Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » 2. Служение милосердия в Росси...

2. Служение милосердия в России. История и преемственность.


Игорь Постников 

Богоявленский храм г. Новый Уренгой

 

Основа и закон жизни, которому учит нас благая весть заповедей священного писания, это заповеди о любви. Золотой нитью через все богодухновенные тексты  Ветхого и Нового Заветов проходят две основные заповеди: Возлюби Господа Бога твоего и возлюби ближнего твоего. Святой евангелист Лука пишет: – «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?  Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». (1)

Столетиями, Церковь Христова, следуя божественному закону любви, формировала традиции милосердного служения ближним и нуждающимся в помощи людям. Уже с первых дней существования, в еще молодой общине последователей Господа нашего Иисуса Христа,  сформировался  институт диаконии, основным направлением которого являлось  служение и помощь  бедным и больным, о чем повествуется в книге Деяний Апостольских. (2)

Впоследствии в ходе проповеди святых апостолов и распространения христианского учения по всему миру, движение милосердия во славу Божию стало утверждаться там, где были сами христиане.

По свидетельству историков в христианской Византии особой добродетелью считалось именно милосердие. Высшим проявлением подражания Христу есть готовность сострадать калекам, ухаживать за престарелыми, больными эпилепсией и проказой, или помогать впавшему в несчастье, подавать милостыню убогому. Существовала даже такая мудрая поговорка: «Если кто попросит тебя дать ему милостыню, подай ее с готовностью и не медля, если это был незнакомец, считай, что это был  Сам Христос в обличии бедного. И благодари Бога за то, что дал тебе возможность сотворить благое дело милосердия». (3) При многих Константинопольских монастырях существовали дома для странников и больницы для малоимущих.

В настоящее время в определенных кругах общественности муссируется теория о том, что до принятия христианства в языческой Руси, мол было все замечательно… и мол давайте вернемся снова к язычеству… А нет, на самом деле все печальнее чем описывают проповедники  возрождения язычества. До принятия православия на Руси господствовало язычество, обряды которого были  связанны с поклонением природным стихиям и огромному  пантеону богов.  Были распространены обычаи и нравы,  несовместимые с  идеей любви или милосердия. К примеру, после смерти человека в след за ним убивали его жен и рабынь, мать могла умертвить свою дочь-младенца, если семья не могла прокормиться. (4) Какое тут милосердие, где тут любовь. И только принятие Русью  христианства в 988 году, стало первым шагом к воспитанию в древнерусском обществе традиций милосердия и всеобъемлющей любви к ближнему. Ярким примером этого является обращение митрополита Киевского Иллариона к князю Владимиру, в котором он подчеркивает, что князь истинно милосердный раб Господень ибо он, «просящим давал, жаждущих и алчущих насыщал, нагих одевал, больных утешал, рабам даровал свободу, должникам прощал». (5) С принятием Русью православия идея милосердия получила довольно широкое распространение, так церковью было  строго на строго запрещено приносить в жертву богам жен после смерти их мужей и рабов после кончины их господ. В мироосознании обывателя того времени можно поставить знак равно между понятиями человеколюбие и нищелюбие. Люди убогие и нищие считались не обременением для экономики, а средством внутренне-нравственного и духовного воспитания, как целого народа, так и каждой личности в отдельности. Своего рода школой милосердия. Уже к  концу 996 года от рождества Христова князь Владимир строит странноприимные дома, гостиницы для бедных, больницы и богадельни для увечных, своим собственным примером уча народ милосердию и любви к ближнему. В делах милосердия не отстают от него и князь Ярослав Владимирович, он открыл в Новгороде училище для детей из бедных семей,  князь Владимир Мономах и его сестра, княгиня Анна, при них построены в Киеве дома для убогих детей. Приемники   князя Владимира Мономаха - Ростислав и сын Мстислав следуя евангельским заветам, после его смерти, раздали все его имущество нищим и нуждающимся. Милосердный князь Андрей Боголюбский посещал заключенных в тюрьме, по возможности старался выкупать таких. (6)

Дела благотворительности  и милосердия на Руси начиная со времен крещения Руси и до петровских времен, находились исключительно в руках Православной церкви. Даже во времена упадка Киевской государственности и  татро-мангольского ига, дела милосердия и социального служения фактически совершалось только православной церковью. Одной из причин было то, что на содержание бедных совершались достаточные пожертвования, и церковь была освобождена от поборов и дани. Примерно к концу тринадцатого века делами милосердия и благотворительности на Руси занимались около ста монастырей, которые стали единственным прибежищем для нуждающихся в помощи людей. В первые годы «правления»  Русью ханы татарские с большим уважением относились к православной церкви, раздавая митрополитам ханские охранительные ярлыки, освобождавшие монастыри от дани.  В это тяжелое для государства время, церковь как могла, помогала людям -  строила и открывала бесплатные больницы для простого народа, принимала и кормила в своих монастырях и приходах обездоленных, растила и обучала сирот, защищала вдов. (7)

После избавления Руси, по милости Божией, от татаро-монгольского ига, русские княжества и земли стали объединяться под началом Московского княжества. Примерно во второй половине пятнадцатого века церковь вступила в новый виток приумножения милосердия на земле русской.

Сам преподобный Сергий Радонежский считал, что идеалом монашеского делания является милосердное служение всякому нуждающемуся. (8) И действительно на этой нелегкой, но спасительной ниве потрудились впоследствии монахи многих русских православных монастырей.  К примеру,  монахи  Николаевско-Пешношского монастыря оказывали бесплатное лечение в больнице и  гостином дворе. Иосифо-Волоколамский монастырь, имел гостиницу и странноприимный дом, церковно-приходскую школу для мальчиков,  больницу и богадельню, Коневский Рождественский мужской монастырь имел бесплатный странноприимный дом для богомольцев. Ярким примером милосердия служит житие свт. Макария архиепископа Новгородского и Псковского, он в 1595 году отдал все, что имел на выкуп пленных русичей  у крымских татар.(9)

В 1551 году после Стоглавого Собора, государство стало вмешиваться в дела церковные пытаясь  регулировать благопопечительскую деятельность православных приходов и монастырей, предписывая сделать перепись всех  нуждавшихся  и отделить престарелых  от прокаженных и поместить их  в богадельни с разделением по половому признаку.  (10)  Уже к середине шестнадцатого столетия многие государственные деятели видя,  что раздача без разбора милостыни, не уменьшает, а  наоборот увеличивает количество нищих, стали относиться к данной форме благотворительности крайне отрицательно. По этому  следующим логичным шагом было  устроение государственных,  а так же общественных систем «призрения», где людям нуждающимся но физически здоровым предлагалась не милостыня, помощь в трудоустройстве и жилье.  Мысль о такой форме проявления христианского милосердия впервые высказал царь Иоанн Васильевич Грозный. Именно при нем церковь широко распространила бесплатное обучение грамоте в церковно-приходских школах. Примером этому служит то что в это время при  Виленском Свято-Духовом монастыре существовало братство  содержавшее для обучения «убогих сирот» школу, где шло обучение «языкам:  родному русскому, греческому, латинскому и польскому, Поддерживало ученых, духовных и светских, раздавало милостыню по  тюрьмам  и госпиталям.

В историю русской церкви вошло такое событие;  когда после своего избрания на патриарший престол свт. Ермоген принял на себя заботу о голодающих из-за в смутного времени Москвичах. Он приказал кормить всех нуждавшихся из житниц монастыря. (11)  И  последующие патриархи  многие века в плоть до синодального периода прилагали множество сил к милосердию к нуждающимся, больным, сирым и престарелым. Только во времена правления Петра первого, крепкий церковный социальный институт   до этого свободно служивший народу, попал под жесткий гнет государства. Реформирование социальной деятельности за западный манер породило создание в губерниях так называемых «гошпиталей», которые по сути были приютами для нуждающихся,  беспризорных детей, инвалидов войн и престарелых.   По сути, реформа Петра первого поставила церковь на службу государства. Но конечным замыслам Петра было суждено исполниться только в правлении Екатерины Второй. Уже во времена царствования Екатерины в 1764 году в Петербурге и Москве были созданы специальные комитеты  « по разбору и призрению просящих милостыню», которым  и были переданы  церковные земли изъятые у церкви государством при поддержке некоторых иерархов того времени. В то же время по всей России стали строиться монастыри с уже учрежденными в них приютами, странноприимными домами,  школами с общежитиями для учеников и богадельнями для престарелых и инвалидов. С реформой 1864 года об отмене крепостного права пришли и изменения в жизни этих учреждений. У монастырей занимавшихся благотворительной деятельностью были отобраны крепостные крестьяне, в том же году, указом Александра второго было принято законодательство «о церковных братствах и церковно-приходских попечительствах», допускавшее и регламентировавшее церковную благотворительность, именно  учреждение при монастырях благотворительных и воспитательных заведений стало обязательным для каждого открываемого монастыря. В период в период с 6 апреля 1866 по 1869 год было учреждено десять монастырей со школами, приютами и богадельнями, а с 1870 по 1886 год было учреждено тридцать семь новых обителей, прямой обязанностью которых должна была стать благотворительность и попечение.  Так что уже к  1889 году при приходских храмах России  имелось шестьсот шестьдесят  богаделен и четыреста восемьдесят больниц. (12)

На ниве благотворительности потрудился, и прославленный в лике святых праведный Иоанн Кранштаткий, который в 1882 году построил дом трудолюбия, в народе прозванный как просветительно-благотворительное учреждение, которое давало каждому желающему возможность получать помощь не как подаяние, а как награду за свой труд. Это  была довольно  удачная попытка замены раздачи милостыни коллективным трудом за оплату.  1 апреля 1891 года при Обуховской больнице было создано благотворительное общество при церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Согласно уставу это общество имело целью оказывать помощь бедным лицам, лечащимся  в больнице и выходящим из нее, а также семействам их, снабжало неимущих деньгами на лекарства, выходящих из больницы, одеждою и деньгами для возвращения их на родину. Стоит заметить, что такие общества создавались прихожанами во многих больницах России при которых были храмы, в том числе  в клиниках святой Марии Магдалины в 1874 году, Святителя Николая Чудотворца, при Петропавловской в 1875году, Александровской, Калинкинской   в 1879 году и других. Деятельность этих благотворительных обществ была не только востребована, но и отмечалась современниками как истинное служение христианской добродетели.(13)

Примерно в 1844 года в  городе Петербурге была создана первая в Европе Свято-Троицкая женская община, готовившая сестер милосердия для попечения и ухода за ранеными. Эта община стала родоначальницей новой для России, но в последствии довольно  популярной  волны сестричеств. Яркие примеры жертвенного служения сестер милосердия во время Крымской войны послужили образцом при создании в 1867 году,  «Российского общества попечения о раненых и больных воинах», которое уже  через двенадцать  лет было преобразовано в «Российское общество Красного Креста».  (14) Уже к началу Первой мировой войны было зарегистрировано более ста подобных общин, а к середине 1917 года в России было примерно тридцать тысяч сестер милосердия, из которых примерно двадцать тысяч выходцы  из епархиальных общин. Эти сестричества объединяли физически здоровых женщин православного вероисповедания от 21 года до 40 лет, представлявших все сословия и звания, с одним духовным только намерением — бескорыстно служить страждущим и нуждающимся. Само  существование таких общин позволяет нам говорить о уже сформировавшемся на тот момент института милосердия в Русской Православной Церкви, обладавшего специально подготовленными людьми — сестрами милосердия, оказывавшими людям в миру,  раненым на поле боя, больным и инвалидам, сиротам, вдовам и престарелым всю необходимую помощь.

Изменение  положения Русской Православной Церкви в государстве с приходом к власти большевиков привело к запретам к участию в социальной и благотворительно жизни народа. Новая советская власть жестоко пресекала  всякие попытки Церкви к продолжению всех социальных проектов по отношению к народу, все проявления ее общественно значимой деятельности практически сводились  на нет. И новейшей церковной истории мы помним, что именно Церковь, а не государство, первой отозвалась на трагические события 1921 — 1923 годов, когда все Поволжье было охвачено голодом. Однако церковная инициатива была признана правительством крайне нецелесообразной. В следствием чего появилось совместное постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», согласно которому всем религиозным организациям, а в первую очередь и Русской Православной Церкви, было запрещено заниматься благотворительной деятельностью. Так решение целого ряда социальных вопросов, ранее находившихся  исключительно в ведении церковных благотворительных обществ, стало прерогативой государства, а оно в свою очередь, так и не смогло найти достойного решения проблем милосердия и попечительства. Однако следует заметить, что и во времена  правления безбожной власти дела милосердия и попечительства Церкви  все же имели место быть, нося исключительно частный или индивидуальный характер. (15)

Девяностые годы прошлого  столетия, ушедшие в историю как лихие 90 - е, с бурными переменами, вызванными реформированием финансово-хозяйственной и экономической системы. В основе этих преобразований лежало желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших соотечественников при этом оказались глубоко за чертой бедности, порой влача жалчайшее существование. Особенно страдали те, кто не мог, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы.  В условиях, когда последствия государственных реформ остро ощущались прежде всего социально незащищенными слоями населения, особую значимость в деле оказания помощи неимущим приобретала благотворительная деятельность, осуществляемая церковными и общественными организациями. Это время стало временем возрождения церковных традиций милосердия и попечительства. За эти годы многое было сделано и об этом говорит статистика, а именно:

В настоящее время на  канонической территории Русской Православной Церкви существует более 4500 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив милосердия, свыше 300 сестричеств милосердия, 75 приютов для беременных женщин и матерей с детьми, 211 центр гуманитарной помощи, более 60 богаделен, более 400 проектов помощи людям с инвалидностью, в 75 православных храмах в 48 митрополиях ведется работа с глухими и слабослышащими людьми, 64 центра основного периода реабилитации наркозависимых, 17 центров ресоциализации, 60 консультационных пунктов, 10 амбулаторных программ, 5 мотивационных центров, 67 православных групп поддержки зависимых, более 600 православных организаций и проектов, которые помогают алкозависимым и их родственникам, в том числе более 60 реабилитационных центров для алкозависимых и более 300 обществ, братств и групп трезвости, более 90 приютов для бездомных и 13 автобусов милосердия (мобильных пунктов помощи бездомным). (16) На канонической территории  нашей  Салехардской  Епархии социальная работа ведется в следующих направлениях: защита семьи, материнства и  детства; мероприятия по противодействию наркомании и алкоголизму; гуманитарная помощь малообеспеченным, многодетным и неполным семьям, помощь бездомным; сестричества и группы милосердия, добровольческое движение, молодежное социальное движение; тюремное служение; окормление социальных и медицинских учреждений.  (17)

Источники :

1. (Деяния 6:1—6)

2. «Если кто попросит тебя дать ему милостыню, подай ее с готовностью и не медля . . . если это был незнакомец, считай, что это был Христос, и благодари», — наставляет сына византийский христианский мыслитель Кекавмен.

3. https://smekni.com/a/319576-2/smysloopredelyayushchaya-funktsiya-religii-v-sotsialnoy-zhizni-cheloveka-2/

4. http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/PWL/povest2.htm

5. https://www.litres.ru/mitropolit-makariy/istoriya-hristianstva-v-rossii-do-ravnoapostolnogo-knyazya-vladimira/chitat-onlayn/

6. https://cyberleninka.ru/article/n/miloserdie-i-blagotvoritelnost-v-deyatelnosti-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi/viewer

7. https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sobraniya-hanskih-yarlykov-russkoy-tserkvi-napravleniya-problemy-perspektivy/viewer

8. https://cyberleninka.ru/article/n/prepodobnyy-sergiy-radonezhskiy-i-ego-vliyanie-na-razvitie-russkogo-monashestva-v-kontse-xiv-nachale-xv-vv/viewer

9. http://www.hist.msu.ru/departments/8813/research/publications/books/32760.pdf

10http://sidashtaras.ru/img/dejania_stoglava_1551.pdf

11. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/tserkov-v-epohu-smutnogo-vremeni-na-rusi/

12. http://www.vob.ru/mitropolit/trudi/science/service/sv-2.htm

13. http://encblago.lfond.spb.ru/showObject.do?object=2806450000&mode=1&alternative=2809014981

14. https://slonimsmc.grodno.by/museum/Histori%20med/Razdel1_sestr_delo/sentr_1.htm

15. https://pravoslavie.ru/110358.html

16http://www.patriarchia.ru/db/text/65944.html

17https://yamalrpc.ru/division/division/view/2


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт