Бутерус Е. Г.,
заместитель заведующего
по воспитательно-методической работе
МАДОУ «Росинка» МО г. Ноябрьск,
Мурзина Л. Б.,
Михайличенко О. Е.,
музыкальные руководители
МАДОУ «Росинка» МО г. Ноябрьск
Православие и образование, воспитание
Содружество образовательной организации и социальных партнеров в организации духовно-нравственного воспитания дошкольников
Очевидно, что без опоры на многовековое отечественное духовное и культурное наследие невозможно полноценное развитие нашего общества, успешное решение задач, стоящих перед страной.
Владимир Путин
Князь Владимир, Владимир Великий, Владимир Красное Солнышко – так величали крестителя Руси. И до правления Владимира на Руси были христиане, но официально православной Русь стала именно при нём.
Каков был путь обретения православия Владимиром? Как протекало крещение Руси?
Знакомясь с историей (уже вне рамок школьной программы), невольно проводишь параллели между периодами до крещения князя Владимира и постперестроечных лет, когда все позволено, нет никаких запретов, множество искушений, разномастных кумиров и божков; между становлением христианства на Руси и возрождением православия в наше время.
Князю Владимиру, крестившему Русь, долгое время христианское мировоззрение было чуждо. Он, как и его отец, и его дружина, был язычником. И это несмотря на то, что он был внуком святой равноапостольной княгини Ольги. Так и в известные послереволюционные годы не одно поколение отошло от православной веры, став в какой-то мере своеобразными язычниками, опять же, несмотря на крепкую веру их родителей, бабушек и дедушек.
Как же пришел к христианству Князь Владимир? По утверждению одних летописцев, киевский князь со временем якобы сам убедился, что кровожадные языческие боги не объединяли, а разобщали людей, что их чествование с жертвоприношениями порождало в человеке животный страх. По другим историческим источникам – в 986-987 годах в Киеве у Владимира побывало несколько представителей различных религий, которые рассказывали ему о своей вере. Он слушал миссионеров, задавал уточняющие вопросы, что-то сразу отвергал, над чем-то долго размышлял, советовался со старейшинами. В конечном итоге, после какого-то времени, он остановил свой выбор на религии, которую за тридцать лет до него выбрала его бабушка, княгиня Ольга.
Во время крещения князя Владимира произошло чудо: незадолго до крещения князь ослеп и прозрел в крещальной купели. Многие из бояр и дружины князя, после его чудесного исцеления, уверовали и крестились.
988 год – официальный год Крещения Руси: по повелению князя Владимира в назначенный день сотни жителей Киева вошли в воды Днепра и князь со священниками крестили русский народ. По этому поводу в предании говорится: «И была радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ». Но не по всей Руси крещение принималось быстро и безропотно. По современным оценкам, процесс христианизации протекал постепенно и в основном занял приблизительно 100 лет, что, с учетом размеров страны, не так уж и много (для примера: крестившимся, почти одновременно с Русью, Норвегии и Швеции потребовалось на это соответственно 150 и 250 лет).
Но необходимо было не просто креститься, а поменять мировоззрение, что очень сложно даже в наш просвещенный век, не говоря уже про Древнюю Русь, когда корни язычества многие столетия пронизывали весь уклад жизни. Необходимо было провести большую просветительскую работу, чтобы люди стали мыслить по-христиански. Поэтому стали переводить книги, строить школы, обучать людей грамоте. Так крещение послужило началом просвещения Руси.
Первый православный храм князь Владимир воздвиг в Херсонесе (где по преданию он принял святое крещение) в честь святого Василия, чьим именем был наречен в крещении. За последующие 25 лет на Руси возникло более 300 христианских храмов, ставших центрами распространения православной культуры. Церковь заметно влияла и на нравственное развитие общества.
В период Советской богоборческой политики разрушались храмы, уничтожалась православная литература, закрывались духовные школы, оскудевала нравственность. На стыке веков православие вновь возрождается в России: восстанавливаются поруганные храмы и возводятся новые, издается духовно-просветительская и нравственно-ориентированная художественная литература, открываются духовные школы (семинарии, православные гимназии, воскресные церковно-приходские школы). В 21 веке духовность и патриотизм возвращаются в образование. И одной из задач педагогов является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
Наш детский сад "Росинка" (муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение) муниципального образования город Ноябрьск уже на протяжении 14 лет уделяет внимание духовно-нравственному воспитанию дошкольников, используя различные формы работы. Наш опыт работы по организации православных1 и фольклорных праздников был представлен в ходе первых региональных Рождественских Чтений и неоднократно на сайте "Детские сады Тюменской области"2; опыт по внедрению проектной деятельности3 мы представляли на вторых Епархиальных Рождественских образовательных Чтениях. Сегодня хочется поделиться с вами новым опытом, который мы приобрели благодаря социальному партнерству с учреждениями культуры, образования и православными организациями.
2014 год стал поистине кладовой новых форм работы по вопросам духовно-нравственного воспитания дошкольников. Мы приняли участие в первой городской викторине4 «Пасхальная радость», организованной Православным Приходом Храма в честь Архистратига Михаила города Ноябрьск. В конкурсе участвовали воспитанники нескольких детских садов, осуществляющих духовно-нравственное воспитание малышей через приобщение их к православным традициям. Подготовка к викторине, выполнение домашнего задания и само участие в конкурсе обогатило детей и их педагогов не только новыми знаниями и впечатлениями, но и подарило прикосновение к Пасхальной радости.
Наши воспитанники познакомились с православным театром «Зоренька» (руководитель – Ирина Михайловна Боярчук) МБОУ СОШ №7.
Фото 1. Православный театр Зоренька
Младший состав труппы – второклассники – показали ребятам театрализованные представления «Тропинка, Ежик и Рождественская звезда»5 и «Пасхальные подарки»6. Юные артисты поразили дошколят ярким эмоциональным исполнением ролей и желанием поделиться со всеми всеобъемлющей радостью Рождества Христова и его Воскресения после крестной смерти.
2014 год отмечен празднованием 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, подвижника и духовного хранителя России, собирателя земель Российских (чем созвучен князю Владимиру, объединившему распавшуюся на отдельные княжества Русь). Нашим воспитанникам посчастливилось дважды «встретиться» с Сергием Радонежским. Старшие дошкольники с педагогами посетили выставку7 «Сергий Радонежский – небесный заступник земли Русской», организованную Музейным ресурсным центром совместно с Православным приходом Храма в честь Архистратига Михаила. Сотрудники музея, в доступной для восприятия малышей форме, с опорой на экспонаты выставки познакомили ребят с жизнеописанием преподобного Сергия, игумена земли Русской.
Фото 2. В музее
Неподдельный интерес у детей вызвали и экспонаты православной тематики: облачения священников, хоругви, иконы, старинное Святое Евангелие, церковная утварь – многие их видели впервые.
Фото 3. В музее
На память о посещении выставки, сотрудники музея предложили экскурсантам из готовых деталей сделать открытки ко Дню Ангела.
Вторая встреча состоялась уже в стенах нашего детского сада. В гости к малышам пришел клирик Храма Архистратига Михаила – дьякон Виталий (Хоменко). Он приготовил для малышей яркую презентацию о жизни заступника земли Русской.
Фото 4. Варфоломей
Несмотря на то, что материал был достаточно сложный (даже с учетом его адаптации для данной возрастной категории), дошколята внимательно слушали отца Виталия, отвечали на его вопросы, делились своими знаниями и впечатлениями, полученными на экскурсии в музее.
Новые формы работы стали неплохим дополнением к уже традиционной для нашего детского сада работе по ознакомлению воспитанников с православными праздниками Рождества Христова и Пасхи.
Фото 5. Пасха 2012
В настоящее время она проходит в рамках комплексного (художественно-творческого и познавательного) проекта «Возвращение к истокам». Разработка этого проекта позволила систематизировать проводимую работу, соединить отдельные мероприятия в единое целое, обогатить новыми, ранее не используемыми в учреждении, формами работы, сделать её более целенаправленной, видимой не только для отдельных исполнителей, но и для всего педагогического и родительского сообщества.
Реализация данного проекта способствует решению таких задач, как:
- приобщение воспитанников, их родителей и сотрудников дошкольного учреждения к традициям отечественной культуры;
Фото 6. Колядовщики
- формирование представлений о Православной культуре как части русской культуры;
- формирование у детей любви к родной земле, уважения к народным традициям;
- формирование основ национального самосознания и патриотизма;
- развитие интереса к чтению (слушанию литературных произведений), содействие формированию круга детского чтения;
- совершенствование исполнительских и ручных умений и навыков детей;
- развитие творческих способностей воспитанников в музыкальной, театрализованной и продуктивной деятельностях;
Фото 7. Пасхальный подарок
- воспитание духовно-нравственных качеств: доброты, миролюбия, великодушия.
Реализация проекта «Возвращение к истокам» способствует расширению социально-эмоционального опыта детей, их кругозора, формированию духовно-нравственных и патриотических чувств старших дошкольников. Содержание проекта реализуется через различные виды детской деятельности, привлекательные для детей и адекватные их возрастным и психологическим особенностям (художественно-изобразительную, музыкальную, театрализованную, игровую и читательскую). Большинство форм работы носит интегративный характер.
Фото 8. Наши Ангелочки
В процессе реализации проекта осуществляется тесное взаимодействие с родителями воспитанников и социальными партнерами, в первую очередь православными служителями8, воспитанниками церковно-приходской воскресной школы, православной гимназии.
Фото 9. Мастерим Рождественскую открытку
Фото 10. Поздравление батюшки
Проводимая работа дает видимые результаты: ежегодно в церковно-приходскую воскресную школу поступает от 2 до 5 наших воспитанников, в православную гимназию – от 1 до 3 выпускников. Поэтому было решено на одно из заседаний родительского клуба «Школьные заботы»9 пригласить директора Православной гимназии, иерея Вячеслава (Белогубова), который познакомил родителей с правилами поступления в гимназию, условиями обучения в ней.
Фото 11. Воспитанники Воскресной школы
И пусть проводимая нами работа лишь некоторых сделает немного лучше и добрее, лишь для единиц станет отправной точкой в обретении православной веры – для этого стоит работать! И капля точит камень ...
Ссылки, иллюстрирующие нашу деятельность
по духовно-нравственному просвещению наших воспитанников:
1. "Приключения Рождественской звезды" (сайт "Детские сады Тюменской области" - 17.01.2014)
2. "Пасха Красная" (сайт Салехардской епархии - 07.05.2013)
5. "Святочная неделя" (сайт "Детские сады Тюменской области" - 22.01.2014)
7. "Любовью и единением спасемся" (сайт "Детские сады Тюменской области" - 06.10.2014)
8. "Рождество Христово" (сайт "Детские сады Тюменской области" - 21.01.2013)
9. "Скоро в школу: встреча родителей и учителей" (сайт "Детские сады Тюменской области" - 17.02.2014)