Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Современное искусство – хаос, ...

Современное искусство – хаос, или поиск нравственных ценностей постиндустриальной эпохи


Фамилия, имя, отчество: Батюк Ирина Викторовна

Наименование места работы/учебы: МБОУ «Школа № 5»

Наименование муниципального образования: г. Муравленко ЯНАО

Наименование населенного пункта: г. Муравленко

 

«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир,

а душе своей повредит» Мк. 8:36

       Искусство – зеркало эпохи: в нем отражаются философия бытия, этика отношений, эстетика пространства…. В этом зеркале видно все до мельчайших подробностей – кто мы, от куда мы, и куда мы идем… Похожее название у  картины  художника мирового значения   второй половины XIX  века Поля Гогена «От куда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?».  Художника жившего, как и мы на стыке эпох. Бросив привычный, устоявшийся  и прагматичный мир, он как всем казалось, обезумел, ушел в  непонятную «мазню», которую и живописью-то трудно назвать.  А он уехал искать подлинную жизнь на Таити, бежал ото  лжи, интриг, жадности старого мира.  Бежал от себя, холеного и  предприимчивого, образцового  мужа и отца. Поль Гоген  - художник-новатор, работавший в стиле постимпрессионизма, искал на краю мира не новые формы, но новые смыслы искусства. Так ли он был одинок в своих поисках?  Насколько это благоразумно?!  Как  этот поступок соотнести с  христианской моралью – основой  европейской цивилизации?    Бросить мир ради своей души! Не напоминает ли этот поступок древнегреческого  философа Диогена,  искавшего с фонарем «человека» в многолюдном городе, или раджу Сиддхартху Гаутама[1], поменявшего жизнь во дворце на медитацию под  деревом Ботхи[2]?....  Безрассудство  или мужество?!   Мужество взять на себя все грехи человечества, отказавшись от матери, друзей, жизни….

   На самом деле в истории человечества всегда бывают переломные моменты, когда  устоявшиеся правила и нормы поведения не ложатся на новый уклад жизни. Человек, попавший в тиски  смены эпох,  теряет не нравственные ориентиры, он теряет веру  в возможность  жить  по  старым заветам. И пытается снять со своей совести духовные истины, как старое поношенное платье.  Новые истины  - как правило, вульгарны и примитивны, они еще не прошли проверку на  праведность. И вот мы наблюдаем, лабиринт  правил, верований, учений, претендующих на новизну и оригинальность. Это похоже на яркий аттракцион, напоминающий фантасмагории  И.Босха[3]: гримасы, огни, маски, эпатаж, позерство, беспутство…..  Нам ждать потопа?   Проблема постиндустриальной эпохи  - смена привычных устоев общественных институтов.  Именно это явление породило в искусстве хаос форм и  стилей. Кризис искусства – эту фразу  можно было услышать  во времена Диогена, Данте Алигьери, Уильяма Шекспира, Поля Гогена, Казимира Малевича.  Переломная эпоха   заставляет искать  новые пути и смыслы бытия.  Человечество в смятении – зеркало искусства отражает все без прикрас. Можем ли мы осуждать его? Можем! И часто этим занимаемся. А должны бы  серьезно заняться объектом отражения. Рассмотрим вечный спор: творчество это свобода или предназначение?

      Художник должен быть свободным!  Как же творить  без свободы?! Без свободы произвол….  А что мы понимаем под этой самой «свободой». Ведь каждый трактует по-своему. Для кого-то это анархический бунт, для кого-то -маска эгоизма, а для кого-то - «сад наслаждений». Святейший Патриарх Кирилл в своем слове 30 октября 2016 г. после литургии в храме священномученика Климента, папы Римского, в Замоскворечье[4] говорил: «Сейчас некоторые настаивают на том,  что человек, называющий себя художником, может делать все, что захочет, и никто не вправе его останавливать. Возможно, так и есть, но при одном условии: если художник действительно культивирует почву[5], если он делает ее способной к произрастанию добрых плодов. Но если под культивацией почвы понимается ее заражение, и даже не сорняками, а смертоносными растениями, то разве такое делание можно назвать культурой?»  Человек искусства – творец.  Значит, он создает форму  и  одушевляет ее искрой своей души.   Значит – хочет он или нет, но берет на себя ответственность за то, как его творение преобразует общество.   Давайте попробуем понять.  По-старому уже жить   нельзя, не получиться. Искусственная реставрация  порождает религиозные общины экстремистского толка: тоталитарные секты, фундаментальный исламизм и т.п. Поиск неизбежен. Бороться с этим все равно, что противоречить законам природы.  Тогда что важно в поиске – направление поиска, результат поиска  или обретение себя в этом поиске? 

      Художник  -   просветитель! Он не принадлежит себе, а выполняет предназначение свыше. По этой самой причине – он   трибун вечных моральных ценностей. Он обязан охранять их в целости и сохранности, превращая эти ценности в пыльный музейный экспонат.

    На самом деле человек искусства – личность сложная, противоречивая, пограничная между светом и тьмой, но искренняя, не выносящая лжи и лицемерия.   Он не может не искать искру божью, смысл мироздания. Из этого он черпает вдохновение.  Здесь все просто. Пока художник ищет свет правды он в искусстве. Но если он правду приносит в жертву богатству, славе, власти – делец, меняла, которого Христос изгнал из храма. 

  Философия христианства -  компас, который ведет человечество  между светом и тьмой, правдой и ложью, законом и беспределом.  Совесть – нравственный ориентир русской культуры, взращенной на православии. «…Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести - это рулевой его свободы. Она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной…» (Д.Лихачёв).  Мы с вами знаем, что православие бережно сохранило то лучшее, что создано нашим народом. Даже в дни гонений и произвола Русская Православная Церковь осталась верна народу, который от нее отказался, повторяя этим путь Христа.

    Наша вера основана на праве свободного выбора! Каким же  нравственно сильным  должен быть человек, что бы не сломаться под тяжестью этого доверия?  Может быть,  по этому, мы мечтаем о свободе и боимся ее последствий.  

   Молодежь – она хозяйка  новой эпохи.  И пусть нам кажется, что ее искусство безрассудно, она всегда честнее в своих поисках. Для нее ветер свободы – это  дух созидания будущего. «Специфика искусства, особенно современного, такова, что порой внешне далекие от гармонии формы скрывают поиск истины и серьезные мировоззренческие раздумья. Это тем более верно в отношении молодежных субкультур, при оценке которых нужно быть особо внимательными, дабы не отвергнуть искренние устремления» (Патриарх Кирилл).

    Искусство  всего лишь отражение нас с вами.

Посмотрите в зеркало эпохи с надеждой и любовью ко всему, что подарил нам Создатель – и вы уведете  будущее прекрасно.

 

[1] Имя будущего Будды Шакьямуни. 

[2] Дерево породы фикусов, под которым Будда по приданию нашел просветление.

[3] Фламандский художник периода Северного Возрождения.

[5] «Культура» в переводе с древнегреческого означает почва, возделывание почвы.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт