Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Создание компьютерной иг...

Создание компьютерной игры — один из способов интерактивного обучения


Шалыгина Елена Николаевна
учитель математики, физики
МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда»
г. Надым

Дети коренных малочисленных народов Севера должны иметь представление о современных компьютерных технологиях, овладевать ими без отрыва от культуры и образа жизни ненецкого народа. Такое познание осуществляется в процессе создания обучающих интерактивных игр для младших школьников. Данный вид деятельности способствует развитию творческих и коммуникативных качеств личности.

 

Создание компьютерной игры – один из способов интерактивного обучения

 

 

Стремительное развитие компьютерных технологий, их внедрение в повседневную жизнь, в том числе и в образовательную сферу, становится предметом все более пристального внимания. Всё большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам. Причиной изменения текущей парадигмы образования, в первую очередь, является проникновение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы деятельности человека.

Интерактивные технологии в совокупности с интерактивным программным обеспечением позволяют реализовать качественно новую эффективную модель преподавания дисциплин, а современные интерактивные доски, появившиеся в образовательных учреждениях, являются техническим инструментом для реализации эффективной модели электронного обучения.

Программное обеспечение, которое предоставляет фирма-производитель вместе с интерактивной доской, используется не только учителями-предметниками нашей школы-интерната, но и обучающимися, воспитанниками для создания обучающих дидактических интерактивных игр для школьников 7-10 лет.

В школе-интернате обучающиеся среднего и старшего звена стали самыми активными участниками  процесса создания таких игр. Во внеурочное время они вовлечены в активный творческий процесс, влияющий не только на их образовательный уровень, но и развитие творческих навыков в оформительском и дизайнерском деле.

Для развития и обучения младших школьников 7-10 лет уже создано большое количество компьютерных игр. Возникает вопрос «Зачем?». В МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда» обучается 73,3% детей коренных малочисленных народов Севера. В школе-интернате обучаются дети тундровиков. Для детей 6-7 лет наступает период адаптации. Именно на данном этапе необходимы образовательные электронные пособия, предназначенные для знакомства с возможностями компьютерных технологий и их использования в современном обществе, для повышения интереса к учению детей-тундровиков. При этом процесс обучения обязательно должен быть связан с изучением обычаев, традиций, образа жизни ненецкого народа.

Компьютерных игр, созданных на основе информации об укладе жизни ненецкого народа, купить пока нет возможности, поэтому проблема разработки таких дидактических игр, их внедрение в образовательный процесс в школе-интернате представляется актуальной и востребованной.

Нам удалось создать такую дидактическую игру для младших школьников, процесс вызвал интерес обучающихся 7-10 классов, игра интересна и для малышей, обучающихся первой ступени.

Изучение специализированных компьютерных программ в процессе создания игр позволяет обучающимся, воспитанникам 7-11 классов углубить свои знания по ряду предметов, стремиться находить выход в нестандартных ситуациях, учиться работать в группе и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушать мнение другого, взвесить и оценить различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Задача педагога состоит в том, чтобы создать индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, воспитанника в группе, чтобы у них сформировались практические навыки поиска информации, ее анализа, отбора, изменения. Обучающиеся должны определять цель, задачи игры, и, конечно же, овладеть практическими навыками реализации своих планов.

Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой (программой), которая служит областью осваиваемого опыта.

Обучающиеся среднего звена используют для этого две программы: SMART Notebook 10 и ActivInspire 1.5,  старшеклассники - Macromedia Flash. Процесс создания мультипродуктов в программе Macromedia Flash довольно длительный, хотя, бесспорно, игры получаются более серьезные и качественные.

Для изучения и в дальнейшем для создания игр необходимо подобрать такое программное обеспечение, которое смогли бы освоить обучающиеся 7-11 классов, а для самых «продвинутых» подобрать более сложную среду.

Данные программные обеспечения по функциональным возможностям очень близки друг другу, поэтому обучающимся не составляет труда, познакомившись с одной программой, понять возможности другой.

Как правило, в процессе создания таких игр обучающиеся, воспитанники получают новые знания в области ИКТ, видят готовый продукт своего труда, получают удовольствие от творческого процесса.

Прежде всего, обучающиеся,  создающие такие электронные материалы, должны понимать, что дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Игра для обучающихся начальной школы — один из основных способов познания окружающего мира. В игре  ребенок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

Собираясь создать дидактическую игру, изначально надо определить ее обучающие задачи, так как в каждом возрасте своя программа. Например, умение считать, знать состав числа, классифицировать предметы по определенным признакам. Любая игра развивает. Посредством некоторых  игр выявляются те  психические и нравственные качества личности, которые  еще не развиты до конца; игра будет этому способствовать.

Каждое электронное пособие имеет три основные составляющие.

Первая, ребенок должен знать, как действовать в игре, чтобы решалась обучающая задача.

Вторая, для ребенка продумывается игровая мотивация: что будем делать, для кого или для чего?

Третья, обязательно показывается способ выполнения задания: как это делать? Эти правила озвучиваются в начале игры или дается образец выполнения задания.

Конечно же, прежде чем приступить к реализации своего проекта, обучающимся приходится найти необходимую информацию. Если вопрос с подбором различной информации (текстовой и графической) решается быстро, (поскольку книг с материалом о ненецкой культуре очень много), то возникает вопрос о способах и методах обработки графической информации. Поэтому обучающимся, воспитанникам приходится изучать графический редактор, а иногда и несколько сразу.

Процесс создания интерактивной игры – сложный процесс. Только при  совместном  взаимодействии школьников друг с другом и  педагогом происходит организованная познавательная деятельность социальной направленности. В процессе создания дидактических игр  обучающиеся не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт общения  в серьезной рабочей обстановке.

Занятия с применением компьютерных игр очень интересны школьникам.  Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, постоянный эксперимент в процессе создания игры, общая атмосфера доброжелательности позволяет ребёнку творить увлечённо, испытывать радость познания, открывать новое.

В заключении хотелось отметить, что применение в практике интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности качественной подготовки обучающихся. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков креативного мышления, творческого подхода к решаемым проблемам. При этом формируются все ключевые компетенции: умение брать на себя ответственность при принятии решений, толерантность, умение работать с различными видами информации, способность постоянно повышать свое образование и т.д.

Применение данной практики в нашей школе-интернате помогает воспитывать личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения, помогает самоопределению обучающихся, воспитанников при выборе будущей профессии.


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт