Система работы учителей математики по подготовке учащихся к ГИА по математике
(Из опыта работы учителей математики
МАОУ СОШ №3 г. Новый Уренгой: Новосад Н.А., Стуколкина Л.В., Джолумбетова Г.О., Легостаева Л.И., Здобнова А.В., Уразова Э.С., Гафиятуллина О.Л., Таныгин Е.Г.)
Пояснительная записка
Введение государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ и ЕГЭ в 9, 11 классах вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.
Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но сместился акцент к требованиям умений и навыков. Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.
В данной ситуации учителям приходится находить различные пути решения данной проблемы. И здесь уже однозначного решения нет: подготовленность детей разная, уровень классов разный.
В чём же заключается подготовка к государственной итоговой аттестации и как эффективнее её провести?
Очевидно, что для повышения эффективности подготовки к итоговой аттестации учитель должен быть готов организовывать систему внутренней оценки (текущей, промежуточной, итоговой) достигаемых результатов всех уровней. Необходимо организовать подготовку обучающихся к итоговой аттестации, опираясь на нормативные документы: КИМы, спецификаторы, кодификаторы. Из кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся по каждому уровню образования выделяются темы для каждого года обучения, начиная с 5 класса. Составляются таблицы, содержащие информацию:
Код контролируемого элемента Элементы содержания, проверяемые в ходе тестирования Требования к уровню подготовки учащихся, освоивших общеобразовательную программу основного общего образования (среднего общего) по математике за курс ___ класса Параграф, стр.
Каждый ученик получает вначале учебного года такие таблицы и «контролирует» процесс своего обучения вместе с учителем. Учителями математики отлажена система диагностики пробелов и коррекционной работы на основе вышеуказанных кодификаторов. Систему мониторинга достижений образовательных результатов будущих аттестуемых выстраивают, начиная с 5 класса. Каждый учащийся создает портфолио «Мониторинг подготовки к ГИА по математике». Заполняется оно учителем совместно с учеником. Наряду с самостоятельными и зачётными, контрольными работами, результатами успеваемости по предмету, в портфолио также вкладываются диагностические карты подготовки к итоговой государственной аттестации, диагностика успешности учащегося. Проводя различные виды тестирования, учителя получают текущую информацию о пробелах в знаниях каждого ученика. При этом также можно узнать, как усвоена та или иная тема учениками всего класса.
На основе кодификатора требований к уровню подготовки по математике выпускников основной (средней) школы каждого года обучения были составлены итоговые контрольные работы в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Итоговая контрольная работа включает в себя задания по алгебре и геометрии и проводится в конце учебного года с целью проверки уровня усвоения учащимися курса математики каждого года обучения.