Майорова Е.Б., учитель физики,
МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №4», г. Салехард
В настоящее время реально существует проблема старшеклассников, которые готовятся к поступлению в высшие учебные заведения, но не имеют условий довузовской подготовки, сравнимых с условиями, в которых находятся их сверстники в городах с крупными научными центрами. Проблема является острой и для выпускников школ города Салехард и других северных территорий Ямала, особенно если это физико-математическое, техническое или естественнонаучное образование.
Существуют различные способы решения, в основном небольшое количество дополнительных занятий в образовательной организации, учреждениях дополнительного образования и занятия с репетиторами, но в полном объеме не только не реализуются цели и задачи довузовской подготовки, но и не формируются важные для выпускника метапредметные компетенции, связанные с планированием его будущего.
Система компетентностных практик «Турнир юных физиков» является одним из решений, направленных не только на совершенствование качества физико-математического образования выпускников, но и на формирование метапредметных компетенций ФГОС СОО, необходимых будущим студентам технических вузов.
Реализация данной практики позволяет решать актуальные проблемы физического образования, связанные с удаленным географическим расположением небольшого северного города от научных центров. Прежде всего, инновационная значимость практики связана с иным решением в организации довузовской подготовки старшеклассников с использованием формата профильных смен в г. Санкт-Петербург, причем не только для старшеклассников городов Салехарда, но и Лабытнанги и муниципальных образований Приуральского района.
Организация системы мероприятий в области точных наук для подготовки к участию во Всероссийской олимпиаде «Турнир юных физиков» для учащихся салехардских школ началась в 2005 году. Отправной точкой стал Зональный турнир на физическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. Начиная с 2011 года – это система компетентностных практик, проводящихся в несколько этапов в течение каждого учебного года.
Данная практика представлялась как «Образовательный бренд Ямала» на официальном сайте департамента образования Ямало-Ненецкого АО по адресу http://praktiki.yamaledu.org/municipalnye-praktiki-2016/turnir-yunyh-fizikov-ot-igry-k-profilnomu-obucheniyu/
Целью практики является создание условий старшеклассникам как будущим студентам для качественного физико-математического образования, а также получения знаний, необходимых для успешного поступления и адаптации к последующему обучению в любом техническом высшем учебном заведении.
Задачи:
Основная идея практики заключается в нахождении пути решения проблем организации профессиональных проб старшеклассников Салехарда в ведущих технических вузах России в форме каникулярных школ и профильной смены.
Одна из целей проведения всех каникулярных школ – формирование открытого образовательного пространства для старшеклассников Салехарда, которые смогут в школьном возрасте ознакомиться с обучением в технических вузах и в дальнейшем обоснованно выстраивать свои образовательные и жизненные траектории.
Образовательной задачей является формирование метапредметных компетенций старшеклассников высокого уровня не только в области исследовательской деятельности (ФГОС СОО).
Технология практики состоит в поэтапном участии старшеклассников в сериях проектов-модулей (по типу квестов) в области точных наук.
Подготовка к квестам – один из основных этапов работы:
а) объявление мероприятия, размещение заданий на сайтах образовательных организаций, создание сетевых групп в социальных сервисах, создание виртуальных бесед для дистанционного консультирования преподавателями вузов, подготовка научно-исследовательских работ по тематике;
в) проведение 1-2 дневной интенсивной школы по подготовке, оформлению, представлению исследований;
г) 2-дневный турнир в форме научной дискуссии, где все участники команд выступают в ролях: Докладчик, Оппонент, Рецензент, Защитник, Эксперт, Инвестор.
Квесты в г. Салехард:
Квесты в г. Санкт-Петербург:
Квесты включают в себя большое количество научных, образовательных мероприятий для школьников, в том числе:
Результаты освоения метапредметных компетенций
Многие участники после выполнения научно-исследовательской работы продолжают свою деятельность в выбранном направлении. За время летних каникул и первой четверти они дорабатывают и усиливают свои результаты, что позволяет представлять их на значимых конференциях, публиковать первые статьи.
Продемонстрированные успехи в освоении методик проведения экспериментов, умении наблюдать и делать выводы, быть терпеливым и настойчивым в достижении поставленной цели завершает каждый цикла научной работы представлением её результатов в виде доклада перед соответствующей аудиторией.
Участие в каждом мероприятии дает неоценимый опыт публичного общения, помогает выявить преимущества и недостатки проведённой работы, улучшает собственное понимание результатов и, несомненно, ставит новые вопросы перед начинающим исследователем.
Инновационные продукты, получаемые при реализации практики:
Использованные источники информации:
http://www.phys.spbu.ru/school/main.html