Колесников Петр Иосифович, председатель Думы Пуровского района
Падылин Алексей Владимирович, протоиерей, настоятель прихода храма в честь святителя Николая Чудотворца г. Тарко-Сале
Пуровский район, г. Тарко-Сале
"Надо крепить оборону на Западе,
а друзей искать на Востоке"
Александр Невский
За все время развития цивилизации в северо-восточной части Евразийского континента, историки выделяют несколько волн активного взаимодействия западной и восточной культур. Попеременно вытесняя и сменяя друг друга, они то захватывали у соседних народовбольшую часть территории их проживания, то исчезали, оставив о себе памятные курганы.
Но при этом все исследователи сходятся во мнении, что начиная с конца XV века со стороны России самыми активными участниками, а часто и инициаторами этого движения, были российские казаки. Проживая на границе европейской христианской и восточных исламской, буддистской и языческойкультур, они стали той силой, которая в первой половине XVII века почти без военных столкновений включила в состав Российского государства огромную территорию, на которой проживали десяткибольших и малых азиатских народов.
Продвигаясь от Уральских гор «на встречь солнцу», они менее чем за сто лет дошли до Тихого океана, отметив свой путь строительством десятков городков и крепостей. И проходя этот нелегкий путь, возможно сами того не осознавая, сибирские казаки выступили активными последователями восточной политики великого князя и православного воина Александра Невского. Ведь общеизвестно, что при жестком военном противостоянии с католическим Западом, свою восточную внешнюю политику Александр Невский строил максимально избегая конфликтов. В этом он видел возможность сохранения Российского государства, а в будущем рост его могущества. И именно благодаря такой политике ему и удалось сохранить независимость нашего государства в период его правления. А российские казаки, пришедшие в Сибирь, фактически не покоряя, а присоединяя новые территории, исполнили его мечту, сделав Россию великой евро-азиатской державой.
Свое первое официальное название «Царская служивая рать» казачьи дружины, пришедшие за Урал,получили от Ивана Грозного 6 декабря1582 года за стремительное присоединение Сибири к Российскому государству. При этом, справедливости ради нужно отметить, что они не были первыми русскими, пришедшими в Сибирь. Но главная заслуга сибирцев заключается в том, что они остались в этом суровом краю на постоянное жительство и стали вместе с местным населением осваивать бесконечные сибирские и дальневосточные просторы. Так началась практическая реализация одного из намерений многих русских князей, в том числе и Александра Невского. С присоединением Сибири наше государство стало многократно богаче и сильнее, но эта богатая, но холодная земля никогда не была просто колонией, она всегда была, пусть далекой, но полноправной частью нашего государства.
Почему это удалось именно казакам? Ответ прост. Как уже говорилось, издревле проживая на границе европейской и азиатской культур, казаки научились быстро адаптироваться к местным условиям, активно перенимать накопленный опыт хозяйствования у местных народов, а установив твердую власть «Белого царя»,стали способствовать сохранению и развитию всех сибирских народов. Ведь с приходом в Сибирь казачьих дружин на ее территории прекратилась работорговля и междоусобные войны, истощающие все живущие здесь народы.
Подтверждением правильно выбранной политики казаков по отношению к местным народам может, во-первых, служить удачно выбранный маршрут, по которому шли первые и совсем немногочисленные казачьи отряды на Восток. Он пролегал на границе лесов и степей. В таком случае, по мнению степных народов, проживающих на юге Сибири, казаки не представляли для них никакой угрозы, так как не посягали на места постоянного выпаса их животных и до военных столкновений дело не доходило. Народы северной части Сибиритакже не вступали в активную борьбу с пришельцами. Ведь основные отряды казаков прошли южнее мест их постоянных кочевий, к тому же единственным практическим следствием казачьего присутствия для аборигенов Крайнего Севера стал необременительный ясак, то есть уплата одного – двух соболей в год, который инородцы понимали как подарок, дань вежливости «белому царю», который взял их под свою защиту.
Но самым важным, с точки зрения многих исследователей, является второе обстоятельство. Выступая, как уже говорилось выше, продолжателями восточной политики Александра Невского, сибирские казаки в основной своей массе легко и быстро устанавливали плодотворные контакты со всеми народами Сибири и Дальнего Востока. Конфликты, которые возникали на первых порах, например с бурятами и якутами, быстро улаживались на взаимовыгодных условиях и тяжелых последствий в виде национальной розни не имели. Доказательством сказанному может служить тот факт, что со времени прихода казаков в Сибирь, на ее территории не только не исчез ни один малый народ, но их численность даже увеличилась.
Не было в Сибири и массового насильственного крещения. Будучи сами очень религиозными людьми, сибирские казаки всегда отличались веротерпимостьюи с большим уважением относились к чужим культурным традициям. Принеся с собой свет православной веры, они активно способствовали включению коренных народов Сибири в общемировую христианскую культуру. Их жизнь в суровых условиях Сибири является ярким отражением христианской основы жизни всех русских людей в этом холодном краю.Православные подворья, построенные сибирскими казаками на берегах сибирских рек, с первого дня их появления были центрами духовности, образования и хозяйственности.
Самые главные заповеди по словам Иисуса Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» —сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф. 22:37-40) История освоения Сибири казачеством показывает исполнение этих заповедей. Казаки сохранили веру православную и преумножили ее в сибирской стране, являя любовь к Богу. И «ближними» по Евангелию для казаков стали и местные народы, с которыми старались жить в мире и взаимоуважении. Эта жизненная основа – любовь к Богу и людям, как образу Божию, вела к созиданию, а не к разрушению. И этим казачество явило себя наследником духовной христианской жизни святого благоверного Александра Невского.
Все вышесказанное хорошо видно и по истории присоединения к Российскому государству Обского Севера. В устье реки Оби казаки пришли в начале последнего десятилетия XVI века, здесь в 1595 году они заложили крепость Обдорск, которая на долгие годы стала плацдармом освоения данной территории. Спустя несколько лет в 1601 году отряд,состоящий из тобольских и березовских казаков, заложил на реке Таз в восточной части Обского Севера крепость Мангазею. И сразу же за казаками на эту северную землю пришли купцы и промышленники. Богатства этих земель по тем временам былинемыслимые: мамонтовая кость, мягкая рухлядь – пушнина в те времена ценились наряду с золотом и были одним из основных экспортных товаров, наполнявших казну молодого российского государства.
Прибыв на Обской Север, обдорские и мангазейские казаки не только несли таможенную и охранную службу, но и помогали местным воеводам собирать ясак с местных жителей. А самое главное, они практически с первого дня своего пребывания на Обском Северестали систематически направляли свои дружины дальше на восток, открывать для Российского государства новые земли в русле реки Енисей. Уже в первое десятилетие своего пребывания на Тазу, мангазейские казаки проложили дорогу на туруханскую землю, где на месте зимовья появился Свято-Троицкий Туруханский монастырь, что говорит о духовной жизни казаков-первопроходцев. А уже с 1630 года походы обдорских и мангазейских казаков на Таймыр и в устье реки Лены были обычным делом. В те годы освоение Енисейского края шло по северному пути.
Но вся эта нелегкая служба сибирцев на Обском Севере не была омрачена негативным отношением к его коренным жителям. Простым, но убедительным подтверждением такого мирного взаимоотношения коренных северян и казаков может служить тот факт, что в песнях и сказках ненцев, ханты и селькупов вы не найдете неблагоприятных описаний их взаимоотношений. Нет ни одного народного сказания, в котором описывались бы военные притеснения со стороны казаков. Наверно это и есть самая высокая оценка, данная одним народом другому, который пришел на их землю и подтверждение правильности выбранной ими политики по мирному присоединению сибирских и северных территорий. Политики, которая была выработана еще Святым Благоверным князем Александром Невским, и который по праву считается одним из небесных покровителей российского казачества.
Список использованной литературы:
1. Буцинский П. Н. Мангазея, Сургут, Нарым, Кетск. Тюмень 1999 г.
2.Кочедамов В. И. Первые русские города Сибири. Москва 1977 г.
3.Софронов В. Становление православия в Сибири в XVI – XVII веках, Ямальский меридиан № 4, Салехард. 2002 г.
4.Орлова М., Добренко А. Россия под скипетром Романовых. Москва. 1990 г.
5.Степанченко В. И. Казачьему роду нет переводу (Очерки истории казачества). Санкт-Петербург. 2001 г.
6.Православие на Обь-Иртышском Севере. Екатеринбург. ООО «Баско» 2007 г.