Знать Россию - это знать её тело, её душу и её дух.
Знать её историю, географию, статистику,
её словесность и искусство, её веру
А.С. Пушкин
Сегодня Россия нуждается в одухотворённых гражданах, умеющих грамотно использовать гуманитарный потенциал, суммарный опыт исторического развития народа.
Систему воспитания и обучения строим в нашей общеобразовательной школе №2 г. Надыма на принципах нравственного просвещения. Единая методическая тема коллектива: «Совершенствование духовного, физического и умственного развития школьников как основа здорового образа жизни».
Духовно-нравственное воспитание на ступени начального общего образования осуществляем на основе Программ нравственного воспитания.
Школьное образование на ступени основного общего и среднего общего образования, основанное на усвоении специальных научных знаний, дополняем элементами мировоззренческих знаний, в основе которых лежит система духовных ценностей. В рамках внеурочной деятельности организуются занятия по программам духовно-нравственного направления: «Я – гражданин России», «Музееведение». Благодаря этим программам ученики углубляют свои знания о православной культуре, изучают историю Православия на Руси, имеют возможность связать воедино духовное и материальное, теоретическое и практическое.
Формирование духовно-нравственных качеств личности происходит на всех уроках, но особое значение имеют уроки истории, обществознания, литературы. Преподавание этих курсов сегодня отражает реалии нашего общества. Результатом является заинтересованность ребят в состоянии духовности и нравственности в современном обществе. Это подтверждают темы проектно-исследовательских работ обучающихся: «Целомудрие – семейная ценность, утрата целомудрия – результат ранних межполовых отношений подростков и молодых людей юношеского возраста», «Целомудрие как семейная ценность в половом воспитании детей», представленные на школьной научно-практической конференции учащихся «Эрудит», а затем на VII Окружной заочной научно-исследовательской конференции учащихся и студентов «Ступень в будущее» и получившие первое место.
Классные руководители планируют свою деятельность в соответствии с основными направлениями воспитательной работы и представляют на
* заседаниях Школы воспитательной работы («Современные подходы к нравственному воспитанию в классном коллективе», «Пути формирования духовных свойств личности. Из опыта работы»);
* педагогических советах («Духовное и физическое развитие личности – основа личностного роста ученика», «Содержательная деятельность педагогического коллектива по духовному и физическому развитию личности школьника», «Духовное совершенствование и физическое развитие школьников как основа здорового образа жизни»);
* в рамках школьных методических конкурсов (на лучшую разработку родительского собрания, недели нетрадиционных внеклассных мероприятий).
Классные руководители отдают предпочтение духовно-нравственному воспитанию школьников. Подтверждением являются темы открытых занятий и внеклассных мероприятий: «Сын земли Русской», «Светлый праздник Пасхи», «Загляните в семейный альбом». С 2001 года педагоги школы проходят курсы повышения квалификации по вопросам духовно-нравственного воспитания, которые проводит Тюмено-Тобольская Епархия («Основы православной культуры и религии»).
Здоровая семья является ключевой, фундаментальной ценностью для нормальной жизнедеятельности общества и государства, в частности, для позитивного демографического развития Семья – социум, наделяющий ребёнка наследственными, родовыми качествами, в котором берёт свое начало духовно-нравственное становление личности. В семье ребёнок усваивает основы морали и этики, эстетического воспитания, систему ценностей, на которой базируются личностные смыслы человека, определяющие активность его жизненной позиции, сферу приложения сил и способностей. Не случайно в нашей школе появились новые традиции: «День отцов», «День матери», «День семьи», «Веков связующая нить». Это общешкольные праздники, на которых ученики и их родители знакомятся с историей развития конкретных семей, делятся родословной своей семьи. На этих мероприятиях мы чествуем родителей, которые ответственно относятся к воспитанию своих детей, сотрудничают с классным и школьным коллективом.
Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного воспитания детей. На всём историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, они складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Есть свои традиции и в нашей школе. Акции «Подари улыбку миру», «Лето 200...», «Дар открытых сердец» способствуют формированию нравственных устоев, практической реализации важнейших человеческих ценностей, выстраиванию линии поведения, выражению отношения к обществу и к самому себе.
Традиционными стали встречи педагогов, обучающихся и родителей со служителями Свято-Никольского храма Тюмено-Тобольской Епархии: настоятелем храма Иереем Артемием Почекутовым и миссионером Свято Никольского храма Кобелевым Василием Олеговичем, по вопросам «Православное воспитание школьников», «Семейные отношения и половое воспитание», «Религиозная картина жизни в современной России», «Проблемы демографии в современной России».
Школа – муниципальный координатор Всероссийской олимпиады по основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную!». Ежегодно ученики школы активные участники Всероссийской олимпиады по основам православной культуры «Русь святая, храни веру Православную!». С каждым годом Олимпиада набирает популярность, в ней участвует все большее количество учеников, хотя задания становятся обширнее и сложнее (таблица 1).
Таблица 1
Учебный год |
Количество участников школьного тура |
Количество участников муниципального тура |
Количество победителей муниципального этапа |
Эффективность участия образовательных учреждений (%) |
2015/16 |
896 |
145 |
19 |
13% |
2014/15 |
520 |
126 |
32 |
25,3% |
2013/14 |
255 |
51 |
12 |
23,5% |
Также растёт количество заинтересованных участников творческих мероприятий и конкурсов разного уровня (таблица 2).
Таблица 2
№ п/п |
Название мероприятия |
Месяц |
Руководители |
Кол- во |
Ф.И. учеников |
Результат |
1. |
Муниципальный этап Общероссийской Олимпиады по основам православной культуры |
октябрь |
Фомина Н.В., Юрко О.С. |
27 |
Понамарчук Евгения, 8а
|
Диплом 3 степени |
2. |
Региональный этап Общероссийской Олимпиады по основам православной культуры |
декабрь |
Фомина Н.В., Юрко О.С. |
1 |
Понамарчук Евгения, 8а
|
Диплом 1 степени |
3. |
Новогодний благотворительный фестиваль творческих работ обучающихся и работников образовательных учреждений, посвященной памяти заслуженного учителя РСФСР М.И. Спрынчана «Благое дело» |
декабрь |
Панфилова Е.И., Еремеева Г.И., Нестерова В.О., Кацило И.А., Петрова Г.П., Филимонова А.Н., Толочко И.В. |
25 |
Фаворская Диана, 1б Свидницкая Анастасия, 6а Коллектив 9б Некрасов Глеб, 3б Михайлов Дмитрий, 3б Павленко Дарья, 10а Матына Евгений, 7б Васильев Олег, 4а |
участие |
4. |
Муниципальный этап окружного конкурса среди воспитанников детских садов и обучающихся начальных классов «Мы – семья» |
декабрь |
Кацило И.А., Конина Н.И., Андронова Н.П., Биккинина А.В. |
4 |
Сулиманов Марат, 3б Казаков Эрбол, 2а Герасимов Вадим, 2б Савчук Надежда, 4в |
участник 3 место участник 3 место |
5. |
Региональный этап Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина» |
март |
Буркова А.С. |
1 |
Семья Латыповых |
Победители |
6. |
Межрегиональный конкурс творческих проектов учащихся, студентов и молодёжи «Моя семейная реликвия» |
март |
Буркова А.С. Фомина Н.В. |
2 |
Латыпов Арсен, 6б Фомина Таисья, 1б Рыбкина Светлана, 6а |
Участие Победитель |
7. |
Районный конкурс творческий работ «Золотые купола» |
октябрь |
Касастикова С.П. |
1 |
Касастиков Кирил, 6а |
Диплом 2 степени |
С целью формирования ценностных ориентиров более десяти лет центр воспитательной работы отслеживает уровень развития общечеловеческих ценностей старшеклассников. Диагностические данные помогают центру воспитательной работы и каждому классному руководителю корректировать, расставлять акценты в приоритетных направлениях воспитательной деятельности классного коллектива и школы.
Из сравнительной таблицы видим, что выбранные общечеловеческие ценности за три года практически остались неизменными. Ученики 8-11 классов в течение трех лет считают приоритетными: здоровье, семью, друзей, образование, мир, Отечество, Родину, интересную работу (таблица 3).
Таблица 3
Приоритеты общечеловеческих ценностей старшеклассников
2013/14 уч. год |
2014/15 уч. год |
2015/16 уч. год |
|||
1 место |
Семья |
1 место |
Семья |
1 место |
Семья |
2 место |
Здоровье |
2 место |
Мир. Отечество. Родина |
2 место |
Здоровье |
3 место |
Мир. Отечество. Родина |
3 место |
Здоровье |
3 место |
Образование. |
4 место |
Образование. Интересная работа |
4 место |
Образование |
4 место |
Мир. Отечество. Родина |
5 место |
Друзья |
5 место |
Интересная работа |
5 место |
Интересная работа |
Стратегия духовно-нравственного развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Надыма» направлена на введение в учебные планы образовательного курса «Основы православной культуры и религии» и готова стать опорной школой в Надымском районе по его методическому обеспечению.