В 2011 г. Священным Синодом РПЦ был принят Стандарт православного компонента общего образования, целью которого является формирование единого образовательного пространства и единого упорядоченного
Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических традиций и воспитательных идеалов, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью.
ФГОС нового поколения дает нам возможность внедрения православного компонента через включение в основные образовательные программы общего образования программ
Важным элементом внедрения нового стандарта является планирование и осуществление работы, направленной на приобщение семей обучающихся к тесному участию в образовательном процессе, выработку единых требований к ребенку, родителям, педагогу со стороны семьи и школы, преодоление потребительской психологии родителя и оборонительной психологии учителя по отношению друг к другу. Родители в обязательном порядке должны быть привлечены к работе по формированию Программы
Стандарт православного компонента превращает Православную школу в экспериментальную площадку регионального института развития духовного образования, формат которой предполагает проведение обучающих семинаров, курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования, особенно директоров школ и специалистов органов управления образованием. Всё это способствует сплочению коллектива, поднимает его собственную значимость в глазах педагогов и родителей, а также транслирует пути реализации ФГОС в муниципальные школы, помогает им в разработке соответствующей документации, освоении и привитии национальных базовых ценностей на их почву.
В этом учебном году на базе Ноябрьской православной гимназии была начата экспериментальная разработка и внедрение учебных программ в соответствии со Стандартом православного компонента образования. Сам курс, который получил название Основы православной веры, включает в себя все три ступени школьного образования: младшую, среднюю и старшую. В рамках этого курса предусматривается изучение основных богословских дисциплин, которые составляют основы православной теологии.
В младшей школе изучаются самые первоначальные представления о вере и Церкви, уделяется внимание основным библейским событиям, дается понимание места православия в истории нашей страны, жизни семьи и самого ребенка. Учащиеся знакомится с церковнославянским языком как языком русской духовной культуры и богослужения.
Среднее звено предполагает более углубленное изучение основ православной веры, священной библейской истории, истории христианства, истории русской церкви. Даются более подробные знания церковнославянского языка. Учащиеся знакомятся с основами греческого и латинского языка. Изучается символика и смысл православного богослужения, формируется осознанное понимание происходящего в храме, через послушания в алтаре и на клиросе.
В старшей школе обращается внимание на сохранение веры молодого человека, поэтому вводится такая богословская дисциплина как основное богословие. Делается акцент на изучение истории и вероучения иных христианских конфессий, а также такого явления современности как «новые религиозные движения». Изучение этих дисциплин призвано показать молодому человеку место православия в историческом развитии христианства, уберечь его от опасности попадания в различные псевдорелигиозные культы, деструктивные политические объединения, минимизировать негативное влияние различных субкультур на мировоззрение и жизненные ориентиры.
Большим плюсом, который можно отметить при внедрении данного Стандарта является формирование единой, чёткой системы православного образования. Дается основная сумма знаний истин христианской веры, освящаются основные аспекты православной истории и культуры. Ребенок знакомится с дисциплинами, которые составляют основы классической гуманитарной науки.
Хочется отметить, что на базе Ноябрьской гимназии давно реализовано преподавание церковнославянского языка и церковного пения, а практическим результатом их изучения является участие гимназистов в литургических службах в качестве чтецов и певчих. Церковное пение, как истинная молитва открывает перед учащимися свободу глубинных, подлинных чувств, составляющих основу живого религиозного опыта. Гимназисты могут не только повторять то, что отцы древности написали, создали, снабдили музыкальными напевами, — но могут научиться тому горению и той смелости, которые позволили им, на основании опыта всей Церкви, создать молитвенные чины, выражающие всецерковный опыт. В этом опыте Богопочитания церковное пение умножает в детях творческие и жизнеутверждающие силы и дарует благодатную любовь к людям, Церкви, Отечеству.
Поэтому в этом ключе мы можем с уверенностью сказать, что новый Стандарт гармонично вписывается в тот накопленный опыт и потенциал, который нашел свое средоточие в стенах нашего учебного заведения и является необходимым связующим звеном единой структуре православного воспитания и образования.
Гимназия старается оснастить
Таким образом, нам необходимо творчески отнестись к реализации Стандарта, объединив совместные усилия учителей, методистов, священнослужителей и чиновников образовательных структур для создания единого регионального компонента