Одна душа, созданная по образу Божию, драгоценнее в очах Бога,
нежели тысячи миров со всем их содержимым.
Изречения пустынных отцов
В духовной жизни каждого из нас нет более важной задачи, чем обновить в себе удивление и волнение перед настоящим чудом и тайной собственной личности. Кто я? Что я? Ответ не очевиден вовсе. Мы знаем самого себя лишь малую часть. Человеческая же личность безгранична. Границы простираются далеко в пространство и в бесконечность; они убегают в прошлое, будущее и вечность. В нас сокрыты таинственные и неизмеримые глубины, ускользающие от нашего сознания.
«Святой и смиренный человек – вот великое видение. Ибо, что может быть более великое, чем видеть невидимого Бога, явленного в Своём храме – видимом человеке?", – изрёк однажды преп. Пахомий (286 – 346). В таинстве человеческой личности, сотворённой по образу живого Бога, следует отметить четыре главнейшие особенности: общение, благодарение, свобода, возрастание.
По словам Аристотеля, человек есть "политическое животное", так как он становится самим собой – истинным человеком – только когда живёт в организованной социальной общине. Человек диалогичен – не может быть человека, пока не будет в наличии по крайней мере двоих людей, находящихся в общении. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему". "Сотворим" – это означает, что три Лица Троицы как бы держат совет друг с другом. Человек создан по образу Троицы – по образу Бога, который, Един в Трёх, но не Один. Следовательно, человек призван выразить себя, как и Бог, в общине и общении . Подобно Богу, который является единством Трех Личностей, живущих друг в друге в вечной любви, человек становится полностью человеком только когда он живёт в других и ради других. Мы все взаимно соединены, чтобы взаимно учить друг друга. Посему жизнь и называется наукою. Какое зло – равнодушие к образу жизни другого, или сводить всю задачу к неодобрению и пересудам заочным, по мысли Преосвященного Феофана Затворника, – крайне унизительно для человеческого достоинства. Через участие мы становимся людьми.
Настоящая, не мнимая личность, всегда говорит не "я", но "мы", не "мое", а "наше". И молитва, с которой мы обращаемся к Сыну Божиему, начинается словами "Отче наш", а не "Отче мой". Мы, православные христиане двадцать первого века, безмерно нуждаемся в открытии вновь этого значения общинности. Является ли каждый из нас только индивидуальностью, обращенной к самой себе, или истинной личностью, живущей в тесном общении с другими? Совсем не случайно греческое слово, называющее личность, означает также и лицо, лик. Человек является настоящей личностью (в отличие от индивидуальности) только когда он обращен лицом к другим лицам, глядит в их глаза и позволяет им смотреть в глаза ему. Святой Дух, живущий в наших сердцах, есть Дух общения: делая нас отличными друг от друга, Он делает нас всех единым.
Созданный по образу Божию и наделённый даром самосознания и нравственного выбора человек славит Бога за мир, возвращая Ему творение обратно с благодарностью, и в этом акте приношения каждый становится воистину человеком, в полном смысле личностью. Отличительная особенность человека среди других животных, его привилегия как священника творения – возможность прославлять Бога и привлекать Божие благословение на других людей и предметы. "Молитва – это состояние постоянного благодарения", – утверждает св. Иоанн Кронштадтский (1829-1908). Поэтому, если мы, несомненно, люди в своей духовной жизни, наша молитва должна быть хвалебным обращением к Богу за творение и проникнута духом благодарения.
Благослови, душа моя, Господа!
Господи, Боже мой! Ты дивно велик,
Ты облечен славой и величием (...)
Бог свободен, и человек, сотворённый по Его образу, тоже обладает даром свободы. Голос совести, умение решать задачи нравственного характера, возможность свободного выбора, самосознание – отличительные признаки личности. Творец ежедневно повторяет человеку: "Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие: выбирай же..."
Тема свободы ярко освещена Ф. Достоевским. Великий Инквизитор в "Братьях Карамазовых" понимает, что Христос принёс людям в дар свободу: Сын Божий пришёл освободить нас. Но эта свобода в глазах кардинала – слишком тяжёлая ноша, чтобы человек её нёс, довольно острый меч, чтобы люди могли им владеть; человечество стало бы счастливее, отбери у него этот дар. "Мы исправили Твое дело", – говорит Инквизитор Иисусу Христу. В каком-то смысле это верно: очень часто свобода является тяжким даром. И все-таки, чем менее человек свободен, тем менее он человек. Свобода порождает различие, разнообразие. Если каждый из нас свободен, то это означает, что каждый выражает образ Божий способом неповторимым, отличным. В настоящее время культура подчас навязывает нам стереотипное мышление, файловое, программируемое на компьютере, измеримое. Святой Дух, делая нас всех свободными, нас делает и разными. Однообразным является зло, а не святость.
Возрастание, движение, непрерывный прогресс – важнейшие черты истинной личности. Этот аспект зачастую выражают, акцентируя внимание на различие между образом и подобием Божиим… "Образ" означает то, чем человек владеет с самого начала, то, что он никогда не утрачивает, тогда как "подобие" означает нашу главнейшую цель, полноту освящения и жизни в Боге. Образ дарован человеку при рождении, а подобие достигается благодаря правильному использованию собственной свободы, благодатью Божией. Человек – странник, всю жизнь стремящийся от образа к подобию. Наше познавание Бога, хотя и будет постоянно расти, никогда не закончится. Природа совершенства удивительным образом заключается в том, что мы никогда не станем полностью совершенными, но всегда будем двигаться "от славы в славу". Как и история, вечность – не замкнутый круг, а путь, ведущий вверх по вечно восходящей спирали. Как утверждает св. Ириней: "Слава Божия есть живущий человек". Каждый человек должен постараться, чтобы эта слава могла полнее проявиться в нём. Пусть каждый станет всё более подобным Богу, всё более становясь человеком.
Литература
1. Научно-просветительский журнал «Духовно-нравственное воспитание» Издательство «Школьная пресса». 2002, №2.
2. Доказательство апостольской проповеди 12 [русск. перев. проф. Н. Сагарды в: "Св. Ириней Лионский. Творения». М., «Паломник-Благовест», 1996]
3. Лосский В. Н. Богословие образа // Лосский В. Н. По образу и подобию.
4. Леонтьев А. Н. Очерк психологии личности. – М., 1997.