Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Современная молодежь и совреме...

Современная молодежь и современное православие


Фамилия, имя, отчество: Кузиков Владимир Аркадьевич

Название места работы/учёбы: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Панаевская школа-интернат»

Наименование муниципального образования: Ямальский район

Наименование населённого пункта: село Панаевск

 

 

Введение

 

Вопросы сохранения преемственности православия в молодежной среде в современных условиях являются предметом повышенного внимания как общественных и политических деятелей, так и религиоведов и богословов.

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу неустойчивости социального положения данной группы населения. Сегодня молодежь вдвойне поставлена в экстремальные условия – переворот в политическом, социально-экономическом и культурном сознании сопровождается обвальным кризисом ценностного сознания. Современная молодежь, поставленная в более жесткие условия адаптации, чем предшествующее поколение, стали все больше подвержены различного рода угрозам.

Актуальность доклада посвященного проблеме современной молодежи и современного православия продиктована рядом объективных причин, связанных с утратой нравственных ценностей молодежи в современном российском обществе, что неред­ко приводит к негативным последствиям вплоть до совершения ими уголовных преступле­ний. Сказанное подтверждают и данные, как роста молодежи в различных экстремистских группировках, так и роста молодежной преступности в целом.

Духовное воспитание, понимаемое, прежде всего, как формирование религиозного чувства — это постоянная готовность к помощи, к союзничеству в борьбе с грехом. Извест­но, что слово грех переводится с греческого языка как непопадание в цель. Педагог должен принимать непосредственное участие в формировании детской души, быть связующим зве­ном между душой ребёнка и жизненным опытом, Церковью. Как говорится в Евангелие, у нас один Учитель - Христос.

На современном этапе  вопросы взаимодействия православия и молодежи носят многоаспектный  характер,  как с точки зрения исторических традиций, значения православия в отечественной традиции, так  и существующих проблем, касающихся: духовного восприемничества, снижения нравственных и иных ценностей молодежи, проблемы поиска духовных наставником, а также общего упадка духовной жизни в последние годы. Все это,  создает предпосылки для более тщательного изучения проблемы современной молодежи и православия.

 Целью данного доклада является изучение проблемы современной молодежи и современного православия.

 Задачами доклада являются рассмотреть:

  • современную молодежь;
  • современное православие;
  • взаимодействие молодежи и православия.

Основная часть

 

Современная молодежь.

На сегодняшний день, проблема социальной регуляции поведения молодежи, формирования внутренней системы установок, ценностей приобретает особую значимость. Это обусловлено многими факторами.

В эпоху современных радикальных со­циально-экономических преобразований поиск новых ценностей приобретает трагическую напряженность.

Уровень преступности среди подростков высок. При этом, ежегодно количество лиц совершивших общественно опасные деяния составляет около 50 000 подростков. Так, если в 2016 г. количество совершивших преступления составило 48 589 человек, то в 2017 г. – 42504 человека[1].

Молодежь в своем стремлении освободиться от опеки старших использует разные средства. Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах - все это заставляет подростков объединяться в группы. В них молодежь пытается получить то, что не может иметь дома - доверие, понимание, поддержку, добрые чувства. Кроме того, объединяясь, подростки развлекаются, стремятся выразить себя.

Переходный возраст разными подростками переживается по-разному, в связи с чем, молодежь испытывает психологические и социальные трудности. Во многом девиантность молодежи связана с кризисами, а также необходимостью пробывать запретное: наркотики, алкоголь, иные вещества[2].

Проблемы молодежи на современном этапе развития усугубляются слабой координацией и фрагментарным характером деятельности работы учебных заведений, служб по делам несовершеннолетних, социальных служб для молодежи и других учреждений и заведений. Проблемы возникают и тогда, когда система служб социальной работы построена по вертикали административного управления, имеет в себе типичные черты прежней административно-командной системы. Это проявляется, прежде всего, в преобладании массовых, экстенсивных форм профилактической работы. Ничто так не вредит превентивной деятельности, как формальная демонстрация массовости охваченных категорий, увлечения количественными показателями, вместо умения создавать условия для системной работы непосредственно с ребенком, его окружением.

Анализ сложившейся практики деятельности различных организаций, позволяет констатировать, что работа, направленная на минимизацию девиантного поведения молодѐжи, на достижение социально-терпимого его уровня, не эффективна, так как в еѐ основу положена идеология преодоления и искоренения проявлений негативных форм девиации путѐм запретов, наказаний и проведения различных, в том числе и специальных мероприятий преимущественно в виде тематических кампаний, а не идеология индивидуального подхода и замещения девиантного поведения более удобными для подростка формами позитивной жизнедеятельности[3]. В первую очередь важно духовное развитие молодежи, духовное наполнение той или иной личности.

Современное православие.

Регулирование взаимоотношений церкви, религиозных объединений и иных субъектов религиозной деятельности на современном этапе является чрезвычайно важным и сложным вопросом, от решения которого  зависит эффективность механизмов взаимодействия общества и государства в целом. Человечество накопило богатый и разнообразный опыт церковно-государственных отношений: это и периоды гонений, и периоды их мирного, терпимого сосуществования.

В современной России православие остаётся одним из немногих институтов, который пользуется устойчивой поддержкой общества. Православная церковь выступает как субъект свободы. Человек в какой – то мере не может быть свободен, он состоит в определенной целостности. В России, в русском православии нет такой разорванности разума и веры, которая существует на Западе. Сила русского народа именно в нравственной целостности.

Православие есть источник духовности, оно животворное начало, основа жизни русского человека, его мироощущения, осмысления, миропонимания. Православие является формой духовно – практического освоения мира в его многообразии, выражением ценностного отношения человека к действительности. Православие как было, так и будет оставаться основой русского бытия, основой русского менталитета, а значит и базовой составляющей русской культуры в историческом процессе.

За годы своего существования Русская Православная церковь накопила большой опыт духовной деятельности, которая сегодня активно возрождается. Конечно, как и всякий иной, этот опыт имеет не только достоинства, но и недостатки, но в целом он может во многом послужить духовному возрождению нашего Отечества. А ведь духовное возрождение – это не только строительство храмов, открытие монастырей, это – создание храмов в душах людских, возрождение милосердия и великодушия, столь свойственных когда-то русскому Православию.

В последние пять лет в России обсуждение роли православия приняло небывалую актуальность.

Важное значение в современных условиях развития имеет жизнестойкость личности, которая достигается путем нравственности, религиозных убеждений.

Другая задача духовно-нравственного развития сводится к формированию у личности стремления и умения преобразовывать свое духовное начало в материальное. Это можно делать непосредственно самому или через других людей, проводя в их среде пропагандистско-просветительскую деятельность.  Необходимо внедрить повсеместно специальные образовательные программы, направленные на повышение уровня религиозной грамотности и национальной терпимости, а также образовательные программы, направленные на творческую реализацию личностного потенциала молодежи; усилить контроль за исполнением существующих правовых норм.

Единственным звеном связующим человека и Бога является Слово (Логос), как всегда неизменное в своем значении и, в тоже время, абсолютно-человеческое. В этом смысле Слово как бы инскрибирует (вписывает) человеческое в ранг божественного, но «не по существу, а по благодати.

2017 год был ознаменован как год 100-летия Поместного Собора. Юбилей актуализировал каноническое наследие Собора. На Архиерейском Соборе РПЦ 2017 года патриарх Кирилл отметил, что важно сохранять многовековое церковное предание».[4]

Передача  любого опыта или знаний, безусловно, подразумевает преемственность как православной культуры, так и восприятия со стороны общества. В христианской традиции православие выступает важным механизмом формирования духовно-нравственных ценностей общества.

Обращение к проблеме традиций православия в рамках проблемы взаимодействия с молодежью, повышения духовной культуры молодежи является одной из важных задач. Это обуславливается как существующими проблемами в молодежной среде , так и необходимостью нового осмысления роли православия в общественном развитии.

Взаимодействие молодежи и православия.

Воспитание духовно нравственной личности  – это сложный и длительный процесс. Важной составляющей этого процесса является не только влияние школы, родителей, общественных институтов в целом, но и роль религии в жизни молодежи, включающей в себя практические методы духовного воспитания, преобщения к православной традиции и  устоям. Православие в духовном воспитании отличает, в первую очередь личностно-ориентированный и социально-психологический подходы, направленность на формирование ценностных ориентаций, позитивных установок к общественным нормам и развитие у молодежи социальной ответственности. Это позволяет сформировать необходимую теоретическую и практическую готовность обучающихся сознательно управлять своим поведением,  а также закреплять полученные регулятивные умения и навыки в реальном взаимодействии с окружающими и выбирать позитивные и оптимистичные формы такого взаимодействия.

Основными проблемами управления реализацией духовного воспитания молодежи являются следующие:

  • факторы внешнего характера: сложность социально-экономической обстановки, высокий криминогенный уровень в отдельных регионах,  низкий уровень  защитной, воспитательной и развивающей роли социальных институтов:  семьи, школы, несовершенство социального контроля и воспитания.
  • факторы внутреннего характера управления связаны с низким уровнем эффективности и координации деятельности специальных центров духовного развития молодежи. Несмотря на определенный результат духовного развития молодежи на современном этапе, в целом, социальный эффект достаточно низкий в сравнение с уровнем преступности и иных отклонений молодежи.

Одним из средств предотвращения безнравственных поступков среди молодежи является реализация диалога православия и молодежи. В православии реализуются не только воспитательные, а также социо-культурные функции.

Нравственное сознание состоит из таких понятий, как совесть, стыд, ответственность. Одним из очевидных проявлений нравственности является совесть. Совесть – это личное переживание человека по отношению к тому, что правильно, а что неправильно в его нравственном поведении, так называемый внутренний закон, глядя на который человек определяет свои поступки как положительные или отрицательные. В Новом Завете совесть рассматривается как духовный закон, влияет на внутренне устройство человека, а также она является способностью нравственного суждения, опираясь на который человек принимает решение как ему поступать в том или ином случае. В Библии стыд отмечен как результат грехопадения. Он один из важнейших элементов нравственного сознания, влияющих на эмоциональную жизнь. Люди переживают за то, что обличены в совершении безнравственного поступка, последствием которого может быть потеря уважения в глазах близких людей.

Понятия достоинство и долг в православии взаимосвязаны, это проявляется в следующем: достойный поступок – это поступок, совершаемый во имя долга, добродетель, достойная человека – это верность в соблюдении долга, человек, соблюдающий условия долга, будет достойным блага. В Священном Писании должным признается все, что служит для утверждения богоподобного достоинства человека и благу ближних.

Важная роль во взаимодействии православной церкви и молодежи отводится послушанию.

Послушание обусловлено, прежде всего, учением Церкви о Божественном Триединстве, где Господь наш Иисус Христос и Святой Дух, Которые суть одного Существа с Отцом и имеют с Ним одинаковые достоинства и славу, все же подчинены Отцу Вседержителю. Это подтверждает и Священное Писание: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю мою, но волю Пославшего Меня» (Ин. 6,38); «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня» (Ин. 7,16); «Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня» (Ин. 7,28); «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15,10); «Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2,8), - говорится о Спасителе. Святому Духу также свойственно послушание, о котором говорит Христос: «Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14,26); «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16,13).

 Духовное воспитание требует определенного наставника, духовного отца, который передает знаний и опыт православной жизни обществу в целом и молодежи, в частности.

 На сегодняшний день, священнослужители выполняют множество функций, но, пожалуй, одной из главных является, именно, прививание любви к православным традициям подрастающего поколения, к духовным ценностям современного православия.

И Церковь, и общество наделяют священника статусом религиозного лидера с присущими ему этическими признаками.

Священник выступает связующим звеном между Творцом и страждущим в том смысле, что использует свои духовные знания и опыт молитвы для врачевания нравственных пороков людей.

Для молодежи это не только духовное воспитание, но и возможность перенять духовные традиции, которые заложены в России испокон веков.

С точки зрения православия жизнь является подвигом, это постоянное стремление к добру. Нравственные нормы, содержащиеся в Ветхом и Новом Завете, способствуют духовному совершенствованию и развитию личности, воспитанию в нем сильной воли и дисциплины.

Прогресс российского общества зависит и от прогресса человека как личности, от ее духовного содержания. Человек это, прежде всего, нравственное существо, и заповеди, содержащиеся в Библии, должны быть очевидными, так же как и законы природы.

Религия формирует духовные взгляды, воспитывает человека, регулирует правила и моральные нормы, развивает коммуникативные качества, а также является некой опорой, надеждой и утешением для личности. В настоящее время большой вес приобрели основные мировые религии(христианство, буддизм, ислам). В школьную программу России введен предмет «Основы православной культуры», но уровень знаний религии остается невысоким, что отражается на неполном понимании ее роли.

Авторитет религии в XXI веке уже не имеет прежней силы. Большое распространение получил атеизм, люди перестают верить в то, что религия имеет множество положительных функций. Но все же, для некоторых вера является единственным способом компенсировать реальные проблемы, а потому значительную роль ее отрицать никак нельзя.

 Опыт духовной жизни подвижников веры и благочестия православия прошлых лет для молодежи имеет существенное значение и на сегодняшний день, как особый духовный союз, состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу.

Роль православия значительна и неоспорима в передаче практики, что видно как из деятельности отдельных священнослужителей, так и из обязательной традиции духовного воспитания подрастающего поколения. Основы жизни христиан – пост, молитва, покаяние – проповедуются Священным Писанием, апостолами, пророками. Функцию проповедников берут на себя и священнослужители, которые выступают в роли учителя, наставника в делах правой веры.

Путь  взаимодействия молодежи и православия требует максимальной концентрации внимания, которая открывается послушнику в опыте духов­ной практики, направленности всех волевых усилий на достижение конечной её цели – любви к Богу.

Заключение

Молодежь неустойчива в своих взглядах и поведении, т.е. не интегрирована в социальные связи. От решения проблем, непосредственно затрагивающих молодежь, зависит и будущее всего общества. Для современной молодежи основными являются проблемы, связанные с духовно-нравственной сферой. Причинами этого стали: негативное влияние средств массовой информации, деградация человеческой личности, человеческая жизнь потеряла свою ценность, периодическое насаждение психологии общества потребления и др. У молодежи пропадает интерес к отечественной культуре, истории, ценностям которые формировались веками. Современная российская молодежь на первое место ставит личный статус в обществе, материальное благополучие (ценится все, что приносит доход) и индивидуализм, а потом идет семья, духовные потребности, патриотизм и т.д.

Люди, особенно в детстве и юности, являются беспомощными, руководствуются в большей степени инстинктами. Они должны научиться контролировать свои эмоции и действия. Человеку необходим социальный порядок, что нормально существовать и продолжать род.

Использование христианских ценностей в нравственном воспитании молодёжи является незаменимым источником человеческой мудрости, которая будоражит ум и совесть человека, побуждает его к свершению благородных дел и поступков. Особая роль в этом процессе должна принадлежать педагогу, задача которого заключается в том, чтобы помочь молодым людям открыть для себя творческое наследие представителей духовной элиты, способной своими идеями донести молодёжи глубинный смысл гуманистических религиозных ценностей.

Нравственные ценности, которые несет в себе православие, должны занимать достойное место среди ценностных ориентаций молодежи. Они должны быть не только регулятором, помогающим осуществить выбор поведения в жизненно важных ситуациях, но и социально значимым индикатором жизни.

 

Список использованной литературы

  1. Барсенков В.Единоверие: проблемы и перспективы //[Электронный ресурс]: https://media.elitsy.ru/otvety/edinoverie-problemy-i-perspektivy/
  2. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято Владимирского Братства, 1993.
  3. Митрополит Волоколамский Иларион. Служение священника – служение жертвенное // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3659143.html
  4. Никитин Ю.А. Философские аспекты причин наркомании // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена 2008 - № 76-1. С. 262.
  5. Состояние преступности МВД России // [Электронный ресурс]: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/1/
  6. Стригуненко И.К. Предупреждение девиантного поведения российской молодежи  как социологическая проблема // Историческая и социально-образовательная мысль 2013 № 6 (33). С. 135.
  7. Явон С.В, Ценностные ориентации молодежи среднего Поволжья // Социс 2012 - № 5. С. 94.
 

[1] Состояние преступности МВД России // [Электронный ресурс]: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/1/

[2] См.: Явон С.В, Ценностные ориентации молодежи среднего Поволжья // Социс 2012 - № 5. С. 94.

[3] Стригуненко И.К. Предупреждение девиантного поведения российской молодежи  как социологическая проблема // Историческая и социально-образовательная мысль 2013 № 6 (33). С. 135.

[4] Барсенков В.Единоверие: проблемы и перспективы //[Электронный ресурс]: https://media.elitsy.ru/otvety/edinoverie-problemy-i-perspektivy/


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт