Диакон Хоменко В. А..
ответственный за молодежную работу.
Приход храма в честь Архистратига Михаила, г. Ноябрьск
Священное Писание о здоровом образе жизни
Священное Писание, Церковные каноны, святоотеческие наставленияглавным образом являются руководством для ограждения человека, от губительных для души поступков, для сохранения чистоты. В случае преступления - для очищения и исправления. Но, безусловно, следуя наставлениям Священного Писания и святых отцов, человек хранит не только духовное здоровье, но и телесное.
Что касается здоровья в системе христианских ценностей, об этом хорошо сказано в официальном Церковном документе «Основы социальной концепции РПЦ»: «Поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге – о целостном составе личности».Т.е. главной целью заботы для всей Церкви и для каждого человека лично является духовное здоровье, чистота души, а следствием может стать телесное здоровье: «Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию - болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека – обожению» [Основы социальной концепции РПЦ].
Так как моей темой является«Священное Писание о здоровом образе жизни», то и руководствоваться буду цитатами из Священного Писания.
В мире множество соблазнов для современного человека, от которых страждет душа, дух и тело. Но основные пристрастия и пороки неизменно преследуют человечество с давних времен: пьянство, блуд, неумеренность.
Противостоят же этим страстям трезвенность, целомудрие, воздержанность.
Трезвенность
«Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов».–такую характеристику дают «Основы социальной концепции» недугам алкоголизма и наркомании.
Царь и пророк Давид говорит: «Вино веселит сердце человека», - это ясно показывает, что винопитие, само по себе не является грехом, но неумеренное отношение к нему приводит человека к разрушению личности и потере образа Божия.
Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино (Сир. 31, 29).
Горесть для души вино, когда пьют его много (Сир. 31, 34).
Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6,10).
Целомудрие
Все страсти, так или иначе зловредны для души и личности, но блуд и иные пороки связанные с похотью, грозят здоровью всей страны. «Блуд неизбежно разрушает гармонию и целостность жизни человека, нанося тяжкий урон его духовному здоровью. Распутство притупляет духовное зрение и ожесточает сердце, делая его неспособным к истинной любви. Счастье полнокровной семейной жизни становится недоступным для блудника. Таким образом, грех против целомудрия влечет за собой и негативные социальные последствия»[Основы социальной концепции РПЦ].
Противостоит же блуду целомудрие:«Добродетель целомудрия, проповедуемая Церковью, является основой внутреннего единства человеческой личности, которая должна пребывать в состоянии согласия душевных и телесных сил»[Основы социальной концепции РПЦ].
Итак, умертвите... блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол. 3, 5).
Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13, 4). Что Бог сочетал, того человек да не разлучит (Мф. 19, 6).
Воздержанность
Священное Писание и святые отцы всегда говорили о пользе воздержания от злых слов, гнева, чрезмерной эмоциональности, обиды.
Вот, что говориться о воздержанность в эмоциях, поведении:
Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4, 31). Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26).
Ревность и гнев сокращают дни, а забота – прежде времени приводит старость (Сир. 30, 26).
Наблюдайте за собою (Лк. 17, 3). Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших,а только доброе... (Еф. 4, 29).Устрояйте из себя дом духовный (1 Пет. 2, 5).
Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12, 16).
Всё, что ни приключится тебе, принимай охотно (Сир. 2, 4). За всё благодарите (1Фес. 5, 18).
Но в XX веке и ученные заговорили о пользе такого воздержания для здоровья. Ведь оказывается, что если человек гневлив, обидчив, не сдержан, то в его организме могут образоваться раковые клетки, что может повлечь онкологические заболевания.
Также, согласно Священному Писанию воздержанность должна быть в быту и пище:
Жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12,15). Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мк. 8, 36).
Худо человеку, который ест на соблазн (Рим. 14, 20). Ешь как человек, что тебе предложено и не пресыщайся (Сир. 31,18). Здоровый сон бывает при умеренности желудка (Сир. 31, 22).
Трудолюбие
Но и конечно же каждый человек обязан трудиться. Особенно Полезным Священное Писание называет умеренный, посильный физический труд.
Усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать своё дело и работать своими собственными руками (1 Фес. 4, 11). Если кто не хочет трудиться, тот и не ест (2 Фес. 3,10).
Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего (Сир. 7, 15).
Чрез меру трудного для себя не ищи, и что свыше сил твоих не испытывай (Сир. 3,21).
При многих занятиях твоих о лишнем не заботься (Сир. 3, 23).
Подытоживая все вышесказанное можно заключить, что к основополагающим моментам подлинно здоровой жизни Священное Писание причисляетдобродетельную жизнь с молитвой, верой и любовью к Богу и ближним, меру во всем, душевный мир, умеренное разумное питание с посильным ограничением (постничество),физический труд.