МАУ ДО Пуровскаярайонная СДЮСШОР «АВАНГАРД»
"Мы говорим - лишь тот пловец, кто, закалив в бореньях душу, открыл для мира, наконец, никем не виданную сушу"
(П.Б. Шелли)
В «Национальной доктрине развития образования до 2025 года» четко сказано: «Система образования призвана обеспечить: воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».
В сложный исторический период развития страны проблемы духовного воспитания изучаются не только на уровне образовательных учреждений, муниципальных образований, регионов, но и являются предметом общественной и государственной политики. Государство и общество выделяет приоритеты для образования - эффективно готовить молодое поколение к жизни в социальной реальности, то есть переходу к демократическому и правовому государству и гуманных социально-экономических отношений.
В современном обществе на формирование наивысших ценностей в жизни и морали у подрастающего молодого поколения влияет огромный неконтролируемый информационный поток, который пагубно влияет не только на неокрепшую психику подростка, но и его эмоциональное и физическое здоровье. Проблемы здоровья нации, особенно детей и молодежи стоят очень остро. Один из способов защититься от негативного влияния – это пропаганда здорового образа жизни через занятия спортом и физической культурой.
Спортивная активность положительно влияет на развитие духовно-нравственных и моральных ценностей подрастающего поколения, воспитывает: самостоятельную личность, положительное отношение к здоровому образу жизни, высокие эстетические идеалы и этические нормы поведения, толерантное отношение друг к другу [4].
Духовность не имеет окончательного определения, ее нельзя воспринимать, как целостный объект. Однако для человека это система понятий таких, как альтруизм, бескорыстие, сострадание, богатый внутренний мир. А спорт же это здоровое тело, закаленный дух, выносливость, красота движений.
Все духовные свершения становятся понятными и видимыми, исходя из способности к действию, а действие как единство души и тела определяют здоровье и силу личности, как духовную, так и физическую. Думаю, мы можем поставить знак равенства между действием, деятельностью и спортом [7].
Следовательно, спорт есть деятельность, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции, и это наиболее ярко выражается в детском спорте.
Воспитание юных спортсменов происходит через все виды человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, общения и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания можно активно формировать сознание и поведение человека в нужном направлении, особенно с учетом духовно-нравственных аспектов.
В 1982 году в городе Тарко-Сале для детей и молодежи свои двери в мир спорта открыла детско-юношеская спортивная школа. В 1998 году получила статус Пуровская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва. Были открыты 8 отделений спорта: по боксу, лыжным гонкам, дзюдо, каратэ, тяжелой атлетике, пауэрлифтингу, греко-римской борьбе и спортивной акробатике. На протяжении многих лет спортсмены выступали, становились победителями и призерами первенства и чемпионата Европы и Мира, первенства и чемпионата России, первенства и чемпионата Уральского федерального округа, первенства и чемпионата Ямало-Ненецкого автономного округа. На протяжении существования школы было подготовлено 18 Мастеров спорта России, 118 кандидатов в мастера спорта, спортсменов первого спортивного разряда более 2000 человек.
В декабре 2013 года состоялось торжественное открытие нового спортивного комплекса “АВАНГАРД” и вновь изменилось название учреждения на Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Пуровская районная специализированная детско-юношеская спортивная школа «АВАНГАРД».
Спортивный комплекс не имеет аналогов на Ямале по размерам и оснащению. Правое крыло первого этажа занимает большая ледовая арена.
В левом крыле комплекса располагаются два спортивных зала, оборудованные трибунами для болельщиков. Также на первом этаже расположена комната отдыха для инвалидов, оборудованная сухим бассейном и кожаными блоками «Веселый городок». На втором и третьем этажах нашего комплекса находятся тренажерные залы с новейшим оборудованием, которое понравится не только тем, кто начинает свой путь совершенствования фигуры, но и профессионалам, занимающимся пауэрлифтингом и тяжелой атлетикой.
На данный момент в МАУ ДО ПУРОВСКОЙ РАЙОННОЙ СДЮСШОР “АВАНГАРД” работает 109 человек, из них13 спортсменов – инструкторов, которые делятся своим опытом, мастерством с юными воспитанниками. Преданность делу, высочайший профессионализм, любовь к спорту и детям – вот те высочайшие нравственные ценности, которые ведут педагогов к цели – воспитанию спортсмена, патриота и гражданина. На соревнованиях любого уровня спортсмены школы всегда стараются демонстрировать волю к победе, высокое мастерство, сплоченный командный дух.
В МАУ ДО Пуровской районной СДЮСШОР «АВАНГАРД» каждый желающий может найти для себя вид спорта по душе, например мечтающий играть в команде и иметь всегда поддержку товарищей может прийти на отделение футбола или баскетбола, хоккея или шорт-трека, а желающий находиться на свежем воздухе и любящий природу – записаться на отделение лыжных гонок, тот, кто хочет стать защитником слабых, – прийти на отделение дзюдо, бокса и тяжелой атлетики, а мечтающий развивать грацию и нести в мир красоту – может заниматься художественной гимнастикой, фигурным катанием, легкой атлетикой, прыжками на батуте акробатической дорожке и двойном мини-трампе. Ведь занятия любым видом спорта помогают не только осваивать технику, тактику и специальную подготовку, укреплять здоровье, но и еще получать важные жизненные навыки в коммуникации, социализации и развивать волевые, духовно-нравственные качества.
С открытием спортивного комплекса начата работа отделения по адаптивной физической культуре. На данном отделении занимается 19 человек с различными ограничениями в состоянии здоровья. Для них вся работа построена на важнейшем дидактическом принципе доступности. Занятия носят индивидуально-подгрупповой характер. В подгруппы дети объединяются по клиническим характеристикам с учётом возрастных особенностей, уровня развития их двигательной сферы и состояния здоровья.
Традиционно для детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся «Веселые эстафеты», где ребята показывают - какие новые двигательные навыки научились выполнять. На этих соревнованиях вместе с детьми активно участвуют и их родители, привлекаются волонтеры – ребята из других отделений, которые также помогают в проведении соревнований. Такие мероприятия проходят в дружеской позитивной атмосфере. Ребята радуются каждой маленькой победе, а волонтеры переживают за вновь приобретенных друзей и помогают им пройти необходимую дистанцию. Ребята с ограниченными возможностями здоровья приобретают необходимый опыт общения, получают заряд бодрости и понимают, что как и все они востребованы в обществе, а это для особых людей важный аспект социализации. Однако, физическая культура для людей с инвалидностью не может быть представлена только рекреационными мероприятиями, поэтому ребята принимают участие в серьезных соревнованиях – городских, районных и окружных параспартакиадах и занимают призовые места, что формирует у них ответственность за выполнение запланированных действий, самовоспитание, самореализацию и учит преодолевать психологические барьеры, препятствующие ощущению полноценной жизни и сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Сейчас в России очень много уделяют внимания инклюзивному образованию, так и в СДЮСШОР «АВАНГАРД» в мае провели соревнования по легкой атлетике, где наравне со здоровыми детьми приняли участие и ребята с особенностями. Главная задача была не выявить сильнейших спортсменов, а воспитать толерантное, гуманистическое отношение друг к другу, привить морально-этические и духовно-нравственные ценности [6]. Такие спортивные мероприятия имеют двухстороннюю воспитательную направленность: во-первых- физически сохранный ребенок занимающийся спортом рядом с инвалидом не пройдет мимо человека нуждающегося в помощи, будь то пожилой человек, слепой или колясочник, не будет сторониться человека с невнятной речью, с неустойчивой качающейся походкой, во- вторых- ребенок с ограничениями в состоянии здоровья научится собранности, пунктуальности, дисциплине. Для ребят с особенностями также спорт сформирует ряд полезных привычек и стереотипов – упорядочит двигательную активность, научит бороться до конца исходя из требований конкретной ситуации, ставить перед собой цели и достигать их.
Волю к победе и целеустремленность демонстрируют воспитанники, занимающиеся спортивными танцами (танцы на колясках), под руководством опытного педагога и мудрого наставника занимают призовые места: в международном инклюзивном танцевальном фестивале стали лауреатами первой степени (в г. Екатеринбурге), в районном фестивале творчества детей и молодежи «Мы все можем» заняли первое место. Не смотря на нарушения опорно-двигательного аппарата, преодолевая трудности, воспитанники демонстрируют пластику и грацию движений, отточенных на регулярных тренировочных занятиях.
Всего же в МАУ ДО Пуровскойрайонной СДЮСШОР «АВАНГАРД» развиваются 14 видов спорта. Благодаря профессиональной команде тренеров-преподавателей за период 2013-2015 гг. было выполнено разрядов: «Мастер спорта» – 3 человека, «Кандидат в мастера спорта» – 20 человек, первый спортивный разряд – 92 человека, массовых разрядов более 800.
Хотелось бы отметь, что в этом году директор Пуровской районной СДЮСШОР «Авангард» стала победителем во Всероссийском конкурсе «Лучший организатор работы спортивной школы 2015 года» в номинации «Директор» (г. Москва 04.12.2015г).
Благодаря мудрой кадровой политике школы, удается поддерживать высокий профессионализм тренерского состава, который регулярно обучается на курсах повышения квалификации, участвует в различных конкурсах, тем самым эффективно решает задачи по осуществлению учебно-тренировочного процесса, обеспечивает сохранность контингента и высокие результаты спортивной деятельности.
Какими же методами коллектив Пуровской районной СДЮСШОР «АВАНГАРД» решает вопросы по духовному воспитанию спортсменов?
Основными образовательными задачами школы обозначены:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития детей и молодежи в возрасте преимущественно от 5 лет до 27 лет;
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
-удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии, в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
- социализацию и адаптацию к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- достижение высших спортивных результатов;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований[1].
Ежегодно проводятся традиционные спортивно-массовые мероприятия на территории спорткомплекса и городских площадках.
В сентябре «Кросс Нации» собирает не только учащихся СДЮСШОР «АВАНГАРД», но и их родителей, педагогов всех школ и просто активных жителей города, желающих поддержать данные соревнования и продемонстрировать свои волевые и нравственные качества. Это служит примером для юных спортсменов, являясь важным фактором физического воспитания для развития всесторонней личности.
Всю осень администрация СДЮСШОР «АВАНГАРД» организовывает различные мероприятия, способствующие привлечению новых воспитанников. Традиционным стал праздник «День открытых дверей». В это день учащиеся школ города Тарко-Сале знакомятся с историей СДЮСШОР «АВАНГАРД», для ребят проводятся экскурсии по спорткомплексу, где тренеры рассказывают о том, как любой вид спорта может развить определенные физические навыки и в некоторых случаях даже изменить жизнь (определить в будущем профессию), выявить наилучшие способности подростка, укрепить психические и духовные качества, приобщить к эстетическому восприятию мира. Ребят знакомят со спортсменами, которые уже добились высоких результатов, благодаря регулярным занятиям спорта и через титанический труд.
Тренеры-преподаватели посещают школы, где объясняют ребятам преимущества человека, занимающегося спортом, во-первых сильный и энергичный человек может справиться с любыми невзгодами судьбы, в обществе держится уверенней, вызывает уважение окружающих; во-вторых при излишней худобе, дряхлости и полноте испытывает чувство неловкости, а это сильно влияет на адаптацию в подростковой среде. Поэтому занятия спортом необходимы каждому, которые позволяют наблюдать за развитием собственного физического состояния, за его совершенствованием, что происходит далеко не сразу, а в процессе преображения улучшается и сфера духовного становления. На пути развития личности и самопознания занятия спортом очень важны, для того чтобы тело не становилось «якорем», также необходимо помнить, что беспокоиться о «храме нашей души»- наша святая обязанность [8].
Климатические условия Севера играют определяющую роль для занятий зимними видами спорта. Наиболее популярным среди жителей города и учащихся школ всегда были лыжные гонки. Как только снег покрывает промерзлую почву, начинается лыжный сезон. Ребята, занимающиеся на отделении лыжных гонок, с радостью устремляются на лыжню, любоваться красотами северной природы и готовы там проводить часы, совершенствуя свое спортивное мастерство.
Одни из самых значимых и ярких спортивно-массовых мероприятий являются «Ямальская лыжня» и «Лыжня России», традиционно проводимые весной. Данные соревнования любят все жители города, посещают семьями – «от мала – до велика». Самым маленьким участникам всего 4 года, а самым взрослым за 60. Каждый может проявить себя, соревнуясь в своей возрастной категории и доказать, что ни возраст, ни погода, не могут помешать в полной мере, использовать такое общественное благо, как свободное время для самосовершенствования и повышать уровень культуры. В 2016 году соревнования совпали с празднованием Масленицы, и были организованы красочно - со скоморохами, блинами, переодетыми сказочными героями, частушками, что эстетически разнообразило праздник. Творчество и спорт обладают средствами комплексного гуманистического воздействия на личность, на отношения между людьми, формируют коммуникативную культуру[2].
Спортивно-массовые мероприятия, проводимые на базе нашей школы, посещают в качестве участников и зрителей ребята различных национальностей и религиозных конфессий. Спорт – это универсальный язык человеческого общения, он способен стать мощным средством толерантности и взаимопонимания, ведь их основы лучше всего закладываются в детстве. Ребенок наиболее восприимчив для этого, он еще не скован стереотипами, открыт для всего нового. Познакомить детей с традициями разных частей мира проще всего будет с помощью спортивной игры- этот язык доступен и понятен практически всем. В играх существуют спортивные правила, само их наличие создает важные предпосылки для его использования в педагогике мира. Ведь «спорт – это не только «чистое сотрудничество», но еще споры и конфликты, которые, не смотря на остроту, решаются в пределах правил, процедурная основа, которая служит гарантией мира, тем самым спорт является инструментом воспитания миролюбия, демонстрируя возможность решения конфликтов без применения силы» [2], что так же укрепляет духовное становление личности ребенка.
Спортивный дух и воля к победе воспитывается на отделение хоккея с шайбой. Три года назад родители привели своих мальчишек на ледовую арену, чтобы вырастить из них настоящих мужчин, способных спортсменов. Тренировать ребят пришли молодые педагоги, которые сами недавно были действующими спортсменами, инициативные и целеустремленные тренеры работали ежедневно над поставленными сразу высокими задачами -научиться играть и побеждать, хотя пятилетние ребята не могли даже стоять на коньках. Сформированные команды усиленно тренировались и в 2016 году показали уже хорошие результаты - стали бронзовыми призерами в первенстве ЯНАО по хоккею на призы клуба «Золотая шайба» в г. Новый Уренгой, так же получили бронзовые медали во всероссийском турнире по хоккею среди юношей 2006-2007г.р., посвященному памяти заслуженного мастера спорта двухкратного олимпийского чемпиона Е.Д. Мишакова. Ребята доказали, что через регулярный, упорный труд достигаются поставленные цели.
Как и хоккеисты на ледовую арену выходят тренироваться воспитанники отделение шорт-трек – это новый вид спорта на Ямале, который только набирает обороты. Занимаются этим видом спорта девочки и мальчики разных возрастных групп. За три года тренировок ребята не только научились уверенно кататься на коньках, но добиваться поставленных целей. Участвуя в первенстве России по шорт-треку среди юношей и девушек (зональные соревнования) в 2014 году, в г. Уфе в эстафете - команда воспитанников нашей школы заняла первое место, в зональном первенстве России по шорт-треку среди юношей и девушек старшей и средней возрастных групп, проходивших в г. Тарко-Сале в 2015 году команда СДЮСШОР «АВАНГАРД» заняла третье место. Эстафета в конькобежном спорте – это удивительное зрелище, захватывает дух, когда спортсмены стремительно преодолевают дистанцию. Зрители на трибунах с восторгом наблюдают за скоростным бегом, заключающемся в максимально быстром преодолении необходимого расстояния. Зональные соревнования всероссийского уровня состоялись на базе СДЮСШОР «АВАНГАРД» впервые, популярность конькобежного спорта возросла многократно, количество желающих заниматься данным видом спорта увеличилось.
В период 2015-2016 года в Пуровской районной СДЮСШОР «АВАНГАРД» было проведено более пятидесяти спортивно-массовых мероприятий, которые посещали жители города, болельщики и родители воспитанников. Ежедневно ведется не только тренировочная работа, но и воспитательная, так как тренер иногда – это человек более важный, чем родитель, особенно в период подготовки к соревнованиям. Таким образом, поставленные задачи решаются – больше ребят будет посещать спорткомплекс, больше будет физически здоровых, активных юношей и девушек, имеющих правильные жизненные установки, сильных и телом и духом.
Мы рассмотрели, как спорт укрепляет духовное становление личности, выполняет ведущую роль в деле воспитания молодежи, формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения. На примере учебно-тренировочной и воспитательной деятельности СДЮСШОР «АВАНГАРД» мы увидели, что деятельность педагогов и тренеров по духовно-нравственному воспитанию ведется неразрывно с тренировочным процессом. Ребята, занимающиеся спортом, получают, не только навыки в развитии физических качеств, но и приобретают возможность стать настоящим человеком, гражданином, умеющим выстраивать взаимоотношения в обществе, овладевать богатством культурного наследия человечества, в том числе и богатством физической культуры.
Гуманистическая позиция спорта способствует духовному и эстетическому воспитанию, укрепляет общение не только в малых группах, но и в масштабах интернациональных связей [6].
Важно – не то, как спортсмен идет к рекордам, а важна духовная гражданская позиция человека в спорте.
Список использованных источников:
1. Образовательная программа МАУ ДО Пуровской районной СДЮСШОР «АВАНГАРД»
2. Альтернативные модели спорта [Текст]: (серия: Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 4). Сб. - М.: Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФК, 1998 [Подробное обсуждение инновационных способов организации соперничества в спорте] -Москва – 1998-108с.
3. Кайнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта [Текст]. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - 2007.-208с.
4. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко/М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008.-146 с.
5. Петрокович, Н. А. Личностный выбор в условиях выбора [Текст].- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИПИО МГППУ, 2012.- 51- 54 с.
6. Петрокович, Н. А.Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студентами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в вузе интегрированного типа[Текст].- 5-е изд., перераб. и доп. Здоровьесберегающее образование - М.: ИПИО МГППУ, 2010.— 67 - 71с.
7. FB.ru: http://fb.ru/article/51458/chto-takoe-duhovnost
8. http://www.zavet.ru/b/ipavlov/092.htm