Солодкова Надежда Николаевна |
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №5» |
|
Город Муравленко |
|
|
|
|
|
« Семья – это особого рода коллектив,
играющий в воспитании основную,
долговременную и важнейшую роль.
Доверие и страх, уверенность и робость,
спокойствие и тревога,
сердечность и теплота в общении
в противоположность отчуждению
и холодности – все эти качества
личность приобретает в семье».
Р.С. Немов.
Семья - естественная среда обитания ребёнка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека.
А для того чтобы воспитывать детей настоящими людьми, ей необходимо быть коллективом, который ощущает себя частью нашего общества. Именно в семье ребёнок находит свои первые примеры для подражания, видит первую реакцию окружающих его людей на свои поступки. Ребёнок вырастет, а сформированные у него нравственные качества личности останутся. Ими он будет руководствоваться во взрослой жизни, когда будет проходить свой жизненный путь и делать порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, как правило, определяют дальнейшую судьбу человека, его жизненный уклад, так как ,бесспорно, семья передает и культурные традиции, и опыт предков, который складывался на протяжении многих лет.
Главное в воспитании родного и дорогого тебе человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Семья - одно из понятий, которое не изменяло своего значения на протяжении многих веков и роль родителей в воспитании духовно - нравственных ценностей самая главная и решающая. .
Только здесь ребёнок получает первые навыки применения своих представлений о взаимоотношениях с другими людьми, только здесь он усваивает нормы, которые регулируют его поведение в различных ситуациях повседневного общения, только здесь ребенок определяет нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.
Хорошая и крепкая семья может воспитать хорошего будущего семьянина. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, которая предполагает понимание и принятие окружающих людей, учитывает их интересы. Она формируется характер и интеллект,вырабатывает многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.
Только в ней ребёнок приобретает собственные убеждения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно здесь проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. А родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.
Семья создаёт у человека понятие дома, где он живёт, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Она создает личность и в ее власти либо укрепить, либо подорвать психическое здоровье ребенка
Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В детстве ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. В них он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных. Слушая сказку, ребенок не может оставаться равнодушным к героям, он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства .И в дальнейшем у него будут свои герои, которым ему захочется подражать.
Задача родителей осознать и передать нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами. Очень важно воспитывать детей в совместном труде, показать им общественный характер труда. При этом необходимо последовательно усложнять задачи, которые ставятся перед ними.. Всё это позволяет формировать у детей сосредоточенность и организованность, самооценку и самоконтроль, умение включаться в труд по собственной инициативе, ответственность за порученной дело, умение доводить начатое дело до конца. Такая работа по нравственно-патриотическому воспитанию должна строиться на основе единства убеждений и действий слова и дела.
Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям родителям необходимо самим быть на должном уровне.
Воспитание - трудная задача и она требует много обязательств, чувство ответственности и роль родителей в жизни ребёнка меняется согласно периодам его развития.
Нельзя не согласится с высказыванием Сухомлинского, что воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных и что человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека.
Хорошее воспитание заключается в нравственном направлении наших детей, при этом оно не должно испытывать эмоционального давления, чтобы ребенок стал идеальным или точной копией одного из своих родителей.
Таким образом, очень важными показателями благоприятного психологического климата в семье являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, в общении на интересующие всех темы, в совместном выполнении домашней работы.
Как раз только на таких положительных эпизодах из жизни всех членов семьи у детей формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо».
Такие дети более податливы воспитательным влияниям, потому что растут в атмосфере любви и дружбы, доверии и взаимных симпатиях. .
Н.И.Пирогов писал: «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознателъное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Для того чтобы не потерять ребенка, важно не потерять его доверие и веру в родителей как людей искренне и бескорыстно любящих, честных по отношению к нему, которые не только полезны, но и щедры своим духовным богатством.
На сегодняшний день вопрос духовно-нравственного воспитания детей считается одной из ключевых проблем нашего общества. Главными причинами такой слишком сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью . На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется. А представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными. И сегодня перед семьёй стоит огромная задача воспитывать ответственного гражданина ,который способен самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
А слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительское отношение к жизни, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности как к родителям, так и к близкому окружению.
Такие понятия как совесть, честь, достоинство, милосердие мало волнуют подрастающее поколение. И роль родителей состоит в том, чтобы самим вооружиться полезными знаниями , правильными книгами и быть примером в духовно-нравственном воспитании своих детей. Это необходимо для существования здорового общества в будущем.
И если ребенок имеет верное мировоззрение, оно будет путеводителем во всех жизненных ситуациях.
Воспитание осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности и продолжается многие годы.
В настоящее время этой проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте. В этом документе отмечается необходимость воспитания у детей любви к своему краю и Отечеству, родному языку, своему народу, его культуре и народным традициям.
Мы живем в непростой исторический период. И самая большая опасность, которая подстерегает наше общество сегодня, заключается в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Современная жизнь диктует нам более пристально заниматься духовно-нравственным воспитанием, искать более эффективные методы в воспитании детей, обращаться к культурно-историческим традициям.
Эта линия продолжается сейчас в образовательных учреждениях, где сохраняется уникальность образовательной среды с мини-музеем, где в экспозициях представлен народный быт, традиции, культура. Но иногда этот опыт подвергается критике, отмечается уход от реальности жизни современного общества. В то же время проведенные исследования доказали эффективность использования такого потенциала отечественной культуры.
Именно в семье мы получаем нравственные уроки, устанавливаем определенные принципы и получаем самое главное – любовь. Как у человека, так и государства дружная семья – это опора, поэтому очень важно строить хорошие отношения в каждой семье.
Таким образом, основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом и обеспечивает успешное развитие страны в современных условиях.
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.
И мы должны осознавать, что правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. Поэтому, мы всегда должны помнить о великой важности дела воспитания и о большой ответственности перед нашими детьми.
Основное пожелание сегодня, чтобы наши дети были нашей гордостью.
Ян Амос Каменский говорил: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости».
Используемая литература
1. Галицкая, И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И.А. Галицкая, И.В. Метлик // [Текст] .- Педагогика.- 2009.- №10.- С. 36-46.
2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков [Текст] - М.: Просвещение, 2010.- 264 с.
3. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду/ В.Г Нечаева, Т.А. Маркова - [Текст].- М.: Просвещение, 2011.- 256 с.