Фришман И. И., доктор педагогических наук,
профессор, заместитель директора Федерального
научного учреждения «Институт психолого-
педагогических проблем детства РАО»,
директор научно-практического центра СПО-ФДО,
г. Москва
Актуальность темы Арктического форума и обсуждения социокультурных процессов, характерных для дополнительного образования детей, определяется тем, что в постиндустриальном обществе знания являются приоритетом жизненного успеха, обеспечивая развитие и конкурентоспособность подрастающего поколения.
Исходя из этого, социального партнёрство в интересах ребёнка, его оптимальных механизмов управления, включая и образовательную региональную политику в сфере дополнительной образования детей должны опираться не столько на экономическую целесообразность, сколько на взаимодействие, ответственность сторон перед обществом и взаимное доверие представителей различных социальных институтов общества.
В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как стратегический ресурс социально-экономического развития региона, страны в целом, «место встречи» социальных партнёров, участников социального взаимодействия. Дополнительное образование детей представляет собой уникальную площадку, на которой корпоративная солидарность – благо. Благодаря вариативным программам дополнительного образования, интересы семьи, педагогов, детей совпадают. Чем лучше будет каждому участнику взаимодействия, тем качественнее будут развиваться процессы изменения системы учреждений дополнительного образования детей. Определение факторов, противодействующих и способствующих интенсивности изменений, является задачей сегодняшнего дня.
В принятой недавно Концепции развития дополнительного образования детей определены следующие принципы:
Сохранение базовых принципов организации дополнительного образования детей, определяющих её потенциал: вариативность, свобода выбора, гибкость и мобильность программ.
Партнёрство государства, бизнеса, институтов гражданского общества, семей; межведомственная и межуровневая кооперация, консолидация и интеграция ресурсов.
Развитие сферы дополнительного образования как социально-ориентированной – поддержка программ, ориентированных на группы детей, требующие особого внимания государства и общества (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом).
Развитие сферы дополнительного образования как составляющей национальной системы поиска и поддержки талантов.
Открытый государственно-общественный характер управления, опора на механизмы общественной экспертизы и саморегулирования.
Многоканальное финансирование, прозрачность распределения бюджетных средств и эффективность их использования, в т. ч. за счёт концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития дополнительного образования.
Создание конкурентной среды, стимулирующей обновление содержания и повышение качества услуг.
Обеспечение инновационного (опережающего) характера развития системы при использовании лучших традиций системы дополнительного образования детей.
Отталкиваясь от такого видения проблемы, очевидной становится необходимость поиска точек соприкосновения всех субъектов системы дополнительного образования детей, посредством организации социального партнёрства, которое может рассматриваться как особый тип совместной деятельности, характеризующийся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования». Данный подход используется в зарубежной практике в качестве метода решения социально-экономических проблем. В рамках общей теории социального управления Г. П. Зинченко рассматривает понятие «социальное партнёрство» как форму взаимодействия многообразных субъектов социума (государственных институтов, корпораций, некоммерческих организаций, социальных групп и др.), позволяющее им свободно выражать свои интересы и находить цивилизованные способы их реализации.
Таким образом, «партнёрство» – это взаимодействие участников образовательного процесса, с одной стороны, с другой, социальное партнёрство в системе образования – это отношения между коллективными субъектами, заинтересованными на определённом этапе взаимодействия в эффективности образовательной практике. Социальное партнёрство может рассматриваться как социокультурное явление, потому что в нём отражены традиции конкретного этапа культурного развития общества.
Сущность социального партнёрства заключается в равноправном взаимодействии социальных (административно-правовых, гражданских, культурных и образовательных учреждений), производственных субъектов и бизнес-структур, направленном на целесообразное выполнение профессионально-образовательной миссии образовательным учреждением системы дополнительного образования детей.
Как показывает анализ практики, все совокупные субъекты социального партнёрства в системе дополнительного образования детей могут быть разделены на две группы: субъекты, вступающие во взаимодействия между собой на мезосоциальном уровне (учреждения дополнительного образования детей, органы государственной власти, работодатели) и на микросоциальном (кадровый, управленческий состав учреждений дополнительного образования детей и контингент обучающихся).
Социокультурная модель социального партнёрства в дополнительном образовании детей включает в себя три культурных пространства:
– гуманитарная культура, обеспечивающая диалог между социальными нормами, идеалами и терминальными ценностями-целями субъектов, которые детерминируют их социальные, жизненные предпочтения;
– технологическая культура, обеспечивающая ориентацию общества на определённое качество и доступность дополнительного образования детей и уровень инноваций, что обусловливает актуальный набор социальных компетентностей педагогов дополнительного образования детей и обучающихся;
– профессионально-педагогическая культура, в пространстве которой выстраивается диалог между социальным заказом на дополнительное образование детей и инструментальными ценностями-средствами на уровне субъектов системы.
Содержание социального партнёрства должно быть направлено на обеспечение всех основных аспектов модернизации дополнительного образования детей и содержать в себе 6 составляющих:
– формирование дорожных карт учреждений дополнительного образования детей;
– содержание дополнительных образовательных программ, организация образовательного процесса, контроль качества образования;
– изучение рынка труда;
– кадровое обеспечение;
– материально-техническое обеспечение;
– привлечение дополнительных финансовых средств.
Важным направлением взаимодействия с социальными партнёрами в области дополнительного образования детей является их привлечение к управлению образовательной организацией дополнительного образования детей и разработке учебно-программной документации по подготовке педагогических кадров и специалистов дополнительного образования детей. Такое взаимодействие должно быть направлено на обеспечение учёта современных и перспективных требований к специалистам, предъявляемым со стороны работодателей.
Неразработанность механизмов социального партнёрства, сохраняющегося разрыва связей с работодателями, социальными партнёрами порождает проблему разработки концептуальных основ формирования региональной социокультурной модели социального партнёрства в системе дополнительного образования детей.
Особое место социальное партнёрство в системе дополнительного образования детей занимает в процессе изучения рынка труда с целью обеспечения соответствия структуры и масштабов трудоустройства выпускников учреждений дополнительного образования детей потребностям экономики региона. В связи с этим основными путями решения этой задачи являются следующие: развитие взаимодействия учебных заведений системы дополнительного образования детей и региональных служб занятости населения; заключение и реализация договоров о совместной деятельности между потенциальными работодателями и учреждениями в системе дополнительного образования детей.
Итак, социальное партнёрство может стать реальным социальным механизмом управления развитием системы дополнительного образования детей посредством последовательного и целенаправленного выполнения положений Общественного договора о развитии системы дополнительного образования детей в ЯНАО.
Социальное партнёрство как социальное взаимодействие в системе дополнительного образования детей включает три этапа:
– установление контактов посредством общения и диалога;
– определение уровней взаимодействия посредством осмысления норм, идеалов и целей субъектов;
– совместная целенаправленная деятельность с учётом запросов семьи и детей в системе дополнительного образования детей.
Первый этап социального партнёрства представляет собой установку контакта на основе доверия, что обусловливает определённую степень добровольности со стороны каждого из субъектов.
Второй этап социального партнёрства – это общение, во время которого происходит осмысление норм, идеалов и ценностей субъектов (ценности-цели). Доверие между партнёрами должно чем-то подкрепляться. Практика показывает, что «опереться» можно исключительно на нравственную позицию субъектов, их убеждённость в правильности тех целей, с которыми они вступают в социальный контакт.
Для эффективного осуществления социального партнёрства, необходимо выявить реальные потребности различных субъектов в региональной системе дополнительного образования детей, а затем обратить внимание на осмысление ценностных установок, а именно:
– нормы – это тот заказ от государства, который зафиксирован в образовательной политике и государственных стандартах;
– идеалы – это обобщённые цели дополнительного образования детей, зафиксированные в инновационном предвидении будущих жизненных ориентиров детей, необходимых для развития страны;
– цели – это идеал личности, зафиксированный в результатах программ дополнительного образования детей.
Следующим третьим этапом является организация совместной деятельности по достижению определённых результатов проектов и программ дополнительного образования детей. Здесь «проявляются» ценности-средства, которые детерминируют открытость социального партнёрства.
Этапы и эффективность социального партнёрства можно наглядно представить в виде схемы
Особое место в социальном партнёрстве в интересах ребёнка занимают адаптированные программы дополнительного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной успешности и личностного развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5, 16, 29, 31 ФЗ № 273.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья данной категории дополнительного образования способствует социальной защищённости на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в решении проблем, затрагивающих их интересы.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.
Для воспитания и развития ребёнка с особыми образовательными потребностями важна детско-взрослая общность, в которой существует равновесное соотношение связей и отношений, что способствует проявлению в общности индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства. Детско-взрослая общность рассматривается в дополнительном образовании детей как событие, где возможен выход на гуманистические ценности человеческого бытия. Развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями происходит в разнообразных общностях, наиболее традиционными являются: семья, класс, клуб, игровая общность.
Участие в детско-взрослых сообществах данной категории детей оказывает определяющее влияние на развитие их личности, формирование мировоззрения и постановку жизненных целей. Условия реализации программ дополнительного образования связаны с факторами, определяющими спрос на различные формы и направления дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов:
- организационная доступность,
- информационная доступность,
- территориальная доступность,
- инженерно-архитектурная доступность,
- материально-техническая доступность,
- кадровая доступность,
- социально-психологическая доступность,
- финансовая доступность.
Условия организации данного вида деятельности могут представлять собой:
– дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных нагрузок);
– психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
– специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);
– здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок детей, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Актуальность решения проблемы заключается в разработке требований к адаптации программ дополнительного образования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и обосновании необходимости создания для них специальных образовательных условий при реализации программ дополнительного образования.
Значимость и обоснованность разработки требований связана с тем, что в результате воздействия объективных неблагоприятных факторов более 85 % детей в России (а по некоторым оценкам, до 93 %) уже в момент рождения попадают в «зону риска», т. е. имеют предрасположенность к возникновению различного рода нарушений в процессе дальнейшего развития. При своевременном обеспечении правильного ухода и благоприятных условий развития, состояние многих из этих детей может стабилизироваться, если этот шанс будет упущен, то многие из них не смогут себя реализовать в обществе профессионально, социально и личностно.
Участие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общественных отношениях является основной задачей программ дополнительного образования, составной частью социальной и образовательной интеграции. Социальная интеграция является результатом специального обучения, направленного на включение индивидуума в жизнь общества. Образовательная интеграция, являясь частью интеграции социальной, рассматривается как процесс воспитания и обучения особых детей совместно с обычными детьми в специально организованных условиях деятельности детско-взрослых сообществ.
В подтверждении высказанных положений и идей процитируем Генриха Нейгауза: «Таланты создавать нельзя, но создавать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты – можно. Иногда наш труд оправдан».
Этапы и эффективность социального партнёрства
|