Пастухова О.К.,
учитель русского языка и литературы МОУ «Школа с. Катавож»,
Приуральский район
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот,
кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Элвин Тоффлер
Современное общество нуждается в грамотном человеке с активной жизненной позицией, умеющем свободно ориентироваться в информационных потоках бурно меняющегося мира, точно определять смысл полученной информации, ставить задачи и достигать поставленных целей. Будь то школьник, выпускник вуза, специалист – ему необходимо ежедневно сталкиваться с информацией, поступающей из различных источников. Но, к сожалению, не каждый из нас может выделить самое необходимое из полученного материала и применить это в практической деятельности. Так, одной из важных характеристик современного конкурентоспособного гражданина является достижение высокого уровня читательской грамотности.
Под читательской грамотностью подразумевается способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [3].
В концепции преподавания русского языка и литературы сказано, что литературное образование в школе строится сегодня в условиях заметного снижения мотивации детей к чтению [1].
Актуальность формирования читательской грамотности подтверждают и результаты международных исследований грамотности чтения PIRLS и PISA, где российские школьники 4-х классов показывают стабильно высокие результаты, а пятнадцатилетние обучающиеся – стабильно низкие. Получается, что в начальной школе растет число хорошо читающих детей, а к средней школе увеличивается число детей, читающих все хуже и хуже [4].
Читательская грамотность российских выпускников основной школы оказывается существенно ниже мировых стандартов, о чем говорят результаты исследования PISA, в котором российские школьники занимают 43 место (средний балл составил всего 459 из 1000-балльной шкалы) [4]. Данные, полученные в рамках диагностики читательской грамотности Регионального института развития образования ЯНАО, подтверждают тот факт, что если не создавать условия для формирования читательской грамотности, то наши ученики окажутся на пути учебного провала.
Проводимые с обучающимися диагностические работы, направленные на выявление уровня читательской грамотности у детей, констатируют неумение вчитываться в текст, различать главную и второстепенную информацию. С целью повышения читательской грамотности обучающихся в урочной деятельности используется несколько современных технологий, одной из которых является технология развития критического мышления, соответствующая требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Технология развития критического мышления – общедидактическая интегрирующая технология, обеспечивающая развитие мышления, формирование коммуникативных способностей, выработку умений самостоятельной работы [2]. С помощью данной технологии обучающиеся учатся самостоятельно обобщать знания. При этом у них формируются и закрепляются общеучебные навыки:
умение графически оформлять текстовый материал;
умение интерпретировать, анализировать, понимать информацию;
Одно из основных положений этой технологии – следование трем фазам учебного занятия:
вызов;
осмысление (работа с текстом);
рефлексия.
На уроках с использованием технологии критического мышления возможно применение разнообразных методов и приемов, которые внедряются в практику с целью выработки собственных способов решения поставленных задач:
Прием «Корзина идей
Прием «Верные и неверные утверждения»
Прием «Написание синквейна»
Прием «Толстые и тонкие»
Прием «Ключевые слова»
Прием «Письмо по кругу»
Прием «Написание эссе»
Прием «Парный мозговой штурм»
Прием «Ключевые термины»
Прием «Прогнозирование по названию»
Во внеурочной деятельности эффективными методами повышения читательской грамотности будут являться внеклассные мероприятия и самостоятельно выполненные творческие задания. Так, например, обучающиеся совместно с педагогоммогут принимать участие в научно-исследовательских работах, школьных литературных конкурсах «Самый читающий класс», «Чемпион чтения». Также обучающимся можно предложить оформить читательские дневники, творческие тетради, читательское портфолио, индивидуальные и групповые проекты, которые способствуют самостоятельному изучению информационных текстов и их пониманию. Кроме этого, учитель может организовать для обучающихся такие мероприятия, как «Пушкинские чтения», «Лермонтовские чтения», создать в школе читательский клуб, провести читательские конференции.
В результате применения на уроках современных образовательных технологий, организации внеклассных мероприятий, уровень читательской грамотности обучающихся значительно повысится, что поможет обучающимся при написании сочинений и эссе на государственной итоговой аттестации.
Список литературы
Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/doc/Proiekt_Kontsieptsii_priepodavaniia_russkogho_iazyka.
Иванова Э. Читать – Понимать – Учиться – Писать / Э. Иванова. – М.: Детская литература, 1985. – 75 с.
Результаты оценки динамики читательской грамотности учащихся основной школы образовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://edu.rtsoko.ru/rsoko/proko/regiss/Shared / Documents.pdf.
Кузнецова М. И. Читательская грамотность школьников: взгляд сквозь призму PIRLS и PISA / [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rcokoit.ru/dld/hse/kuznetsova.pdf.