Татьяна Дмитриевна Нуждина,
заместитель директора по ВМР,
Наталья Николаевна Черкасова,
заместитель директора по УВР,
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Загадка», г. Новый Уренгой, ЯНАО.
e-mail: zagadkaurengoy@mail.ru
Телефон/факс: 8 (3494)25-08-28/ 8 (3494)25-08-28
8(3494)25-00-37/ 8(3494)25-00-37
Аннотация
В статье раскрывается опыт работы МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» с одаренными детьми дошкольного возраста, представленный в виде современной модели, концептуальную основу которой составляют инновационные подходы, психолого-педагогические принципы и этапы педагогической деятельности. Представлены результаты проведенной деятельности.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в исследованиях отечественных [3, 5] и зарубежных психологов [9], и изучаются до сегодняшнего дня [1, 2, 4, 6, 7, 8].
В эпоху становления постиндустриального общества, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми выходит на приоритетные позиции современного образования. Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа" [10 и др.].
Содержание вышеуказанных документов для педагогов дошкольного учреждения «Загадка» (г. Новый Уренгой), работающим в условиях модернизации системы образования, стало основанием для проведения аналитико-синтетического просмотра современных теоретических наработок и уже имеющегося практического опыта для определения общей стратегии и конкретных тактических шагов в работе с одаренными дошкольниками.
Педагогическим коллективом МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» каждый ребенок принимается как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями, и считаются одаренными в любом виде детской деятельности. Поэтому создание условий, обеспечивающих выявление и развитие потенциальных возможностей и способностей таких детей, является одной из важных задач дошкольного учреждения.
Выявленные выше подходы и психолого-педагогические принципы позволили нам пошагово выстроить свою модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях ДОУ, которая представлена следующими этапами (см. таблицу 1):
Таблица 1. Этапы Организации педагогической деятельности с одаренными детьми в ДОУ
№ п/п; | Мероприятия | Содержание | |
1 | Проблемно - аналитический этап | ||
Определение настоящего и будущего состояния ДОУ по работе с одаренными детьми. | Обозначается проблема организации педагогической деятельности с одаренными детьми дошкольного возраста на современном этапе. | ||
Подготовка аналитической справки о состоянии ДОУ к предстоящей работе с одаренными детьми. | Формулируется проблема о состоянии имеющихся в ДОУ условий и намечается перспектива ее реализации, обеспечивающая эффективную и качественную работу в данном направлении. | ||
2 | Проектировочный этап (создание образовательной инфраструктуры) | ||
Целевая поддержка в организации и проведению, курсов по повышению квалификации и мастерства для педагогов, работающих с одаренными детьми. | Взаимодействие с Кубанским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма в рамках городского ресурсного центра и Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования в рамках региональной стажировочной площадки, через проведение мастер - классов, онлайн – конференций, практических семинаров и др. | ||
Методическая поддержка по укреплению материально-технической базы в ДОУ, обеспечению педагогов необходимыми научно-методическими пособиями, литературой, диагностическим инструментарием, современными программами, авторскими технологиями и методиками. |
|
||
Работа Интернет–форума на сайте учреждения. | Подготовка и издание информационных материалов в помощь педагогам, психологам, социальным педагогам, воспитателям. | ||
Сопровождение и поддержка родителей в раскрытии творческого потенциала и способностей их детей в домашних условиях. |
|
||
Контроль состояния работы с одаренными детьми. | Контрольная функция принадлежит директору ДОУ. | ||
3 | Диагностический этап (выявление субъектного опыта ребенка) | ||
Определение, подбор методов и методик, критериев и показателей для выявления творческих и личностных особенностей детей в различных видах детской деятельности. | Применяются методы и методики: фигурный тест П. Торренса; интеллектуальная шкала Стенфорд – Бине; проективные методики «Фильм-тест Р.Жиля», «Рисунок человека», Рисунок семьи», «Два домика» и др. | ||
Определение технологических особенностей (требований) для отслеживания результатов индивидуального развития детей. |
|
||
Анализ результатов диагностирования. | Создание банка данных способных и одаренных детей по всем приоритетным направлениям развития. | ||
4 | Этап планирования предстоящей деятельности | ||
Методическое сопровождение и поддержка педагогов ДОУ в планировании и определении поля субъект - субъектного взаимодействия и выстраивания деятельности со способными и одаренными детьми |
|
||
Проведение заседания педагогического совета с рассмотрением вопроса «Система работы с одаренными детьми в ДОУ» | Принятие и утверждение перспективных планов индивидуального сопровождения одаренных детей в образовательном процессе и рабочих программ дополнительного образования. | ||
Планирование педагогами ДОУ предстоящей деятельности с одаренными детьми на основе разработанных режимов дня для каждой возрастной группы, учитывая их физиологические особенности. | Намечается предварительная работа с детьми. | ||
Предложение специалистами ДОУ своих услуг по сопровождению и поддержке одаренных детей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. | Планируется деятельность по всем приоритетным направлениям развития ребенка на основе разработанных педагогами индивидуальных планов и рабочих программ дополнительного образования | ||
5 | Этап принятия позиции партнерства (предварительная работа к предстоящей деятельности) | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность специалистов по сопровождению и поддержке детей | |
|
|
|
|
6 | Практический этап (примерный образец деятельности) | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Деятельность специалистов по сопровождению и поддержке детей | |
|
|
|
|
7 | Этап рефлексии | ||
Составление вопросов (вариант вопросов должен быть направлен на получение обратной связи от участников педагогического процесса). | Принятие вопросов. | Принятие вопросов и комментарии. |
Таким образом, реализация разработанной МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» современной модели организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях дошкольного образования показывает достаточно высокие результаты. Основными показателями в развитии дошкольников выступили:
Опыт работы МАДОУ ЦРР ДС «Загадка» может быть полезен и позволит педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования совершенствовать свою, уже имеющуюся систему работы с одаренными детьми и тем самым расширить границы инновационного пространства в этом направлении.
Литература