навыков и умений экологического взаимодействия с ним» [1]. Значительное место в экологическом образовании школьников занимает организация самостоятельной познавательной, исследовательской деятельности, наблюдений, проведение практических опытов непосредственно в природной среде. Реализовать это положение в нашей школе позволяет экотропа. Учащиеся под руководством педагогов имеют возможность проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной среды, изучать характер природопреобразующей деятельности человека, учиться прогнозировать всевозможные последствия такой деятельности.

Проект Эколого-географическая тропа «В гармонии с природой» реализуется второй год. Развивающая зона  создавалась под руководством учителей географии и биологии, и имеет протяженность 3 км. Протяженность маршрута тропы обусловливается временем, в течение которого может проводиться экскурсия. Для старшеклассников — это два, два с половиной часа — соответственно длина маршрута составляет около двух километров. Для малышей проводятся ознакомительные экскурсии на отрезке маршрута, который возможно преодолеть за 30 – 40 мин. На информационных щитах, установленных на тропе, размещена не только информация о самих природных комплексах, но инапоминания о необходимости охраны природы.

Экологическая тропа рассчитана прежде всего на обучающихся школы, но ее возможности могут использовать и педагоги, старшие дошкольники, родители учащихся, жители поселка. Всего маршрут тропы включает 6 станций: лес, вырубка, болото, карьер, река, горельник.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на экологической тропе состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Школьная экологическая тропа имеет большое значение для учащихся, прежде всего на уроках географии и биологии. Основными формами организации занятий с использованием возможностей экотропы являются практические работы и экскурсии, результаты которых могут быть представлены в форме схем, таблиц, характеристики природного комплекса, мини-сочинения.

Начиная с начальных классов, проводятся экскурсии, и мы получаем первые сведения о деревьях, кустарниках, травах. Ребята 6 – 11 классов выполняют практические и лабораторные работы. Перед выходом на практическую работу  ведется подготовка:  учащиеся получают опережающие задания, что положительно влияет на формирование интереса к изучению учебного предмета. При проведении практических работ на местности школьники лучше усваивают учебный материал, учатся работать в команде, пользоваться измерительными приборами, в том числе и инновационными.

Такие занятия  способствуют получению знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, мотивируют к учебной и исследовательской деятельности. Кроме того формируются умения видеть проблему, находить способы решения и добиваться успеха. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию. Что касается воспитания любви к природе, то где, как не на природе, можно показать ее красоту, ранимость, а порой просто беззащитность перед натиском человека, убедить в том, что природа, сама «просит нашей помощи, защиты и любви».

Экологическое образование осуществляют в той или иной степени все преподаватели нашей школы. Но исследования экологического характера проводятся под руководством учителя химии и биологии. В истекшем учебном году учащимися были выполненыследующие работы:«Исследование бытовых отходов в посёлке»,  «Исследование состава и качества питьевой воды п. Ягельный», «Исследование лишайников вокруг школы п. Ягельный» и др.

Реализация проекта по созданию эколого-географической тропы способствовала увеличению в 2013/2014 учебном году количества курсов экологической направленности в школьном компоненте учебного плана: в 8 классе будет продолжена реализация спецкурса «Здоровье человека и окружающая среда», в 10 классе – учебного практикума «Экология человека», учебных практик «Тайны живой природы», «Основы экологии»,

в 3 классе – учебно-исследовательского модуля «Экологическая тропинка» в рамках внеурочной деятельности.

Методическими продуктами первого года реализации проекта стали разработки воспитательных мероприятий экологической направленности: дискуссий «Хрустальный шар в твоих руках», «Земля – наш общий дом», Урока чистой воды, конкурса  «Экологический марафон», круглого стола «Можно ли преодолеть экологический кризис и что для этого нужно», устного журнала «Береги свою планету, ведь другой на свете нет» и т.д.

Естественным ограничением реализации проекта является длительный зимний период, когда возможности тропы не могут использоваться в полной мере, поэтому некоторые мероприятия мы вынуждены переносить в помещение.

Таким образом, учебная экологическая тропа служит местом распространения элементов экологической культуры среди различных слоев населения. В процессе общения с природой вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.

 

Литература

1. Закон «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе», принят Законодательным Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа 19 июня 2013г.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт