Вхождение журналистики в третье тысячелетие мировой цивилизации характеризуется стремительным развитием средств массовой коммуникации, печати, радио, телевидения. Качественные глобальные изменения связаны с внедрением новых информационных технологий, развитием систем связи, компьютеризацией, созданием интернета и других информационных супермагистралей.
В связи с процессами глобализации в информационном пространстве значительно видоизменяется журналистика как система, её роль, задачи и функции в общественно-политической, социально-экономической, культурно-нравственной среде и в мировой цивилизации в целом.
Но при всей кажущейся автономии, система журналистики зависит от режима правления в обществе, от идей, мировоззрений, духовных и моральных ценностей, традиций, бытующих в обществе, его культурного и образовательного уровня.
Средства массовой информации являются носителями подготовленной журналистами информации. Новые компьютерные технологии и средства связи внесли значительные качественные изменения в полиграфию, трансляцию аудио- и видеопрограмм. Спутниковое телевидение стёрло все «телеграницы», кабельное телевидение сделало выбор зрителя более богатым и качественным, а мультимедийные технологии превращают массовое телевидение в индивидуальное средство информации и развлечения, интерактивный характер которого позволяет зрителю стать участником создания программ, вплоть до конструирования «виртуальной реальности» или «киберпространства». Компьютерная всемирная паутина, цифровые технологии, сотовая связь резко сократили путь информации во времени и пространстве.
Именно технические каналы, оснащённые новейшими технологиями, делают информацию массовой, доступной для всех, объединяя её общими усилиями в единый информационный поток.
Массовая информация проходит через массовое сознание, выдавая в качестве продукта общественное мнение. Этот процесс идёт беспрерывно.
В недрах массового сознания кристаллизируется общественное мнение - отношение к общественным событиям, к деятельности социальных институтов, отдельных личностей и к самим СМИ.
Газеты, журналы, телевидение и радио участвуют в формировании мировоззренческих ориентиров, в том числе: житейского, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозного мировоззрения, философского мировоззрения, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.
Посредством массовой коммуникации формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в различных сферах жизнедеятельности, в поступках и поведении.
Эстетическое воспитание тесно взаимодействует с нравственным, этическим. Это обусловлено моралью, охватывающей своим влиянием все сферы человеческой жизнедеятельности. В воспитании важен пример, образец для подражания. Однако в последние годы таких образцов высокой нравственности, героизма, возвышенности, добра, чуткости, внимания СМИ демонстрируют мало. Чаще можно прочитать, услышать, увидеть несоответствие эстетических или этических форм нравственному содержанию: красота и добро часто исключают друг друга; порок и безнравственность претендуют на положительное эстетическое содержание; внешне привлекательный облик или манеры поведения героев передач соседствуют с нравственной пустотой, глухотой, равнодушием; декларации о следовании моральным устоям и традициям общества носят показной, популистско-лицемерный характер.
Всё это вызывает чувство неприятия у людей, составляющих аудиторию СМИ.
Массовая потребительская культура, которая делает ставку на зрелищность любой ценой, привела к нравственной неразборчивости, к культу секса, пропаганде жестокости и насилия, способствует подобной же трансформации нравов в повседневную жизнь общества.
Вспомним цитату Л. Саламона: «Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой, гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное, должен уметь приложить его на деле». Это было сказано в 17 веке. Сегодня, в 21 веке, роль СМИ возросла многократно.
Особенно это касается молодёжи. Применительно к этой аудитории медиаобразование должно способствовать формированию критического отношения к информационному потоку, превращению молодёжи в творческого пользователя СМИ. Это приобретает особую важность ещё и потому, что в современном обществе взрослые всё меньше могут контролировать доступ детей к электронным СМИ.
Источники
1. Концепция воспитания и развития студента www.spb-nmt.ru/konc.htm
2. Ожегова С.И. Словарь русского языка: М., 1989.
3. Синенко В.Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы: Новосибирск, 2005.