Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Сказка в семье – нравственное ...

Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок»


Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок»

Скулкина Ирина Владимировна,

МОУ Толькинская школа-интернат

среднего (полного) общего образования,

Красноселькупский район

 

 Сказка – это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.

В. А. Сухомлинский

Ребенка нужно воспитывать еще с пеленок, как ни странно бы это звучало. Главные основы и начала хорошего поведения закладываются у него на первом году жизни. В этот период у малыша развиваются навыки аккуратности и точности, важные формы морального и эстетического воспитания; закладываются и формируются как хорошие, так и плохие привычки; начинает свое развитие эмоциональная, экспансивная среда; ребенок учится гигиеническим азам, а также культуре общения и деятельности. В период стремительного развития младенца перед родителями стоит задача развить у ребенка как можно больше положительных качеств и, по возможности, препятствовать развитию вредных привычек.

В настоящее время все чаще можно наблюдать примеры детской бессердечности, враждебности и недружелюбия по отношению друг другу, к близким и родным людям. Под воздействием далеких от высокой морали и нравственности мультфильмов, у детей формируются неверные представления о духовных и морально-нравственных качествах: доброте, душевности, милосердии, справедливости. С самого появления на свет ребенок стремится к хорошему идеалу, поэтому считаю, что уже с самого младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть всякого поступка и действия.

  Наверное, все, кто связан с воспитанием детей младшего дошкольного и школьного возраста, часто замечают, что не все дети умеют правильно контактировать друг с другом, отдельные обнаруживают в себе склонность к агрессивности, у них проявляется нежелание помочь товарищу в трудной ситуации, у детей слабо развиты навыки сострадания, отзывчивости. А формирование и развитие духовных и морально-нравственных качеств человека наступает именно с раннего возраста.

Проблема заключается в том, что в наше время, в век всеобщего духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает и теряет свое благородное предназначение.

  Актуальность проблемы заключается в том, что с помощью сказки ребенку проще приобрести экспансивно-нравственный опыт и в будущем уже сформироваться как личность. Дальнейшее развитие и созревание личности ребенка будет зависеть от правильной организации работы с родителями.

Объектом представленной работы является духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет работы – положительное воздействие и влияние сказки на духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников.

Целью работы является изучение сказки, как средства духовного и нравственного воспитания детей разного возраста.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

– рассмотреть духовно-нравственные достоинства сказки в воспитании дошкольников и младших школьников;

– раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

и младших школьников при помощи сказки

Одним из путей достижения духовно-нравственного воспитания и развития детей является простое на взгляд прочтение художественной литературы, в частности, народных сказок. Именно сказка с младенчества сопровождает малыша по жизни, в сказке ребенок начинает свое первое знакомство с героями, видит их взаимоотношения, которые затем переносятся уже на взаимоотношения ребенка с родными и близкими. Сказки являются одним из средств формирования и развития личности: дети знакомятся с понятиями «добро» и «зло», «плохое» и «хорошее», с пониманием осмысливают переживания героев, учатся правильно строить речь, учатся снимать тревожность.

Более ста лет назад русская педагогика отдавала предпочтение именно сказкам, подчеркивая их воспитательное и образовательное значение. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки» признает, что «если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою, но если рассказать им сказку, проникнутую той же мыслью, – ребенок будет взволнован и потрясен ею» [6; 47]. Богатый и разнообразный для нравственного воспитания детей материал представлен именно в сказках. Не случайно они составляют часть текстов, на которых дети изучают и познают многообразие мира. Уже многие сотни и тысячи лет сказки передаются из поколения в поколение, на них воспитывались наши родители, дедушки и бабушки, в них сокрыт огромный клад народной мудрости. Волшебный, чарующий мир сказок, причудливые сюжеты и сказочные герои, которых так любят дети от мала до велика, могут найти свое применение для решения целого комплекса задач: воспитание и развитие в ребенке всего самого доброго и положительного; стремления и тяготения к образованию; развитие независимой и самостоятельной личности, а также развитие общей коррекции поведения ребенка и др.

Можно ли представить детство наших детей без волшебных сказок, без любимых книг? Это невозможно, ведь сказки входят в жизнь ребенка с детства, с молоком матери, и остаются с ним на всю жизнь.

Слушая сказку, впитывая услышанное, ребенок познает свое место в этом большом мире, получает свои первые знания и представления о добре и зле, о друзьях и недругах, дружбе и предательстве, о правде и лжи. Именно таким образом в ребенке закладываются моральные и духовные-нравственные ценности. И как бы пафосно не звучало, можно отметить, что чтение сказок малышу – это, прежде всего, воспитание души. А духовное богатство личности, как полагает В. А. Сухомлинский, это, прежде всего, часть духовного богатства нации [3; 21].

Воспитательная ценность русских народных сказок

В народных сказках заключены характерные черты русского народа: любовь к свободе, настойчивость во всех делах, природный ум, напористость, упорство в достижении своей цели. Воспитательная ценность народных сказок заключается в воспитании у детей любви к Отечеству, своей родине, гордости за свой народ. Такие сказки вызывают у детской аудитории богатые эмоции, которые дают возможность детям понять смысл основной идеи произведения, правильно оценить существующие или возможные, уже не сказочные, ситуации. Сказка для детей – это не просто выдумка или фантазия, это особенная реальность, действительность мира чувств и ощущений. Для ребенка сказка раздвигает рамки обычной жизни, обогащает его кругозор, в сказочной форме дети встречаются с такими сложнейшими, порой противоположными явлениями и чувствами, как смерть и жизнь, жалость и предательство, свобода и независимость, гнев и сострадание, любовь и коварство и тому подобное. Форма описания этих явлений в произведениях необычная, сказочная, легко доступная разумению и пониманию детей любого возраста, хотя высота проявлений и духовно-нравственный смысл остаются истинно «взрослыми». Те уроки и поучения, которые преподает нам сказка, это уроки и поучения на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Для детей – это ни с чем несравнимые уроки духовной нравственности, для взрослых – это уроки, в которых сказка показывает своё, временами абсолютно неожиданное для взрослых воздействие и влияние на ребенка.

Слушая народные сказки, ребенок глубоко сочувствует персонажам, у него зарождается внутренний импульс к содействию, помощи, защите себя и всех обиженных, но эти эмоции также быстро гаснут, как и появляются, так как отсутствуют условия для их реализации в нашем мире. Однако они заряжают душу ребенка нравственной энергией. Более того, совместное чтение сказок способствует развитию у детей естественного и крепкого интереса к книге и понятия о правильной, красивой, высокохудожественной и литературной речи, влечению к родному языку, которое позже назовут врожденной грамотностью.

Чудный сказочный мир, наполненный фантастическими чудесами и магией, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью окунается в нереальный мир, творчески старается преобразовать его под свое видение, воспринимая происходящее в сказке, как настоящую реальность. Любая, на первый взгляд мелочная проблема, является для него серьезным, порою тяжким испытанием. Он старается найти помощь у родителей, однако часто они ограничиваются мудрыми фразами, непонятными для ребенка. В эти моменты ребенок уходит в себя, отстраняется от всего мира, оставаясь наедине со своей большой проблемой, которая, по его мнению, не решаема. Таким образом, у ребенка начинает формироваться чувство неполноценности, появляются проблемы общения с родными людьми и со своими сверстниками. Зачастую родители не могут найти подход к своему ребенку, не могут самостоятельно достучаться до недр его сознания, а кто как не родители несут огромную ответственность за психическое состояние своего ребенка? Найти выход из сложившейся ситуации и предотвратить излишние переживания ребенка поможет связь чудесного мира сказок с реальным миром ребенка, которая связывает его события, мысли, поведение со сказочными героями.

Благодаря сказкам у детей развивается потребность подражать. Ни один ребенок не откажется от того, чтобы быть сильным, ловким, добрым, умным. Все это возможно в сказке, и перевоплотившись в волшебных сказочных героев, в рыцарей и принцесс, в колдунов и фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и наслаждением выполняют задания, чем будучи просто Катей, Дашей, Дамилем или Мишей.

Почему дети любят сказки? Потому что в них естественное, непринужденное пространство их безмерного потенциала и безграничных возможностей, потому что в них компенсируются действия, которых не хватает в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь. Через сказки дети получают знания об удивительном мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, встающих у человека на жизненном пути. Через сказки дети учатся преодолевать барьеры, находить выход из тяжелых ситуаций, верить в силу добра, любви и верности. В волшебных сюжетах сказок зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек, в том числе и ребенок. Например, часто в сказках главный положительный герой оказывается на перекрестке дорог, на распутье, где ему, как правило, предлагается три варианта для дальнейших действий. В повседневной, реальной жизни и ребенок, и взрослый неизменно сталкиваются с выбором: от элементарного – чем позавтракать перед работой или школой, и до жизненно важного – что делать и как дальше жить. Поэтому, читая или слушая сказки, на примере судеб героев дети могут проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.

Чтобы способствовать эффективному воспитанию духовно-нравственных качеств ребенка с помощью сказки, необходимо знать отличительные черты и особенности сказки как жанра, уметь правильно подбирать произведения в соответствии с возрастом детей и положительным воздействием на их эмоции. Более того, сказка должна воспитывать и развивать в ребенке уверенность в своих силах. К примеру, сказки для младшего возраста («Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Заяц-хваста») формируют у детей чувство справедливости и взаимовыручки.

    Сказки не дают четких, конкретных наставлений и инструкций, в их сюжете содержится поучительный урок, который во время или после прочтения сказки родители вместе с детьми обязательно должны обсудить и сделать простые, доступные выводы. К примеру, есть сказки, которые учат слушаться родителей («Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»), есть сказки, которые восхваляют трудолюбие («Крошечка-хаврошечка», «Царевна лягушка», «Мороз Иванович», «Морозко»).

   Если говорить о жанре сказок, то нельзя не заметить, что детей любого возраста привлекают сказки о животных, в которых главными героями показаны птицы, рыбы, животные; но самое примечательное в этих сказках то, что герои ведут себя как люди: разговаривают, поют, строят дома и живут в них, также как люди носят одежду, создают семьи. Так в иносказательной форме дети получают необходимые знания, у них формируются моральные и нравственные ценности, ведь любой ребенок примет сторону обиженного зайчика, а не злой лисы или волка.

В бытовых сказках рассказывается о ситуациях из бытовой жизни людей, их ежедневных занятиях, труде, а героями опять-таки могут выступать не только люди, но и животные. Описание элементарных бытовых сюжетов будет доступно и младшим дошкольникам при условии, если эти сюжеты им знакомы, ну а более развернутые бытовые сказки (это, как правило, сказки других народов) привлекают детей уже более старшего возраста.

Самыми любимыми остаются волшебные сказки, в которых в изобилии чудеса и волшебные превращения, в которых возможно невозможное. Такие сказки притягивают не только детей, но и взрослых.

Многие сказки вселяют уверенность в торжество правды, в победу добра над злом. Оптимизм и жизнерадостность сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

В сказке непременно должны торжествовать истина и добро. Сказка во все времена была на стороне обиженных и притесняемых, угнетенных и оскорбленных, о чем бы она нам не рассказывала. Сказка наглядно изображает, где проходит жизненный путь человека, в чем заключается его счастье и несчастье, какова плата за совершенные ошибки, и чем человек все-таки отличается от зверя или птицы. Каждый шаг в сказке, сделанный героем, без сомнения, ведет его к цели и финальному успеху. Именно в таком движении сказочного вымысла и волшебной фантазии выражена основная черта миропонимания народа – стойкая вера в справедливость, в победу доброго человеческого начала над противостоящим злом.

 Сказка считается детским произведением в силу доступности детскому пониманию и восприятию. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», – писал о сказке великий русский поэт и сказочник А. С. Пушкин. Слушая сказку, ребенок неосознанно воспринимает именно «намек», а не мораль, приказ поступать так, а не по-иному. Поэтому сказка, как художественное произведение, как литературный текст имеет много свойств и отличий, но главное – это ее огромное значение и тот результат, который она оказывает на ребенка. Любая сказка как предмет детского восприятия создает богатые возможности для развития творческого воображения, подключения его образного мышления к волшебному, нереальному плану.

Что мы воспитываем в ребенке с помощью сказок? Волю – сложное и многогранное качество личности, дающее способность выбирать и совершать действия; веру в себя – убежденность человека в том, что у него все получится, умение противостоять неудачам; смелость – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях, способность ребенка преодолевать чувство страха и растерянности; трудолюбие – стремление к полезному труду, нежелание сидеть без дела; настойчивость – терпение и самообладание при достижении поставленной цели; оптимизм – веру в успех, увлеченность, духовный внутренний подъем; доброту и честность … И многие другие положительные человеческие качества, которые закладываются детям в самом раннем возрасте посредством сказки и сопровождают их на протяжении всей жизни.

Итак, можно сказать, что сказка с давних пор имеет наравне с развлекательным и воспитательный характер. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало.

Подводя итог работы, хотелось бы подчеркнуть, что сказки интересны ребенку, так как в них простой, всегда понятный и ясный сюжет. Это не заставляет ребенка напряженно размышлять над событиями; сказка всегда подсказывает верные пути решения проблемных задач и вопросов, олицетворяя в себе добро и зло и, как правило, ребенок всегда представляет себя в роли положительного героя, различая при этом, что такое хорошо, а что плохо. А чтобы все перечисленные духовно-нравственные положительные качества надолго и прочно вошли в жизнь ребенка, можно обсудить с ним уже существующую сказку, нарисовать понравившийся, полюбившийся момент или, наконец, вместе с ребенком сочинить сказку, в которой все события и персонажи будут похожи на реальный мир ребенка, в котором сказочный герой побеждает и находит решение всех проблем. Ведь в сказках всегда есть выход из трудной ситуации, всегда есть право выбора и всегда есть возможность своего неповторимого творчества. Чем дольше ребенок будет верить в чудеса, тем оптимистичнее и радостней будет его реальность.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сказки влияют на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на духовно-нравственное воспитание. Они внушают уверенность и твердость в торжестве и триумфе правды, победы добра над злом. В большинстве случаев страдания и терзания положительного героя или его друзей являются преходящими, временными, вслед за которыми, как правило, приходит радость, причем эта радость – итог борьбы, итог совместных, общих усилий. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность, и это возрождение необходимо начинать с детей, так как материальная сторона жизни их захватывает в свои сети практически тоже с пеленок.

Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем. Совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей посредством сказки. Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо духовность и нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Формируя духовно-нравственные представления у ребёнка в раннем возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные духовно-нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

По мнению философа и педагога И. А. Ильина, «сказка будит и пленяет мечту, она дает ребенку первое чувство героического – чувство испытания, опасности, усилия и победы: она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие правды от кривды. В сказке народ сохранил свое видение, своё страдание, свой юмор и свою мудрость» [4; 137].

 

Список литературы

  1. Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие /В.А. Аверин. – 2-е издание, перераб. – СПб., 2010.
  2. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.заведений. – М., 2012.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М.: Академия, 1999. – 21 с.
  4. Ильин И. А. Путь духовного обновления. – М., 2012. – 137с.
  5. Короткова Л. Д. Сказка – для светлого ума закваска: методические рекомендации для педагогической и психокорр-ой работы. – М. : Пед. о-во России, 2001 г.
  6. Рапацевич Е. В. Современный словарь по педагогике. – Минск: Современное слово, 2001. – 47с.
  7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
  8. Тихомирова И. И. Растить сердечного читателя. – М.:Начальная школа, 1997. – № 11.

 9. Чуковский К. И. От двух до пяти.– Минск: Народная асвета, 1984.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт