Русская нация обладает сложной многовековой историей, исторически определившейся территорией поселения, языком, культурой. История развития русского народа – это история становления, развития под влиянием разносторонних благотворных связей и взаимовыгодного сотрудничества с другими народами.
Историко-культурные особенности русского этноса, являющегося титульной нацией в Российской Федерации, сложились в ходе многовековых экономических, политических, культурных и межнациональных контактов с другими этносами. История и культура русских составляют часть европейской и азиатской цивилизаций.
Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все её сферы глубоко связаны с Православием. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Постоянно взаимодействуя с представителями других культур Азии и Европы, русский народ пронёс и сохранил свои этнокультурные особенности: язык, обычаи, обряды, традиции, духовно-нравственные ценности.
Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца Х века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества. В рамках православной культурной традиции в её историческом развитии сформировался уникальный цивилизационный феномен – православный образ (уклад) жизни. Это область культуры и повседневного быта миллионов россиян на протяжении десятков поколений, межличностных и гражданских отношений, устойчивых стереотипов социального поведения, ставших неотъемлемой частью российской действительности.
Христианская этика в течение веков выстраивает человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Православная культура отношения к природе, труду и производству получила масштабное материальное воплощение. Определённая часть нашего национального культурного наследия, выраженного в материальной культуре российского народа – исторические здания и сооружения, материальные памятники истории и культуры, предметы повседневного быта и производства, народного творчества, искусства и т. д. принадлежат православной культуре или несут её отпечаток.
Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их. Отмечая важность национальных духовных ценностей для понимания особенностей национальной культуры, Н. А. Бердяев писал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации, нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы».
Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы всеобщего созидания и духовного возрождения. У любого народа идеи государственного и общественного устройства, гражданские, национальные идеалы неразрывно связываются с идеалами духовно-нравственными.
«К числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его, – пишет Н. О. Лосский, – она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа».
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое сохранило бы свои исторически сложившиеся национальные особенности. Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю, и мы видим, что отказ от Православных ценностей привёл сегодня к таким печальным последствиям, как очерствление личности, бездуховность определённой части общества. Сейчас при внешнем кажущемся изобилии весь мир вступает в эпоху глобальных дефицитов, начиная с дефицита природных ресурсов, земли, воды, чистого воздуха и чистых продуктов, заканчивая дефицитом Веры, Любви, Добра...
Современные процессы глобализации и унификации, приводящие к размыванию культуры, разрушению традиций, масштабное внедрение информационных технологий заставляют искать новые, адекватные современным условиям формы сохранения и трансляции этнических ценностей, предъявляют особые требования к мотивационному полю этногрупповой принадлежности. Кроме того, у русских на эти процессы накладываются тенденции снижения их численности и этноязыковой ассимиляции. Одновременно специфическими для русской этнической общности являются проблемы незавершенности национальной консолидации.
Потребность в воспроизводстве и развитии языка, русской культуры в современных условиях, в сохранении собственной идентичности и росте числа этнических русских стимулируют общественность коренного населения страны к поиску решения возникающих задач в названных направлениях.
Что можем сделать мы, педагоги дошкольных учреждений?
Всё начинается с детства, с рождения. Дошкольный возраст – важный и сложный период, когда под влиянием окружающего мира ребёнок активно формируется как личность, успех становления которой зависит от того, насколько компетентно и органично с самых ранних лет маленькому человеку будут привиты идеалы духовности и нравственности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. В этом возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности, такие как игра, рисование, конструирование, восприятие сказок, театрализация, слушание музыки и пение.
Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его судьбу… Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных образовательных стандартов заставляет педагогов-дошкольников пересмотреть содержание, методы и формы работы с детьми. Приобщение к народным традициям, основанным на православной культуре, помогает развить у дошкольника такое интегративное качество, как общая культура личности.
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворённость.
Содержание, основанное на культуре православия, позволяет реализовывать целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе непосредственно- образовательной деятельности и в различных видах деятельности детей в течение дня, решая обучающие, воспитательные и развивающие задачи.
Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста в семье, когда мать напевает колыбельную, приговаривает потешку, прибаутку во время кормления или одевания. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Уважительное отношение к старшему поколению, забота о младших и родителях формируют у дошкольников основу гуманизма.
Приобщение детей к русской культуре идёт через русские народные сказки, притчи, сказания, былины, прослушивание в аудиозаписи русских народных песен, знакомство детей с предметами народно-прикладного искусства – дымковской игрушкой, матрёшкой, хохломскими росписями. Хорошо, когда в детском саду создана комната или уголок русского быта для проведения образовательной деятельности. Среда музея поможет детям погрузиться в мир народной культуры, тесно связанной с христианством, лучше понять корни православных традиций.
Воспитание ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, помогает ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.
Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе прогулок и экскурсий, посещения выставок и музеев.
Особое место отводится знакомству дошкольников с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества: «С родимой земли умри не сходи». «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит» «Один в поле не воин» «Храбрость города берёт».
Любовь к родине (патриотизм) – духовно-нравственная основа жизнеспособности государства, которая выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – основа существования и развития любых наций и государственности.
Патриотизм гармонично сочетает в себе лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни, особая любовь к родной природе.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания России.
За последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить с могучим деревом, корни которого образуют культуры многонационального народа России.
Важный этап развития гражданского самосознания – изучение этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению и социализации. Российская гражданская идентичность – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, который изучает культурные богатства своей страны и многонационального его народа, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников, разрабатываемые и реализуемые образовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Содержанием духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности, хранимые в семейных традициях народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных взаимоотношений.
Россия, её многонациональный народ, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа – вот традиционные источники нравственности и патриотизма.
Использование народно-православного календаря в жизни детского сада, помогает упорядочить работу. Яркие календарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые святки и т. д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памяти ребёнка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. И это даёт удивительные результаты, когда дети разных способностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможность самовыражаться и развиваться. В процессе правильно организованной педагогом образовательной деятельности ребёнок не только соприкасается с нравственными, духовными ценностями, бытующими в данной культуре, но происходит формирование своих собственных представлений об этих ценностях в процессе самостоятельного творческого поиска. Одним из самых благоприятных и органично воздействующих на сознание ребёнка факторов формирования представлений о духовности и нравственности является интеграция познавательных видов деятельности: познавательной, музыкально-художественной, театральной и др. Успех образовательной работы обеспечивается тесным взаимодействием музыкального руководителя и воспитателя. Эта конкретная взаимосвязь состоит в понимании целей и задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в совокупности с музыкально-художественным развитием.
Работа должна быть основана на социально-педагогическом партнёрстве с семьями воспитанников. Согласованность в деятельности музыкального руководителя, воспитателя и семьи обеспечит последовательность и преемственность педагогического воздействия, поможет в развитии духовной сферы ребёнка.
За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как:
– «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников» (автор Алексеева Г. Г.) (Саратовская епархия);
– «Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье» (автор Алексеева Н. М.) (Оренбургская епархия);
– Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе (автор Феоктистова Т. Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом) (Челябинская епархия);
Сравнительный анализ показывает, что в первом ряду в настоящее время стоит учебно-методический комплект А. В. Бородиной (разработчик учебных курсов "История религиозной культуры" и "Основы православной культуры"). В её программе собраны религиозные и культурологические знания, духовные и национальные корни, которые можно применить в любых условиях. В этом курсе есть главное, что необходимо: здесь есть любовь – любовь к Отечеству, любовь к традиции, любовь к человеку, любовь к своей вере, любовь к своей истории. И вот через призму этой любви человека к своей Родине, к своей земле, семье, к своему храму, к своей вере человек смотрит на другие религии и понимает, почему более тысячи лет назад наши предки сделали этот конкретный выбор.
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Анисимова В. А., Балбекина Н. А. // Педагогическое мастерство: материалы V межд. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 132–133.
2. Бородина А. В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и образования детей дошкольного возраста. – Изд. 2-е. – М., 2007.
3. Кусова М. Л., Чиликова И. А. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания школьников/ Начальная школа. – № 6 2014. – С. 30-33.
4. http://batfx.com/lofiversion/index.php/t5322.html