Фамилия, имя, отчество Архипова Виктория Геннадьевна
Название места учёбы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Тарко-Сале Пуровского района
Наименование населенного пункта город Тарко-Сале
Руководитель Пономарева Ирина Степановна, учитель русского языка и литературы
В докладе на тему «Свободная и ответственная молодёжь в решении проблем» рассматриваются вопросы ответственности молодежи за свои поступки, формирования себя как личности, поднимаются актуальные проблемы, с которыми сталкивается молодежь на своём жизненном пути, а также – причины их возникновения. Цель работы – обозначить проблемы, возможности их решения.
Молодость – прекрасная пора, полная открытий, новых впечатлений и, конечно, проблем. Это период жизни, когда человек недостаточно зрел, но уже и не подросток, не способный принимать важные решения. Молодым людям свойственно думать и поступать открыто, независимо. Но свобода предполагает и ответственность за свои мысли, слова, поступки.
«Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом. Они, с одной стороны, взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире (глобализация, информатизация, урбанизация и т.д.)» [1].
Большая часть молодежи не готова ко взрослой ответственной жизни в силу своего возраста. Покинув родительское гнездо, молодые люди «прожигают» свою жизнь. Нельзя винить их в этом. Получив заветную свободу, они попросту не знают, что с ней делать, так как «прожигать» свою жизнь отчасти помогают родители (вернее, деньги родителей), которые слепо любят своих детей. Вот так и случается, что одни «наслаждаются» свободой, не принимая главных решений на своем жизненном пути, другие - несут на своих юных плечах нелегкий груз ответственности. Они не могут позволить себе отдыхать, потому что нужно упорно трудиться, чтобы заработать на жизнь и остаться на плаву.
«На наш взгляд, одной из злободневных является проблема духовно-нравственного воспитания. Ее актуальность связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. С течением времени молодой человек учится соотносить свои потребности и желания других людей, соотносить себя с миром человеческих ценностей, видеть себя в окружающем мире, воспринимать красоту и прекрасное в природе.
Исследователями отмечается, что у современной молодежи нет четких целей, ориентиров, как устроить свою жизнь. Она получает картину мира из СМИ, продуктов массовой культуры и своего жизненного опыта. Большую роль в нравственном обнищании играет непрекращающаяся духовная агрессия Запада, насаждение стандартов общества потребления. Различные социологические опросы последних нескольких лет в своих выводах фиксируют общий ценностно-нормативный кризис у российской молодежи, который имеет характер переоценки культурных, этических и духовных ценностей предшествующих поколений. Полученные данные нередко расцениваются как нарушение преемственности и передачи социокультурного опыта от старшего поколения к последующему» [2].
В своей школе среди старшеклассников был проведен социологический опрос: «С какими проблемами сталкивается современная молодежь?» Были получены самые разные ответы:
В молодом поколении развит дух борьбы и неподчинения, проявляется своенравие. Обретаются другие ценности. Если раньше это были семья и карьера, то сейчас это, прежде всего, саморазвитие. Взгляды нового поколения противоречивы: с одной стороны – мечты, «розовые очки», желание иметь все материальные блага «здесь и сейчас», а с другой стороны – реальность с её трудностями. Нынешние подростки стремятся к настоящим чувствам и духовным связям, которые в мире считаются выдумкой, мифом, подобно сказочному единорогу. Они стремятся к свободе, самовыражению и саморазвитию. Для многих из них мечта – это цель. В этом их порыве много прекрасного, но есть и существенный минус: они забывают об обязанностях, становятся безответственными. Свобода – это не освобождение от ответственности.
Человек живет в обществе, развивается и общается. Он индивид, имеет свои желания и интересы, которые не всегда совпадают с интересами общества. Молодежь часто встречается с разногласием в интересах и мнениях, особенно со стороны близких людей. В подростковом периоде молодежи хочется гулять, познавать мир и самого себя. Не все родители это одобряют. Некоторым подросткам приходится тяжело, когда их держат в ежовых рукавицах. Отсюда все непонимания, ссоры и даже ненависть к родителям.
Молодых людей часто недооценивают. Считают их проблемы малозначимыми, смеются над ними. Это неправильно. Даже если эти проблемы не такие, как у взрослых, их надо решать. Нужно давать молодым больше свободы, чтобы они чувствовали ответственность за свое будущее и научились жить самостоятельно. Зигмунд Фрейд в свое время сказал: «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит» [3].
Современная молодежь нравственно деградирует, духовно опустошается, становится меркантильной и жестокой, резко падает ее интеллектуальный и образовательный уровень. Происходит нивелирование ценностных основ и традиционных форм общественной морали, ослабление и разрушение механизмов культурной преемственности, угроза сохранения самобытности отечественной культуры, снижение интереса молодежи к отечественной культуре, ее истории, традициям, к носителям национального самосознания. Но есть и та молодежь, которую не страшит ответственность, ей-то и свойственны свобода мысли, поступков, принятия решений.
Таким образом, молодое поколение, являясь частью общества, не может не сталкиваться с его самыми разными проблемами. И в силу многих причин одни молодые люди берут на себя ответственность, а другие – нет. И для одних проблемы остаются проблемами, а для других – возможностями для саморазвития, для самореализации, для воплощения в жизнь соей мечты.
Литература