Конева Н.П.,
учитель обществознания и истории МБОУ «Восяховская
Средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»,
Шурышкарский район
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который многое меняет в целях, содержании, процедуре и результатах деятельности педагога. При традиционном подходе, который реализовывал предметно-знаниевую сущность образования, целью являлось вооружение учащихся так называемыми «зунами» (знаниями, умениями и навыками); взаимодействие учителя с учениками сводилось к наставлению, разъяснению, запретам и нотациям. При системно-деятельностном подходе ученик – полноправный участник, активный субъект деятельности, главная цель обучения – создание условий для развития его личности, формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационно-коммуникативной и других сферах жизни.
Как достичь данной цели? Посредством применения более эффективных технологий, например, технологии проблемного обучения, учебной игры, технологии модерации.
Применение проблемного обучения
Заставляет обучающихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать новый опыт.
Позволяет создать условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия.
Обучающиеся формулируют собственную позицию по обсуждаемому вопросу и используют различные сведения для ее аргументации. Например, при изучении темы «Экономические системы» по обществознанию, работая в группах, задаются вопросами: Какова же современная экономическая система в России, какова роль государства в экономике страны? На уроке истории по теме «Международные отношения между двумя войнами» ищут ответы на вопросы: Как складывались взаимоотношения СССР с западными странами? Почему возможен был приход к власти фашистских режимов в Германии и Италии? Какие уроки сегодня мы можем вынести?
Учебная игра
Отвечает задачам формирования компетентностей обучающихся, потому как:
В ходе игры, учащиеся овладевают опытом деятельности, с которым могли столкнутся в действительности.
В игре ученик активен как участник, а не только наблюдатель.
Игра создает условия, требующие незамедлительного реагирования.
Например, уроки обществознания по теме «Правоохранительные органы в Российской Федерации» можно провести в виде судебного заседания, распределив роли между обучающимися (судья, обвинитель, защитник, обвиняемый, свидетели защиты, свидетели обвинения и т.д.). Игровые технологии можно применить и на уроках истории, изучая темы, посвященные Великой Отечественной войне, где ученики могут разыграть различные инсценировки.
Более подробно хочу остановиться на технологии модерации, которая является эффективной технологией, идущей в ногу со временем, так как реализует системно-деятельностный подход и формирует ключевые компетентности.
Что такое технология модерации?
Moderare в переводе с латинского «приводить в равновесие, управлять, регулировать». Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-70-е годы прошлого века в Германии.
Используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности технологии модерации направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде, т.е. формируют «ключевые компетенции».
Технология модерации предполагает определенные этапы урока, каждый из которых имеет свои цели, задачи и методы.
Например, на этапе инициации (в начале урока) я нередко использую такой метод, как «Поздоровайся локтями», который способствует созданию доброжелательной обстановки в классе. На этапе вхождения использую свой авторский метод «Предания старины», цель которого при помощи притч, легенд или мифов направить, погрузить обучающихся в тему. А активный метод обучения «Дерево знаний», позволяет определить уровень знаний и ожиданий учащихся, сформулировать цели урока.
Следующий этап – интерактивная лекция, на которой я использую групповую работу, работу в парах для самостоятельного изучения новой темы учащимися, если есть такая возможность и тема не сложна для восприятия. При этом в качестве источника используются не только учебник, но и словари, энциклопедии, и интернет ресурсы. Интерактивная лекция при использовании метода «Творческая мастерская» позволяет включить в работу каждого ребенка.
Если вижу, что дети устали, использую активные методы релаксации, например, метод «Земля, воздух, огонь и вода». Цель метода – повысить уровень энергии в классе. Ученики по команде учителя изображают одно из состояний.
Для завершения урока я использую такие активные методы как, «Ресторан», «Синквейн», «Комплименты». Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно завершить урок, подвести итоги.
Таким образом, урок – творческая площадка учителя и обучающихся, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся, т.е ключевые компетенции.
Создать условия для реализации способностей обучающихся, помочь найти свою дорогу к знаниям – вот главная задача педагога. Чтобы образовательный процесс был успешным, педагог сам должен быть мотивирован на непрерывное образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира, иметь определенные личностные качества: волю, ответственность, потребность в саморазвитии, готовность к самоанализу и рефлексии.
Список литературы
Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под. Ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. – 79 с.
Копилочка активных методов обучения / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru/amo/.
Образовательный портал «Мой университет» / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru.
Тарасов В., Охлопкова О., Ненахова А. Профессиональные секреты интерактивного обучения / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru/etobook/.