Двадцать первый век с развитием новых технологий привносит в жизнь также новые риски и социальные катаклизмы. По степени привлечения общественного внимания спортивная деятельность занимает одно из первых мест. Постоянное освещение итогов спортивных соревнований в прессе, по радио и телевидению, присутствие на соревнованиях десятков тысяч зрителей, широкая система поощрения особо отличившихся спортсменов оказывают влияние не только на состояние спортсменов, но и на формирование у них многих черт личности [1].
Система дополнительного образования, равно как и школа, должна адекватно и своевременно реагировать на новые вызовы общества, предлагая подрастающему поколению инструменты, позволяющие сохранить традиционные ценности, двигаться в направлении саморазвития и формирования духовности.
Засилие не всегда качественных продуктов СМИ, отсутствие должного контроля интернет-ресурсов для детей и подростков, пропаганда насилия, межнациональной розни и терроризма на фоне неустойчивости института семьи и нестабильной экономической ситуации – всё это приводит к необходимости формировать внутренние нравственные устои у обучающихся с помощью тех средств, которые являются наиболее доступными.
Предлагая детям и подросткам занятия спортом, мы предлагаем не только физическую силу и здоровье, но и здоровый во всех отношениях образ жизни, нравственное и духовное развитие.
Если подходить к вопросу духовного воспитания с традиционной точки зрения, то в первую очередь мы говорим о развитии нравственных чувств, качеств и поведения [4], а также и формировании высших духовных ценностей. Перед педагогическим коллективом учреждения ставится задача воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа. Важным фактором реализации данной задачи является организация целенаправленной работы по использованию идей религии, которая диктует устанавливать добро и справедливость, контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов, способствует объединению людей. Это огромнейший потенциал. Тренерами систематически проводятся как индивидуальные, так и коллективные беседы с опорой на православные традиции, мусульманские ценности.
Занятия различными видами спорта, которые мы предлагаем школьникам, (волейбол, греко-римская борьба, волейбол, лыжные гонки) способствуют формированию чувства долга (перед собой, родителями, своей командой, тренером и спортивной организацией). Занимающийся также учится нести ответственность за свои поступки, качество игры, тренировки, свой уровень подготовки, умение взаимодействовать с партнерами по игре – членами команды и соперниками, умение и желание слушать указания взрослых наставников – старших и опытных игроков и тренеров. Педагоги, мотивируя детей на новые достижения, акцентируют внимание на важности формирования ответственного отношения к собственному здоровью, достижениям и товарищам.
Занятия спортом и физкультурой способствуют формированию гражданственности и патриотических чувств – начиная с младших детей, для которых важно, чтобы их родители, семья ими гордились и заканчивая ребятами, представляющими команды на муниципальном уровне. Поэтому нами всегда приветствуются участие семьи: как болельщиков, помощников в проведении различных мероприятий, участников семейных спортивных мероприятий. Большое внимание уделяется знакомству юных спортсменов со спортивной историей страны, района и школы. Ребята понимают, что их успехи важны не только лично для них, но и для поселка, района и страны.
Значительный вклад занятия спортом и физкультурой вносят в формирование нравственного облика, например, такого качества, как терпение. Даже самым юным спортсменам известно, что успех не приходит сразу, необходимо упорно тренироваться, преодолевать трудности, неудачи. Дети видят пример более опытных и известных спортсменов, тренеров-преподавателей, старших товарищей и понимают, что терпение вознаграждается будущими успехами и победами.
При занятиях спортом формируется и незлобивость. Педагоги уделяют этому достаточно внимания: тренеры-преподаватели пресекают агрессивное поведение, объясняют, что физическая сила и выносливость должны использоваться лишь в тех ситуациях, где они необходимы. Также воспитывается и уважение к товарищам, в том числе, более успешным, и соперникам.
Применительно к духовно-нравственному воспитанию выделяют следующие высшие духовные ценности) [5], которые также важно формировать у детей в процессе занятий спортом
1) индивидуально-личностные: занятия спортом и физкультурой формируют представления учащихся и ценности жизни, и здоровья человека, о чести и достоинстве спортсмена и человека;
2) семейные: к ним относится формирование ценности отчего дома, родителей, семейных традиций. Рассматривая данные ценности шире, мы можем условно отнести сюда и ценность традиций спортивной школы, в которой занимаются дети и подростки. В Пурпейской детско-юношеской спортивной школе мы приобщаем учащихся к традициям:
-день открытых дверей,
-спортивные праздники: «Посвящение в спортсмены», «День Победы»,
-первенство Пурпейской ДЮСШ по общей физической подготовке (ОФП), посвященное Дню физической культуры и спорта ЯНАО;
-открытое первенство Пурпейской ДЮСШ по греко-римской борьбе, посвященное выводу советских войск из Афганистана;
-открытые традиционные турниры по волейболу и мини-футболу, посвященные Дню народного единства, Дню Победы.
3) национальные: занятия спортом, несомненно, формируют ценность здорового образа жизни, причем не только в вопросах питания и физической подготовки, но и «здоровых» мыслей и поступков, «здорового», поддерживающего товарищей общения. Здесь же нельзя не сказать о ценности Родины. Юные спортсмены с уважением относятся к гимну и флагу как Российской Федерации, так и Ямало-Ненецкого автономного округа;
4) общечеловеческие: ценность мира на Земле, культуры, в том числе и физической культуры – это те ценности, без которых сложно представить себе современного спортсмена. В современном обществе ценность физической культуры возрастает, становится предпосылкой создания здорового общества в целом, т.к. не только развивает физические способности, но и воспитывает характер человека.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что занятия спортом и физической культурой являются мощным физическим и психическим ресурсом человека, являясь, одновременно и предпосылкой, и необходимой составляющей развития духовности человека.
Кроме того, важно заметить, что формируемые в процессе занятий спортом и физкультурой нравственные качества и духовные ценности в дальнейшем распространяются и на прочие сферы жизни человека.
Дети, подростки и взрослые проявляют ответственность за свою жизнь, чувство долга, гражданственность, терпимость и т.д. и в общении в семье, школе, с друзьями и коллегами. Усвоенные же ценности транслируются ближайшему окружению и передаются следующему поколению.
С целью выяснить распределение ценностных ориентаций мы провели опрос среди обучающихся 13-14 лет с использованием методики Шварца для изучения ценностей личности [2].
Исследование проводилось дважды, в сентябре 2015 г. и мае 2016 г. на базе МБУ ДО Пурпейская ДЮСШ. Всего в опросе приняли участие 20 человек.
Все ответы учащихся были распределены по следующим группам ценностей:
Достижения: определяющая цель этого типа ценностей — личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами. Проявление социальной компетентности (что составляет содержание этой ценности) в условиях доминирующих культурных стандартов влечет за собой социальное одобрение.
Власть: Центральная цель этого типа ценностей заключается в достижении социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми и средствами (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание).
Гедонизм: мотивационная цель данного типа определяется как наслаждение или чувственное удовольствие (удовольствия, наслаждение жизнью).
Стимулиция: мотивационная цель этого типа ценностей заключается в стремлении к новизне и глубоким переживаниям.
Самостоятельность: определяющая цель этого типа ценностей состоит в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности.
Универсализм: мотивационная цель данного типа ценностей – понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы.
Доброта: мотивационная цель – сохранение благополучия людей, с которыми индивид находится в личных контактах (полезность, лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружба, зрелая любовь).
Традиции: традиционный способ поведения становится символом групповой солидарности, выражением единых ценностей и гарантией выживания. Традиции чаще всего принимают формы религиозных обрядов, верований и норм поведения. Мотивационная цель данной ценности — уважение, принятие обычаев и идей, которые существуют в культуре (уважение традиций, смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность) и следование им.
Конформность: определяющая мотивационная цель этого типа – сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям.
Безопасность: мотивационная цель этого типа - безопасность для других людей и себя, гармония, стабильность общества и взаимоотношений.
Таблица 1
Результаты изучения ценностей личности учащихся 13-14 лет
|
Сентябрь 2015 |
Май 2016 |
Конформность |
2,05 |
2,11 |
Традиции |
1,1 |
2,3 |
Доброта |
2,3 |
2,6 |
Универсализм |
2,0 |
2,6 |
Самостоятельность |
2,2 |
3,7 |
Стимуляция |
2,3 |
2,4 |
Гедонизм |
2,3 |
2,2 |
Достижения |
2,2 |
3,6 |
Власть |
1,3 |
0,9 |
Безопасность |
2,2 |
2,7 |
Из таблицы 1 видно, что ценностные ориентации молодых спортсменов несколько изменились в течение учебного года, а именно: более значимыми стали ценности традиций, универсализма, доброты, самостоятельности, достижения и безопасности.
Рассматривая в широком смысле понятие «спорт», где охватывается собственно-соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, которые складываются на основе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он – и чрезвычайно действенное средство физического воспитания, и по-особому действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и самоутверждению. В современном обществе спорт приобрел немалое идеологическое значение [3]. Поэтому мы планируем продолжать работу в направлении дальнейшего духовно-нравственного воспитания занимающихся.
Список литературы
1. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания//Учеб.пособие для студентов пед. институтов по спец. «Физ. воспитание». – М.: Просвещение, 1983. – С. 118-119.
2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Концепция и методическое руководство. – РЕЧЬ, Санкт-Петербург, 2004.
3. Матвеев Л.Н. Теория и методика физической культуры// Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – С. 427-428.
4. Павлов В. И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов//Фундаментальные исследования. № 12-2. 2011. – С. 322-325.
5. Хаблиева А.Т. Духовно-нравственное воспитание на уроках осетинской литературы// Научные проблемы гуманитарных исследований. № 12. 2009. – С. 103-108.