Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Свято-Вознесенский храм как ча...

Свято-Вознесенский храм как часть истории моей семьи


Холявко Елена Александровна,

МБОУ «Школа № 2»,

г. Муравленко

 

Есть в Свято-Вознесенском Храме

Какая-то особенная боль,

Страдания, омытые слезами…

Святая Русь твоя на стенах соль!

Арсений (А.М. Сабиров)

    Происходящие за последние два десятилетия процессы в нашей стране изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми. Человек ставит перед собой другие приоритеты, больше стремится к стабильности в материальном плане. Совершенно изменились морально-нравственные нормы, ценностями семьи перестали являться духовность, уважение друг к другу, милосердие, умение выслушать. Напротив, в современном обществе появились иные идеалы, такие как стремление к обеспеченности любыми путями.

Актуальность моей работы заключается в возможности через историю семьи или рода вживую постичь историю и современность. Зачастую это происходит в каждой семье посредством рассказов и общения, но устные рассказы и предания не вечны, многое со временем забывается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода или семьи не исчезла бесследно.

Гипотеза предполагает, что некоторые биографические данные моей семьи и история страны – единое целое.

Цель работы заключается в знакомстве с нравственными ценностями наших предков в разные периоды времени.

Новизна работы состоит в сравнении нравственных ценностей разных поколений.

    В своем докладе я хочу рассказать не только об истории Свято-Вознесенского храма села Табынское, где крестились, венчались и ходили на службу мои предки. Но и том, как они пытались встать на защиту своей веры, Родины, моральных устоев, какие они прошли жизненные испытания для того, чтобы отстоять свою правду. А также о нас, настоящем поколении, которое чтит семейные ценности и традиции, передаваемые из поколения в поколение. Ведь историю своей семьи надо не только хранить и помнить, надо уважать память наших предков. Недаром говорят «без прошлого нет будущего».

В судьбах моего рода Осиповых, Сулоевых, Филатовых из села Табынское происходили судьбоносные трагические события, которые повлияли не только на отдельных людей, но и на судьбу всей семьи. Из поколения в поколение передавались старинные иконы и рукописи, которые мы почитаем и по сей день.

Начало Возрождения Земли Табынской, а вместе с ней и всей Руси, живет надеждой в сердцах не только многих людей, но и моего рода. Подтверждение тому – торжество Веры, происходившее во время первого Крестного хода после великих перемен. Я верю, что ценности человека изменятся, когда люди изгонят из своих сердец злобу и в Душах воцарится Любовь…. И тогда начнется великое время Очищения и Возрождения Святой Руси! Возрождения нравственных ценностей семьи.

    В Башкирии, в 120 километрах от Уфы, в 60 километрах от Стерлитамака и в 30 километрах от Оренбурга, в живописном уголке, в излучине реки Белой, в которую впадает река Усолка, есть старинное казачье село Табынск.    В 1552 году после взятия Казани Иваном Грозным в состав Русского государства вошло множество народов Поволжья и Урала. А в 1556 году к России добровольно присоединились и башкирские племена.    В 1574 году для защиты от Ногайской и Сибирской Орды в устье реки Уфы отрядом казанских стрельцов была заложена крепость Уфа.

    Примерно в это же время (80-е годы XVI века) на землях вне стен Табынского острога в долине речки Чесноковка, около современной деревни Белый Камень (раньше называемой Попов Камень), в 3-4 км к западу от Соленых ключей образовалась Вознесенская пустынь. Пустынь находилась на так называемой Монастырской поляне. Вскоре на этом месте был возведен Свято-Вознесенский храм [1].

Первый деревянный храм был построен еще стрельцами в 1698 году одновременно со строительством Табынского острожка, но он был сожжен башкирами во время их восстания. Впоследствии в 1736 году на его месте был построен новый храм, который был назван Вознесенским в память о разрушенной пустыне и монастыре. Его то и выбрала своей обителью Икона Божьей Матери, чудесным образом оказавшись здесь после своего второго Явления в середине XVIII века.

И вновь деревянный храм сгорел при пожаре, после чего был опять отстроен заново и вновь сгорел. К счастью, во время пожаров Табынская Святыня Икона Божьей матери не пострадала. В 1848 году на том же самом месте был построен кирпичный храм с высокой колокольней и двумя пределами: Казанской Божьей Матери и Святого Николая Чудотворца. Позже с восточной стороны было пристроено продолжение храма, над которым воздвигли золоченый купол, а по обеим сторонам колокольни пристроили сторожку и крестильную.

В конце 70-х годов XIX столетия в Свято-Вознесенский храм был рукоположен мой прапрадед Николай Филатов в чине дьяка. Моя бабушка Клавдия Даниловна Сулоева-Осипова говорила о нем как о «защитнике православной веры». Он всегда помогал нуждающимся советом или делом. К своей службе подходил с серьезностью и благоговением. Когда моя бабушка и мой дедушка Иван Семенович Осипов приезжали из деревни Дмитриевка Гафурийского района в Табынский храм на воскресную службу, они видели, с каким смирением и строгостью прапрадед подходит к своему делу. После литургии они вели беседы с ним на различные темы. К сожалению, мне мало известно о нем фактов. Он был эрудированным и интересным человеком. Известно только то, что в начале XX столетия, когда начались испытания в стране, его жизнь и жизнь его семьи сильно изменилась. XX век… Как же много страданий он всем нам принес…

В начале XX века, в годы великих перемен и гонений на церковную власть в Табынске, в 1918 году во время красного террора большевики пытались разграбить и разрушить храм. Мой престарелый прапрадед дьяк Николай, а было ему тогда примерно 97 лет, яростно сопротивлялся против вандализма. Когда дело дошло до срывания креста, дьяк Николай вцепился в крест своими старыми, но крепкими руками и не отдавал его новой власти. За что был избит, арестован и осужден на семь лет лагерей. Из лагеря он больше не вернулся, умер в лагере в 1924 году в возрасте 103 лет. Больше о нем нет никаких известий. И все же судьба Свято-Вознесенского храма была предрешена, в 1930 году храм был «обезглавлен», колокол сбросили с колокольни и разбили. Поруганию подверглись и другие церковные святыни: иконами топили печи, уничтожали росписи на стенах, даже кресты на кладбищах сносили тракторами.

В храме сначала пытались устроить зерносклад, затем витаминный завод, эвакуированный из Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. В 1954 году в храме был размещен консервный завод. При переделке помещений рухнул купол, и лишь по счастливой случайности обошлось без жертв. Внутрь колокольни установили 50-тонную емкость для воды, в крестильне разместили цех по пропариванию банок, на месте алтаря – овощной цех. «Кроме как варварством, это беспощадное уничтожение храма по-другому назвать нельзя», – говорил мой дед Иван Семенович.

И все же православных верующих тянуло на святую землю, ведь именно здесь, на Святых Ключах находилась наша Башкирская Святыня – Икона Табынской Божьей Матери. Несмотря на препятствия властей, после празднования 1000-летия Крещения Руси началось возвращение храмов верующим.

В 1990 году по благословению архиепископа Никона был открыт Табынский приход. Однако в помещение храма людей не пускали, и богослужение проводилось на улице. Лишь в 1999 году, когда консервный завод обанкротился, после многочисленных обращений к Президенту Российской Федерации, к патриарху и общественности местные власти наконец-то вернули полуразрушенный храм людям. Верующие буквально всем миром собирали деньги на реставрацию башкирской святыни.

Но даже после этого долгое время здесь царили запустение и уныние. Местные жители все чаще вспоминали одно из пророчеств о том, что в Табынск придет монах и начнется возрождение храма.

И вот в год 415-летия со дня первого явления Иконы Табынской Божьей Матери началось долгожданное возрождение Свято-Вознесенского храма. Молитвами и чаяниями верующих полуразрушенная Обитель Матери Божьей, одной из Святынь Православия, обретает свою былую известность. Указом Митрополита Никона в апреле 2012 года настоятелем храма был назначен монах – игумен Боголеп. Человек сильный духом, удивительно светлый и добрый, он сумел объединить людей, готовых принять участие в этом святом богоугодном деле.

Первое с чего начали, как говорила моя мама Елисеева Валентина Ивановна, освободили храм от «плена» бетонного забора, скрывавшего его от людских глаз. Люди были поражены изменениями, произошедшими с большой копией Табынской Иконы (написана местным художником И. Пешковым), находящейся в притворе храма. Лик Божией Матери неожиданно просветлел. Люди восприняли это как благословение свыше.

Буквально за три месяца был сделан огромный объем работ: отсыпали площадь перед храмом и облагородили ее красивым забором из свежеструганной сосны, в тени чудом уцелевшей березы поставили скамейки, снесли несколько пристроек – «наследство» бывшего консервного завода, вывезли сотни тонн строительного мусора, очистили расположенный здесь колодец. Теперь и местные жители, и приезжие набирают из него вкуснейшую, освященную крестом родниковую воду, поступающую с горы Воскресенки.

Одновременно наводили порядок и во внутренних помещениях храма. Они находились в плачевном, запущенном состоянии, кругом была пыль, мусор, на полу лежала отбитая штукатурка. Все это отмыли, отчистили, провели электричество, плиточный пол застелили коврами, которые охотно несли люди из своих домов. Кстати, стены в старинном храме почти метровой толщины, и даже в разгар июня внутри было так холодно, что люди стояли на службе в пальто и валенках. Впрочем, несмотря на это, на сердце у всех было тепло и радостно.

За короткое время было сделано то, что не довелось сделать за двенадцать предыдущих лет. Была разобрана и заменена кровля храма, а к зиме здесь появилось газовое отопление. Как уже было отмечено ранее, средств на это никто не выделял, однако помощь здесь появлялась чудесным образом, «волею Матери Божией», – как говорил батюшка Боголеп, и именно в тот момент, когда она больше всего необходима. Люди с готовностью помогают тем, чем могут: стройматериалами, документами, транспортом, деньгами и, конечно же, своим трудом – храм возрождают всем миром. И все это по собственной воле, совершенно бескорыстно. Молва о возрождении Обители знаменитой Иконы распространяется по стране очень быстро. Помощь идет от чистого сердца – вот что здесь ценится превыше всего!

Поработать во славу Божию приходят и приезжают люди из разных мест, причем многие вместе с целыми семьями. Очень важно, что наравне со всеми в храме работают и дети. Здесь все построено на доверии, стоимость пожертвований чисто символическая: крещение, отпевание, освящение и многое другое совершается бесплатно. Неудивительно, что многие из тех, кто впервые попал в храм, искренне поражаются: «Мы думали, что в наше время таких батюшек уже не осталось…». Вот такой необыкновенный человек, воин-монах, избравший целью жизни служение Пресвятой Богородице, появился в Табынске. И с радостью едут сюда за помощью и благословением все новые и новые люди. А Матерь Божия через мироточение Иконы, которое продолжается и по сей день, являет нам свою Благодать, исцеляя от болезней и наполняя нашу жизнь светом Любви и радости.

Впервые в Свято-Вознесенский храм я попала в 2013 году летом, когда приехала в отпуск с Севера. Как же я была восхищена и поражена великолепием храма. От него так и веяло стариной, казалось, что я вот-вот увижу, как несет службу мой прапрадед дьяк Николай. Или как венчаются мой прадед Даниил с прабабкой Акилиной, или крестят своего первенца – мою бабушку Клавдию. Я снова окунулась в прошлое, как будто и не было той переломной эпохи, в которой человеку предстояло сделать тяжелый выбор: проявить смелость и пострадать или оставаться трусом.

Сегодня приход Свято-Вознесенского храма переживает второе или даже третье рождение. В 2013 году в сентябре вернулся один из старинных списков Табынской Иконы Божией Матери, ее вернула бабушка моего супруга Раиса Васильевна. И храм как будто ожил. Во время молебна в честь возвращения старинной Иконы в храме началось мироточение не только нашей иконы, но и остальных, более новых списков икон Божией Матери. Прихожане и паломники Святого храма свершили Крестный ход вокруг храма. Народ Земли Табынской ищет, верит и ждет, что когда-нибудь свершится чудо и вернется наша старая православная святыня – самая первая Икона Богоматери.

Сегодня в Свято-Вознесенскую обитель и к Святым Ключам каждый день приезжает огромное количество паломников, желая увидеть не только храм, восстановленный из руин, но также поклониться и приложиться к старинной Иконе. Даже самый заносчивый и высокомерный человек возле Ее Лика приобретает смирение и, возможно, уходит из храма другим человеком.

С возрождением земли Табынской открыта новая страница. С каждым днем сюда прибывает все больше и больше паломников с разных концов земли, продолжается восстановление святой Обители Матери Божьей, продолжает мироточить Ее Святой образ. Люди верят и ждут, что с восстановления православной веры Русь станет великой и могучей.

Я думаю, что с возрождением православия на Руси для человека возрождаются и те дореволюционные ценности, как любовь, милосердие, добролюбие и вера в лучшие качества человечества. Ведь это самое главное для будущего. Если мы будем совершать хорошие поступки и верить в лучшее в человеке, значит, наши предки пострадали за веру не зря.

В заключение хочется отметить, что Вера – это самое главное, что должно быть у человека. Нельзя жить без веры, так говорили мои предки. Вера спасает душу человека. Ради Веры человек может совершать самые смелые и решительные поступки. Надеюсь, что с возрождением православия люди научатся быть людьми, поймут, что такое сострадание и милосердие к окружающим. Поэтому необходимо помнить об историческом прошлом не только России, но и своего рода.

В данный момент моя семья помнит традиции наших православных предков, пытается соблюдать их заветы, потому что они поистине были мудрыми людьми. Прошедшие благодаря своей вере в Бога свой нелегкий путь и ни разу не оступившиеся – с них точно можно брать пример.

Сегодня можно наблюдать и радоваться за то, что каждая православная семья приходит в храм на воскресную литургию и приводит своих детей, прививая им религиозное воспитание; при многих приходских храмах действуют воскресные школы, где дошкольники и учащиеся школ могут познакомиться с основами Закона Божьего, церковно-славянского языка и песнопениями. От всего увиденного действительно становиться благодатно на душе.

Нам предстоит еще многое сделать, чтобы привить и укрепить на Руси христианские ценности. Все начинается с семьи, и мы все сделаем для того, чтобы будущее поколение не забывало трагическую историю нашей страны. Для этого мы воспитываем в молодых людях не только семейные ценности, но и порядочность, доброжелательность, толерантность по отношению к другим народам. За прошедшее десятилетие нового XXI века многое изменилось в истории человечества. Самое главное, изменился и сам человек. Нам предстоит кропотливый труд не только над будущим наших детей, но и над самим собой. Я думаю, что мы справимся благодаря Богу и своим усилиям.

Список литературы

  1. Арсений (А.М. Сабиров). О Табынской Иконе Пресвятой Богородице и Земле Табынской / Краткое повествование. – Табынск, 2013.

 

Приложение

Рис.1. Свято-Вознесенский храм до революции

Рис. 2.Последний крестный ход с Табынской

Иконой Божией Матери перед революцией

 

Рис.3. Начало реставрационных работ в храме.

Рис.4.Никон, митрополит Уфимский и Стерлитамакский

на службе в Свято-Вознесенском храме

 

Рис. 5. Игумен Боголеп, настоятель

Свято-Вознесенского храма

 

Рис. 6. Свято-Вознесенский храм сегодня

 

 

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт