(Наталия Васильевна Каримова, Наталья Александровна Зырянова - кураторы РИП «Развиваясь – изучай! Изучая – действуй!» СОШ мкр.Вынгапуровский г. Ноябрьск)
Из опыта реализации задач РИП
«Развиваясь – изучай! Изучая – действуй!»
(2019 год)
В январе 2018 года средней школе микрорайона Вынгапуровский города Ноябрьск был присвоен статус региональной инновационной площадки (РИП) по интеграции основного общего, дополнительного и высшего образования в целях формирования инженерно-технического и физико-математического мышления, профессионального самоопределения обучающихся в условиях удалённости.
В рамках реализации программы РИП «Развиваясь – изучай! Изучая - действуй!» была сформирована команда школы микрорайона Вынгапуровский. Её основной состав включал 11 педагогов. Команда являлась кросс-функциональной, так как включала в себя педагогов различных предметных областей, владеющих разными компетенциями. Что это дало? При работе в команде учителя объединяли свои компетенции, умения, что позволило нам справиться с разными задачами и выполнить те, которые не под силу отдельному педагогу. Различные способности, особенности выполнения рабочих заданий подвели нас к тому, что мы команду построили на четкой ролевой дифференциации. Чтобы команда была успешной, мы выбрали сбалансированные роли, потому что знаем: если команде не хватает исполнителя какой-нибудь определенной роли, команда будет работать менее эффективно. Это помогло нам в решении многогранных задач, которые стояли перед инновационной площадкой. Поэтому в команду входили представители администрации, учителя точных наук и естественнонаучного цикла и около 35% школьников.
Главным менеджером команды стала директор Вера Панталеевна Климко. Её первыми помощниками являлись два куратора: Наталия Васильевна Каримова и Наталья Александровна Зырянова. Поскольку нам предстояло разработать много подпроектов («Город мастеров» и др.), мы создали целую ролевую группу из 5 педагогов, которая одновременно выполняла роль разработчиков и реализаторов. Роль тьютора-методиста, которую выполняла Любовь Анатольевна Жукова, помогла определить влияние шахмат на развитие логического мышления школьников и значение участия обучающихся в предметных олимпиадах. Лариса Анатольевна Кузнецова в роли редактора занималась оформительской работой: обрабатывала информацию о разработке инновационных продуктов. Она больше занималась содержательной стороной продуктов. Конечно, по каждой роли были поставлены конкретные задачи, решая которые, выполнялись общие комплексные задачи всей РИП.
Сначала команда провела свод-анализ по созданию управленческо-организационных условий, механизмов эффективного развития современной образовательной среды, формированию инженерно-технического и физико-математического мышления обучающихся, профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях удалённости и выявила риски внедрения инновационного продукта, определила мероприятия по их устранению.
Следующим шагом работы над продуктом было распределение ролей в команде. Для каждого участника команды была определена роль в проекте и поставлены задачи по достижению цели. Задачи включали в себя как развитие сетевого сотрудничества педагогов школы, расширение спектра дополнительных образовательных услуг посредством реализации образовательных общеразвивающих программ, курсов инженерно-технического и физико-математического направлений, так и информационное сопровождение проекта, разработку и внедрение в практику работы школы программно-методических продуктов по разным направлениям, а также создание на базе школы исследовательской лаборатории. Эти задачи были направлены на создание положительного имиджа школы на уровне города и региона.
Инновационный характер проекта обусловлен привлечением к работе в исследовательских лабораториях (мастерских) представителей профессий технической направленности, специалистов Ямала в области химии, инженерии, строительства из числа родителей (законных представителей) обучающихся. Это характеризует современные изменения педагогической практики, при которых родители (законные представители) являются тьюторами и наставниками участников проектно-исследовательских лабораторий с целью развития интереса к востребованным профессиям ЯНАО (инженер, техник, строитель, лаборант, IT-менеджер, эколог).
Использовалась форма реализации проекта - образовательный квест, где учащиеся, родители, педагоги перемещались по станциям-лабораториям и выполняли задания согласно маршрутному листу.
Работа по проекту командно-ролевым способом способствовала развитию сетевого взаимодействия, заключению договоров с социальными партнерами микрорайона. Появились вузы, которые могли оказывать помощь по реализации программ углублённого изучения предметов дистанционно.
Усилия школы были направлены на расширение спектра дополнительных образовательных услуг посредством реализации образовательных общеразвивающих программ и курсов инженерно-технического и физико-математического направлений. К решению команда подошла творчески:
- сборники задач по физике для учащихся химико-биологического профиля и для учащихся, ориентированных на выбор профессии военно-спортивного направления; лабораторный практикум «Изучение физико-химических свойств нефти»; сценарий образовательного квеста с презентацией «Семейный интеллектуальный клуб «Город мастеров»;
- также организовано участие в дистанционных межрегиональных олимпиадах и конкурсах по астрономии, физике и инженерному образованию;
-на муниципальном уровне отработан механизм взаимодействия с внешкольными структурами и перспективными партнерами школы. В октябре этого года нами был проведен городской семинар по реализации проекта «Семейные научные лаборатории».
Положительными эффектами работы команды стало получение нового качественного результата: созданы и реализуются рабочие программы по внеурочной деятельности: «Увлекательная астрономия», «Физика в экспериментах и задачах», «Робототехника», «В мире шахмат»; расширен спектр дополнительных общеразвивающих программ технической и естественнонаучной направленности: «Юный эколог», «Конструирование и моделирование»; организована работа родителей-волонтеров по реализации школьного проекта «Мир профессий Ямала».
По результатам ежегодного мониторинга наблюдается повышение количества учащихся, поступающих в ВУЗы и ССУЗы по выбранному профилю обучения по направлениям физико-математического и химико-биологического профилей.
Таким образом, приобретенный опыт реализации задач РИП командно-ролевым способом позволил достигнуть поставленной цели, решить задачи проекта, создать базу для формирования инженерно-технического и физико-математического мышления учащихся школы в условиях удалённости, расширить перспективы возвращения выпускников школы в регион для его технологического развития и укрепления экономических ресурсов.