Ф.И.О. Корниенко Дарья Вадимовна
Место учёбы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12»
МО г. Ноябрьск ЯНАО, 10б класс
Наименование населённого пункта: г. Ноябрьск ЯНАО
То, что в одних случаях называется свободой,
в других называется распущенностью.
Марк Фабий Квинтилиан
У слова «свобода» есть множество разных толкований. Свобода — способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор, такое объяснение дает «Большой Энциклопедический словарь». Сергей Иванович Ожегов предложил для описания смысла слова несколько толкований: 1. Свобода — отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь. 2. Свобода - состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе.
Удивительно, но в русском языке у слова «свобода» есть синонимы с положительным и отрицательным значением. Например, воля - способность сознательно управлять своими эмоциями и поступками; казалось бы, черта характера человека сугубо положительная. Но в русском языке есть пословица «Вольному – воля, свободному – рай», каков смысл этого выражения? В «Большом толково-фразеологическом словаре М.И. Михельсона дано такое толкование смысла высказывания: вольному воля (может поступать, как хочет), спасенному рай (кто живет не по воле своей, а как Бог велит — спасется). Следовательно, воля – это то, что находится на грани допустимого и запретного. Данную мысль подтверждают однокоренные слова: вседозволенность, своеволие, вольнодумие, произвол, самовольность, позволительный, дозволить и другие. Синонимом к слову «свобода» также является непосредственность - положительная черта личности, выражающая способность человека держаться и жить естественно, непринужденно, независимо от меняющихся условий среды. Развязность – это тоже близкое по значению слово, обозначающее излишнюю слободу в поведении и общении с другими людьми, нецеремонность. Таким образом, можно сделать выводы о том, что в сознании русского человека слово «свобода» далеко не всегда ассоциируется с ответственностью и соблюдением определённых норм и правил. Кроме этого, историческое развитие общества в целом сопровождалось расширением рамок свободы личности.
Интересным является тот факт, что на Руси существовали определённые гендерные различия в понимании свободы: свобода для мужчин – это одно, а для женщин – совсем другое.
С Древних времен на Руси считалось, что лучшее богатство мужчины – это честь его жены. В сборниках женщина выступала символом целомудрия и послушания. И неспроста ещё тогда в культуре нашей страны зарождались такие понятия, как скромность, застенчивость, смирение - это всё описывало древнерусскую девушку. Убранные с помощью головного убора волосы говорили о порядочности и нераспущенности девушки. Открытая голова ассоциировалась с соблазном и стала символом змея-искусителя. У незамужних девушек головы были более открытыми. Девушки носили простой обруч или перевязки, однако волосы нужно было обязательно завязывать в косы. После замужества женщина должна была полностью прятать волосы под головным убором. В Древней Руси единственное оправдание половой жизни виделось в продолжении рода. Все формы, которые преследовали иные цели, не связанные с деторождением, считались безнравственными. Женщина не могла без разрешения мужа выходить за пределы дома, посещать церковь, знакомиться, осуществлять общение вне дома, она должна была спрашивать разрешение супруга. Время шло, некоторые традиции менялись, а некоторые только ужесточались. Например, в начале XVIII века за проступки было положено бить женщину плетью. Считалось, что через побои женщина «очищается». Мужчины, которые не били своих жён, считались слабовольными.
В начале XIX века произошёл переворот общественных устоев нашей страны, на жизнь девушек это повлияло коренным образом. Петр I ввел в моду женскую одежду из западной Европы с узкой талией, полуоткрытой грудью и спиной, что являлось неприемлемым для русского женского костюма со свободным, закрытым и широким сарафаном. Женщины также должны были завивать волосы в локоны и пользоваться яркой декоративной косметикой. Преобразователь указал девушкам, как одеваться, говорить, сидеть и вообще себя вести. Петр также пытался изменить положение женщин в русском обществе: так специальными указами он запрещал практику насильственной выдачи замуж девушек, при этом самой невесте предоставлялось право отказаться от обручения. Ассамблеи, утвержденные Петром, дали возможность дамам выходить в свет.
В эпоху правления Екатерины I большое распространение получают танцы. Незнание танцев считалось уже в девице недостатком воспитания. Вскоре ассамблеи исчезли из светской жизни общества, частые балы, наоборот, получали все большее распространение. В XVIII веке можно встретить уже немало женщин – писательниц и ученых. Это были хорошо обеспеченные материально, прекрасно образованные и начитанные, нередко талантливые барышни, исполненные искренней любовью к литературе и искусству.
На протяжении веков великие русские писатели создавали нравственные идеалы поведения девушек. Так, например, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» мы знакомимся с Машей Мироновой. Она не скрывает своих чувств к Петру Гринёву, не боится трудностей и жизненных преград. Судьба Маши преподнесла ей испытания, с которыми она справилась, несмотря ни на что. Она не хотела любить насильно, сопротивлялась Швабрину, который хотел женить её на себе. Любовь нашла её, но выйти замуж Мария не смогла, потому что родители жениха не дали благословения на брак. А.С. Пушкин показал читателям нравственную честность т чистоту героини. «Без их благословения не будет тебе счастия», -говорила Маша Петру Гринёву. Она, прежде всего, думала о счастье своего любимого, и ради него готова была пожертвовать своим собственным. Понимая, почему родители Гринёва не дали благословения на брак (они хотели, чтобы сын женился на девушке одного с ними социального сословия), Маша не стала настраивать сына против родителей, а попыталась доказать истинность и чистоту своего чувства. Она хотела показать родителям Петра Гринёва, что любит их сына не из-за денег или дворянского титула. Я считаю, что в образ Маши Мироновой Александр Сергеевич Пушкин вложил лучшие черты характера русский девушки, подчёркивая религиозность, воспитанность, смиренность.
В «Евгении Онегине» Александр Сергеевич Пушкин продолжает раскрывать сущность женской натуры. Образ Татьяны Лариной поражает истинным патриотизмом («Татьяна русская душою»), решительностью (героиня первая призналась Онегину в своих чувствах), а главное – верностью! Многие мои одноклассницы до сих пор не понимают, почему Маша Троекурова, героиня романа «Дубровский», не сбежала с Владимиром Дубровским после венчания с ненавистным, нелюбимым князем; почему Татьяна Ларина осталась «другому отдана», а также «век ему верна». Не понимают, потому что, увы, живут и мыслят совсем другими категориями! Сегодня, к великому сожалению, клятва, данная во время венчания в церкви, не является для супругов препятствие к созданию новых отношений!
Свобода в отношениях между современными молодыми людьми привела к обесцениванию многих понятий: чести, целомудрия, верности…
Современная русская девушка очень отличается от идеальных пушкинских образов, а тем более от женщин в Древней Руси. Истинное лицо наших дам проявилось на Чемпионате Мира 2018, который проходил в России. Всем иностранным болельщикам запомнится не только триумф нашей сборной по футболу, но и доступность русских девушек. Всё, что происходило у стен и ворот стадионов, было похоже на сумасшествие. Русские девушки предлагали себя приезжим, выстаиваясь в длинные коридоры! Молодые люди не стеснялись желания ухватить девушку на ночь, а на утро улететь обратно на родину. Свой лакомый кусочек «славы» русские дамы получили после возвращения своих случайных кавалеров домой. Расхватывая приезжих, как горячие пирожки, на главных улицах 11 городов нашей страны, девушки не стыдились выкладывать это все в социальные сети, хвастаясь тем, что у них получилось познакомиться с иностранцами, даже тогда, когда это «знакомство» переходило все рамки приличия. Воспринимая эту возможность, как последний шанс выйти замуж за красивого, ухоженного молодого человека, дамы забыли обо всех нормах морали! Одна из французских газет отметила в самых пошлых подробностях доступность русских женщин. Так стыдно было это читать!...Так стыдно было смотреть видеоролики в сетях интернета!...Стыдно было за этих женщин, за их родителей, за их учителей! Слишком любвеобильные дамы вычернили всё наше государство, выставили его перед всем миров с таком недостойном виде! Мы много говорим о женской свободе, пытаемся уравнять мужчину и женщину, пытаемся изменить то, что века формировалось, чтилось и служило символом чистоты, верности, материнского начала! К чему это приводит? К чему привела свобода выбора отношений, свободная любовь?
Многие современные женщины не хотят обременять себя узами брака, и сейчас уже никого не удивляет понятие «гостевой брак». Женщины не хотят иметь детей, они якобы лишают их необходимой свободы… Какой свободы?! Свободы отношений на одну ночь? На случайную встречу? Очень жаль, что в современном обществе утрачены традиционные русские подходы в воспитании девочек: школьницы ходят с распущенными волосами, в самой разной одежде, свободно ведут себя в общении с мальчиками, открыто демонстрирую пристрастие к пагубным привычкам! Когда мы говорим о проблеме деторождаемости в России, о духовной деградации общества, о вырождении нации, мы должны, я думаю, не только выплачивать материнский капитал, увеличивать льготы для многодетных семей, но, прежде всего, заняться воспитанием девочек, девушек, нравственность которых всегда была лицом государства, показателем его культуры, традиций, богатства!
Список литературы
1. Большой толково-фразеологический словарь М.И. Михельсона:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/michelson_new [Дата обращения: 28.09.2018]