Макаревич С. А.,
заместитель директора по методической работе
МБОУ ДОД ДШИ,
Муравленко
Современная история возрождения Православия в Ямало-Ненецком автономном округе
По словам Святейшего патриарха Кирилла «прошло 20 лет с тех пор, как началось грандиозное возрождение Православия. Это тысячи восстановленных храмов, сотни монастырей, это учебные заведения, больницы, социальные центры, школы для взрослых и для детей. Это то, что действительно мог сделать только народ» (1).
Учреждения дополнительного образования, в частности Детская школа искусств, на современном этапе истории Возрождения Православия располагают большими возможностями в плане развития и воспитания многогранной личности.Поэтому одной из приоритетных задач сегодня в школе является воспитание человека нравственности и культуры.
Мы, преподаватели Детской школы искусств г. Муравленко, в своей работе по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей постоянно обращаемся к духовной культуре. Мы обращаемся к духовной культуре, духовному искусству потому, что оно согрето любовью к людям, обращено к душе человека и одновременно соединяет человека с окружающими людьми, природой, Вселенной. Духовное искусство воспевает красоту мыслей, чувств, поступков человека, и мы подходим к нему с позиции его эстетического и нравственного воздействия.
Приобщение детей к духовной культуре начинается с самого раннего возраста в 5-7 лет на отделении подготовки детей к обучению в ДШИ. Детство – уникальный период в жизни человека, когда происходит формирование физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, создание предпосылок для формирования личности ребенка, ее базовой культуры.Об этом так пишет отец Александр Ельчанинов: "Почему важно торопиться наполнить сердце и ум ребенка светом и добром с самого раннего возраста?В детстве - сила доверия, простота, мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окаменелости. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай в 30, 60 и 100 крат. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова очистить, спасти человека» (2).
Важнейшим фактором обучения в это время становится практическая, творческая и игровая деятельность, а мощным стимулом активизации чувств является обращение к народному фольклору, знакомство с обычаями наших предков, православной верой славянского народа.
Знакомство с православными праздниками Рождества Христова, Крещения Господня, Масленицы, Пасхи, Вознесения происходит в ходе моделирования игровых ситуаций, бесед детей и преподавателей, гдеобсуждаются традиции и обычаи праздников, на уроках ИЗО дети мастерят сувениры, на уроках музыкиразучивают колядки, песни. Вот некоторые темы занятий: «Ноев ковчег» -занятие поизобразительному искусству, где дети рисуют, лепят, раскрашивают фигурки зверей, птиц; «Свеча – просьба к Богу» - беседа о смысле свечей в церкви, практическое занятие - дорисуй огонек свечи; «Святитель Николай – чудотворец» - беседа о святом; «Раз в крещенский вечерок» - театрализация крещенских обрядов; «Масленица широкая» - театрализованное внеклассное мероприятие для детей и родителей; «Святая Русь» - беседа о русских богатырях ко Дню защитника Отечества и др.
Значение содержания и приемов, избирательно почерпнутых из детской игровой, музыкальной и художественной народной культуры, состоит не только в их смысловом напутственном содержании, но также и в том, что именно они способны затрагивать сферу чувств. Ведь в основе впечатления лежит как раз не формальное знание, но эмоционально-смысловой отклик.
Большую роль в формировании личности учащегося играет православная культура на отделении изобразительного искусства. Изобразительное искусство исторически соединено с церковью и верой. В беседах о зарождении профессионального искусства обязательно идет речь о значении церкви в этом процессе в эпоху Средневековья. Изучаются традиции русской иконописи на произведениях Андрея Рублева, Феофана Грека, вершины зодческого искусства - храмы, соборы, кремли. Освещая традиции русского передвижничества, нельзя обойти работы великих русских живописцев на библейские сюжеты: Крамского, Васнецова, Некрасова, Нестерова, Иванова. Рассказывая о православных праздниках – Рождестве, Крещении, Пасхе и других, – продолжаем знакомить детей с картинами великих художников, среди которых и картина А. Иванова «Явление Христа народу». Полученные знания, эмоциональное восприятие увиденного и услышанного вызывает у детей творческое вдохновение, они с большим интересом выполняют работы на такие темы, как «Пейзаж с храмовой архитектурой», «Православные праздники».
В содержании раздела «Декоративно-прикладное искусство» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического, трудового и патриотического воспитания. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и любить природу, сохранять и развивать народные традиции, уважать труд взрослых. Произведения декоративно-прикладного искусства придают детям представление народа о красоте, добре. В образовательных программах обязательны темы «Хохлома», «Гжель», «Вятская игрушка». Дети охотно рисуют на разделочных досках в различных техниках, лепят из соленого теста, глины, одним словом, ищут свой стиль, в полной мере раскрывая имеющийся творческий потенциал, вкладывая душу в каждое изделие, которое приносит радость другим людям.
Большую роль в формировании личности учащегося детской школы искусств играет знакомство с образцами духовной музыки. Нельзя не сказать о том, что зарождение профессионального музыкального искусства так же неразрывно связано с традициями православия. Все музыкальное хоровое искусство стоит на знаменном распеве, зародившимся в монастырях. Первая нотная запись связана с именем итальянского монаха Гвидо де Аренцо. В России первая музыкальная школа, открытая Балакиревым, была хоровая, где главным было практическое овладение многоголосным пением, так славившимся в православной среде.
Первое знакомство с традициями православия на отделении музыкального искусства происходит в курсе «Слушания музыки», в 1 классе, изучая тему «Колокольность». Рассматривая звучание колокола как музыкальный звук, преподаватель подводит детей к понятию духовной музыки. В дальнейшем учащиеся встречаются с пьесами П.И. Чайковского из «Детского альбома» - «Утреннее размышление», которое полностью построено на мотиве Шестого гласа Литургии, и «Молитва» как прообраз душевной тишины и сосредоточенности. Затем учащиеся встретятся с одним из самых гениальных сочинений П.И. Чайковского - Увертюрой «1812 год», где лейтмотивом проходит тема «Боже, царя храни» и другие темы из Литургии.
В старших классах учащиеся прикасаются к произведениям Рахманинова, насквозь пропитанными и колокольностью, и мотивами знаменных распевов, темой Dies Ire - средневековой похоронной секвенции, которая присутствует во многих его сочинениях (всех трех его симфониях, в Симфонических танцах, в Острове мертвых, в Рапсодиях на темы Паганини и Корелли).
В отношении образовательном духовная музыка, помимо знаний певческих и музыкальных, сообщает большое количество сведений литургических, исторических и литературных, а так же на эмоциональном уровне помогает понять значение больших и важных событий, повлиявших на историю православного народа.
Подтверждение этих мыслей и понимание духовной музыки как особого направления искусства и культуры находим в одной из статей известного русского педагога С.А.Рачинского, который писал: «Тому, кто окунулся в этот мир строгого величия, глубокого озарения всех движений человеческого духа, тому доступны и Бах, и Палестрина, и самые светлые вдохновения Моцарта, и самые мистические дерзновения Бетховена и Глинки» (3). Таким образом, Рачинский, давая разностороннюю оценку духовной музыки, выделяет в первую очередь красоту древних церковных песнопений, их строгое величие и указывает на знание духовной музыки, как на путь к постижению высших творений Баха, Палестрины, Моцарта, Бетховена, Глинки…
Приобщая учащихся школы к духовной музыке, педагоги-музыканты руководствуются принципом параллели духовной музыки и русской музыкальной классики, а также духовной музыки и народного музыкального творчества. Этот принцип обусловлен особенностями исторического развития духовной музыки, которая является частью русской музыкальной культуры. Поскольку духовная музыка является одним из стержневых направлений в обучении детей, то русская музыкальная классика и народное творчество будут ее окружением. Принцип параллели позволяет ввести в урок духовную музыку через духовные образы в русской классике и в народном творчестве. Это дает возможность знакомить детей не только с духовной музыкой, но одновременно и с разными сторонами жизни народа, его бытом и культурой. Одним детям ближе и понятнее будут духовные образы в русской опере, другим – в народном духовном стихе, третьим – церковная музыка в ее изначальном звучании.
Участие детей и преподавателей в городских мероприятиях, посвященных православным праздникам: концерт и конкурс художественного детского творчества «Радость Рождества» и Открытый городской Пасхальный фестиваль народного творчества «Пасха Красная», а так же традиционное участие учащихся отделения эстрадно-джазового искусства в конкурсах патриотической песни: «Дорогами поколений», «Димитриевская суббота» дает возможность творческим коллективам школы приобщиться к произведениям православного содержания, проникнуться духом церковных праздников, принять непосредственное участие в сохранении традиций, сохранении памяти о воинах, погибших при защите Отечества. В исполнении хора преподавателей, ставшим Лауреатом 2 степени, в Дни праздника Пасхипрозвучали такие произведения как «Слава Отцу и Сыну», «Тебе поем»Д. Бортнянского, в исполнении учащихся музыкального отделения, детского хора, ставшего Лауреатом 1 степени, прозвучали произведения «Святой родник», «Аве Мария», «Христос воскрес».
Более 40 воспитанников Детской школы искусств, среди которых солисты, танцевальные коллективы, учащиеся отделения изобразительного искусства приняли участие в городских и Окружных Пасхальных фестивалях народного творчества, награждены подарками и дипломами победителей в различных номинациях и возрастных категориях.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно функционирует на основе социального заказа, отличается отсутствием жесткой регламентации деятельности, широким спектром образовательных услуг. Приобщая детей к духовной культуре, к духовной музыке, педагоги наполняют душу ребенка любовью, добротой по отношению к окружающему миру и людям, потому что духовность есть высшее проявление красоты и гармонии. И это качество характерно как для религиозной, так и для светской культуры и искусства.
Гармония цвета в природе, живописные полотна, гармония в звуках духовных песнопений, в песнях патриотического содержания, традиции народа, вера, заложат в душе растущего человека свои положительные расточки, которые послужат на благо своей семьи, общества, пусть не у всех, но у кого-то – обязательно.
Список литературы:
3. Зверева С.Г. «Духовная консерватория». Об опыте создания высшего церковно-певческого училища. - http://www.seminaria.ru/