Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Слово редактора

Слово редактора


Очередной пятый выпуск электронного журнала посвящен животрепещущей  для нашего округа  теме экологии, формированию экологического сознания и образования,   изучения этой отрасли знания в школе. Сразу же по прочтении  статей выяснилось,  что распространенное понимание экологии как науки о сохранении окружающей нас природы на деле оказывается не таким уж простым, поскольку понятие «экология» оказывается  тесно связанным с понятиями «валеология», «здоровьесбережение», «культура коренных народов Севера». Более того, экология в точном понимании термина – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой, а не столько о защите окружающей среды, природосбережении.  Хотелось бы, чтобы эти теоретические понятия как-то прозвучали в предложенных статьях, однако, к сожалению, этого не случилось (а ведь надо было всего-то щелкнуть несколько раз в интернете…)

 
В редакцию поступило около 60 статей на экологическую тему из Нового Уренгоя, Ноябрьска, Салехарда, Губкинского, Лабытнанги, Тарко-Сале и Пуровского района. Особую активность проявили сотрудники детских садов - более половины статей посвящены экологическому воспитанию  в дошкольных образовательных учреждениях. Это и объяснимо – авторы статей очень живо и в подробностях рассказали о том, как они гуляют со своими подопечными на свежем воздухе. Редакция решила ограничить число помещенных в журнал работ именно потому, что во многих статьях очень красиво и правильно, но весьма однообразно  говорится о необходимости приобщать детей к северной природе.
Наиболее основательной представляется статья О.Камакина «Проблемы экологического воспитания»  из Центра детского творчества г. Ноябрьска. Автор статьи предупреждает об опасности бездумного и бесконтрольного использования даров природы, говорит о необходимости экологического воспитания детей и о трудностях экологического всеобуча в школе. С некоторыми положениями статьи можно было бы и поспорить, например, с мыслью о том, что «…в детском возрасте человек наиболее близок к природе. Именно в этот период он не проводит резкой грани между собой и окружающим его растительным и животным миром. Именно в этот период жизни он на равных разговаривает с природой, любит ее, искренне боится причинить ей вред…» Как представляется, именно в подростковом возрасте ребенок как раз не очень задумывается о сохранении природы, он действительно не выделяет себя из окружающего мира, а потому относится к нему на равных и стремится победить его всеми возможными средствами, от палки до костра… Хотелось бы услышать мнения школьных психологов на эту тему.
Нам показались интересными и прямо соответствующими объявленной теме статья «Большие проблемы маленького пакета»  Н.Б. Петровой из Ноябрьска, работа А.Р. Хабибулиной из Нового Уренгоя «Опыт организации и проведения Всероссийской эколого-гуманитарной экспедиции в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа», исследование Д.Х.Мухаметовой «Биоиндикация снега вдоль автомобильных дорог в жилой зоне южной части города Новый Уренгой»,  статья А.Г. Перепелицы «Экологическое воспитание обучающихся посредством реализации социально-значимого проекта «Истоки – Северу!» в учреждении дополнительного образования детей», статья Н.И. Бричевской «Использование лихеноиндикации для оценки состояния воздуха в южной части города Новый Уренгой», статья С.В. Бочкаревой «Здоровье северян».  
 Среди многочисленных отчетов о работе экологических кружков и объединений привлекло внимание  эссе  педагога дополнительного образования МБДОУ ЦРР–ДС «Белоснежка» п.Пурпе -1   Ю.Г. Абдрахмановой. Автору удалось  написать свой отчет о работе объединения «Краски Ямала» поэтическим языком с использованием рисунков своих подопечных.
Заслуживает упоминания среди лучших работ  педагогический проект «На карте Ямала не точка малая…»  А.Ш.Гафуровой, воспитателя детского сада «Золотой ключик» из Тарко-Сале. На 30 страницах автор представила план работы и конспект занятий  по приобщению детей дошкольного возраста к культуре коренных народов Крайнего Севера. В отличие от многих других работ воспитательница конкретно отразила в работе самые распространенные слова ненецкого языка,  названия одежды и  отдельных частей чума и много других реалий жизни коренных народов. Возникает лишь один вопрос – а какое отношение имеет эта работа к экологии? Как представляется,  говорить о  сохранении культуры коренных народов Ямала как об экологической проблеме не  корректно, это вопрос гораздо более широкий и сложный. С другой стороны, несомненно, что наши коренные народы относятся к природе гораздо более бережливо, чем в России в целом, и в этом смысле можно говорить о более высоком уровне экологической культуры  у народов Севера. Поэтому детям следует рассказывать именно о том, как берегут природу наши коренные народы.
В ряде присланных статей были представлены программы по физике, химии, иностранным языкам с экологическим уклоном. При всем уважении к авторам этих программ мы все же решили воздержаться от их помещения в электронный журнал  и вот почему. Наш журнал не является  местом для отчетности, в нем требуется осмысление и более или менее увлекательный текст, прямо связанный с темой выпуска. Когда педагог посылает  нам программу по английскому языку с экологическим уклоном и представляет в ней лишь названия тем  по экологии в самом ее конце – этого, простите, недостаточно.  Ведь можно было бы представить в небольшой статье экологический топик на английском языке, трудности при его изучении, дать экологические термины на английском, например,  термин environment и т.п.  Те же замечания можно отнести к представленным программам по другим предметам.  Хорошим примером для подражания может быть работа С.В. Бочкаревой, которая предоставила подробную разработку урока английского языка с экологическим уклоном.
Редакция еще раз благодарит всех коллег, которые прислали свои работы, и еще раз напоминает о требованиях к статьям в электронный журнал: это должно быть кратко (до 5 с.), информативно, и главное, написанное не канцелярским, а нормальным человеческим языком!
Для полноты экологической картины помещаем в номер  материал, касающийся  термина «экология».  
Ваш Ю.Попов

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт