Цуканова Ж. П., муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного
образования Дом детского творчества, г. Новый Уренгой,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Одной из важных тенденций государственной политики в области образования является особая забота и внимание к детям с ограниченными возможностями здоровья. Обозначена необходимость создания условий «для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».
Не так давно вошли в педагогический обиход такие понятия, как «особый» ребёнок, «ребёнок с ограниченными возможностями» и даже – «особенная семья». Современный подход в вопросе оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ ориентирован на включение их в среду обычных сверстников, что отражает собой реализацию прав детей на получение образования.
Являясь важным звеном многогранного процесса формирования и воспитания личности ребёнка, семья сама по себе не может решить непростую задачу включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Большую роль играет система образования, в том числе дополнительное образование. Оно (дополнительное образование), являясь одним из институтов социализации личности, развивающая среда которого имеет свою специфику, способно создать благоприятные условия оказания помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. Дом детского творчества в этом вопросе не стал исключением.
В целях создания условий для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в Дом детского творчества, создания им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских и других прав и свобод, предусмотренных статьёй 17 Конституции РФ, статьёй 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьями 8, 8.1 Устава муниципального образования город Новый Уренгой, в МБОУ ДО Доме детского творчества разработана программа «Адаптация среды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2010–2014 годы».
Для обеспечения доступности и ресурсной готовности учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья в 2014 году выполнены следующие виды работ в Доме детского творчества: устроен пандус с разворотной площадкой и поручнями, поверхность пандуса покрыта нескользящей плиткой, а боковые стенки – многоцветной плиткой; оборудована и обозначена знаком автостоянка для инвалидов; установлено декоративное ограждение выполняющее направляющую функцию на территорию; коридоры пяти этажей и лестничные марши оборудованы опорными поручнями; на всех лестничных маршах первой и последней ступенях устроены тактильные плитки и предупредительные полосы; в тамбуре центрального входа на высоте 1 м 40 см, установлена мнемосхема с планом здания; аварийные выходы и направления к ним обозначены тактильными знаками; устроены и обозначены тактильными знаками места отдыха для инвалидов на 1, 3, 4, 5 этажах; проведена реконструкция санитарной комнаты первого этажа, позволяющая пользоваться ею на коляске; для удобства подъёма на верхние этажи лиц с ограниченными возможностями здоровья учреждение располагает мобильным лестничным подъёмником; приобретены тактильная вывеска с названием учреждения и тактильные таблички с назначением кабинетов первого этажа. Разработана Долгосрочная программа «Адаптация среды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2015–2019 годы», цели и задачи которой – создание доступной среды в зонах оказания услуг. В рамках программы планируется провести работы по расширению дверных проёмов учебных кабинетов учреждения для инвалидов-колясочников, для слабослышащей группы населения – устройство системы звукового извещения, санитарную комнату необходимо оборудовать кнопкой экстренного вызова, все помещения оказания услуг обозначить комплексными тактильными табличками № 2 (дублирование по Брайлю).
Очень часто дети с ограниченными возможностями безграничны в своих талантах. И педагоги обязаны работать с каждым таким ребёнком индивидуально и кропотливо.
Одним из направлений, определяющих эффективность деятельности учреждения в области работы с детьми ОВЗ, является совершенствование системы подготовки педагогических кадров для работы с данной категорией детей. Педагоги постоянно повышают свою профессиональную компетентность в данной области через очные и дистанционные курсы повышения квалификации, участие и представление своего опыта на обучающих семинарах, педсоветах, конференциях различных уровней.
Планомерная и эффективная работа педагогического коллектива Дома детского творчества в данном направлении способствует постоянному росту контингента данной категории занятых в детских объединениях учреждения.
В городе Новый Уренгой состоит на учете 360 детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в образовательной организации обучается 141 ребёнок данной категории, что составляет 39 % от общего числа детей с ОВЗ города, стоящих на учёте.
Для этой категории обучающихся создан щадящий режим посещения и обучения, скорректированный с учётом интеллектуальных и физических особенностей ребёнка и рекомендаций психолога. Разработан план мероприятий психологического сопровождения каждого обучающегося.
В основе взаимодействия с ребенком в учебной деятельности лежит принцип успешности каждого обучающегося, что требует особых педагогических средств и способов. Методической основой организации этой деятельности являются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по приоритетным направлениям работы учреждения, отвечающие социальному заказу родителей и общества на развитие творческой и активной личности.
Реализация программ в Доме детского творчества с «особенными» детьми осуществляется в различных формах работы. В групповых, в индивидуальной и дистанционной формах на базе дистанционного центра МБОУ СОШ № 12 двое обучающихся по медицинским заключениям в 2014/15 учебном году, осваивают программу на домашнем обучении. Обучающиеся осваивают такие общеобразовательные общеразвивающие программы, как «Вокал», «Народная хореография», «Изобразительное искусство», «Художественное творчество» и т. д.
Разработаны индивидуальные маршруты в рамках дополнительных общеобразовательных программ, ведётся постоянный мониторинг результативности освоения образовательной программы и достижений детей, фиксируют динамику развития творческих способностей обучающихся, которые отражаются в индивидуальных картах личностного развития.
Привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс учреждения позволяет развивать их творческие способности, обеспечивающие включение в активную жизнь учреждения и социума. Для этого созданы индивидуальные планы участия «особенных» детей в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.
Успешность освоения программы, индивидуальный подход к каждому ребёнку, созданные условия для творческого развития детей с ограниченными возможностями дают свои положительные результаты. Ребята не раз были отмечены на международных, всероссийских, окружных и муниципальных конкурсах и фестивалях. Наиболее значимые такие конкурсы, как Окружной фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья «Будущее для всех», Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества по Программе «Равные возможности», «Открытая Европа», Международный фестиваль-конкурс детского юношеского и взрослого творчества «Казань Лучезарная», Международный фестиваль-конкурс детского юношеского и взрослого творчества «Содружество талантов», Международный конкурс художественного творчества INTERNATIONALCOMPETITION «ARTSSTRATÉGIE», г. Париж, «Адмиралтейская звезда», Окружной фестиваль «Будущее для всех», Всероссийский творческий конкурс детского рисунка «Краски неба и земли», Международный творческий конкурс «На крыльях таланта» и т. д.
Дом творчества – это та благодатная среда, где может раскрыться талант любого ребёнка. Мы привлекаем ребят с ОВЗ к участию в различных мероприятиях. В городских конкурсах вокального и хореографического искусства «Радуга», конкурса-выставки творческих работ «Весеннее вдохновение», «Ямал глазами детей», организатором которых является Дом детского творчества, предусмотрено участие детей данной категории на особых условиях.
В процессе творческой деятельности совместно с педагогами и родителями ребёнок с нарушениями в развитии стремится творить, общаться, делиться своими достижениями со сверстниками и родителями. Расширяются его социальные контакты, преодолеваются психологические барьеры, расширяются возможности взаимопонимания между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ. И, как следствие, происходит улучшение психологического климата в семье.
В 2014 году был запущен проект сетевого взаимодействия для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей «Мы вместе», который позволяет привлечь большее количество детей данной категории в насыщенную жизнь учреждения, развить творческие и интеллектуальные способности.
Цель данного проекта заключается в создании условий, способствующих социализации детей и организации их досуга, формированию навыков общения с учётом индивидуальных особенностей этих детей. В рамках данного проекта реализуется план совместной деятельности Дома детского творчества, МБОУС(К)ОШ № 18 и дистанционного центра, организованного на базе МБОУ СОШ № 12. Для детей и их родителей проводятся развлекательные, игровые программы, театрализованные представления, экскурсионные программы в краеведческий музей учреждения, организуются мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, совместные дела с семьями этих детей и социальными партнёрами. Также в положения конкурсов и фестивалей, проводимых Домом детского творчества, внесены номинации для данной категории детей.
Представленный опыт Дома детского творчества показывает, что создавая равные условия для творческого развития детям с особыми потребностями, учреждение даёт им возможность социализироваться и адаптироваться в социуме, получать опыт общения со сверстниками, повышать самооценку, стимулирует их движение вперёд.
Диаграмма количественного состава обучающихся МБОУ ДО ДДТ с ограниченными возможностями здоровья
|