Орлова Л. В., и. о. директора
муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества», г. Надым,
Ямало-Ненецкий автономный округ
В современном информационном мире определяющая роль научно-технического творчества бесспорна. Его влияние на формирование у детей и подростков способности к активной адаптации в жизни тоже не вызывает сомнений.
Интерес детей и подростков к новым направлениям науки и техники, к высоким технологиям, обновление педагогических технологий, поиск новых путей привлечения ребят к «технической мысли» – всё это определило в муниципальной системе образования Надымского района развитие научно-технического творчества в новом качестве, переход на новые формы организации работы с детьми.
С 2011 года в МСО Надымского района реализуется муниципальный проект «Технопарк "ЭНИГМА"», направленный на формирование инновационного образовательного пространства, соответствующего тенденциям развития современного общества и позволяющего соединить знаниевую сферу и развитие индивидуальности обучающихся, их социализацию. В рамках проекта создан одноимённый технопарк. Центр детского творчества является базовым учреждением для функционирования региональной стажировочной площадки «Управленческие и педагогические подходы формирования школьного технопарка как инновационной структуры системы дополнительного образования детей» и муниципальной сетевой платформы научно-технической направленности.
Образовательная практика «Технопарк «ЭНИГМА» – Ямальское Сколково» созвучна требованиям времени, а её реализация обусловлена социально-экономическими предпосылками (развитие рыночных отношений, информатизация общества), спецификой северного региона (отсутствие вузов технической направленности, отдалённость г. Надыма от крупных научных центров); проблемой жизненного и профессионального самоопределения подрастающего поколения в современных социально-экономических условиях.
Технопарк – это инструмент вовлечения в активную практико-ориентированную исследовательскую деятельность, это эффективное средство успешной профориентации и социализации обучающихся.
В основу структуры Технопарка «ЭНИГМА» положена идея интеграции различных видов научно-технической, естественнонаучной, исследовательской, творческой деятельности.
Здесь реализуются десять образовательных программ инновационного блока: «Основы телекоммуникации», «Юный эколог», «Спортивная робототехника», «Технология изготовления лёгкого женского платья», «Мир вокруг нас», «Основы радиотехники и радиоэлектроники», «Электромоделирование и конструирование игрушки», «ИЗО с использованием нетрадиционных техник рисования», «Курс на бизнес», «Бумажные фантазии». Все они рассчитаны на обучающихся среднего и старшего школьного возраста.
Система интегративного взаимодействия включает в себя шесть структурных подразделений: конструкторское бюро «Робототехника», мастерская «Ремонт, конструирование и изготовление радиотехнического оборудования», лаборатория «Экология и техносфера», дизайн-мастерская «S-класс», телестудия «Медиа-полюс», бизнес-клуб «Новые горизонты».
Мастерская «Ремонт, конструирование, изготовление радиотехнического оборудования» объединяет ребят, проявляющих интерес к политехническим сферам (механика, автоматика, электроника, компьютерная сфера и информатика). Ребята занимаются не только практической (ремонт теле-, аудио- и видеоаппаратуры), но и научно-технической деятельностью.
У них формируются специальные компетенции в конструкторской, изобретательской, рационализаторской, научно-исследовательской и производственной сферах.
За период функционирования технопарка «ЭНИГМА» в данной мастерской изобретено и сконструировано более 30 технических моделей и устройств, которые были успешно представлены на конкурсных мероприятиях различного уровня: X и XI Российских соревнованиях юных исследователей «Шаг в будущее. ЮНИОР», XVIII Всероссийской научной конференции молодых исследователей, IV окружных заочных соревнованиях юных исследователей «Ступень в будущее» и т. д.
В Конструкторском бюро «Робототехника» обучающиеся разрабатывают, конструируют робототехнические устройства, в том числе на основе лего-конструкторов, проектируют и создают робототехнические устройства, разрабатывают конструкторскую документацию на технические изделия, что способствует формированию специальных компетенций в области робототехники.
Под руководством квалифицированных педагогов ребятами разработано более 50 робототехнических устройств и конструкций: робот-каток, кубик-рубик, робот – базовая модель с управлением по bluetooth, роботы: няня, вездеход, сурдопереводчик, чертежник, гольфист, футболист и другие, а также проведено более 100 мини-исследований.
Из обучающихся КБ сформирована команда «Техническая робототехника», которая представляла «Центр детского творчества» на престижных научно-технических мероприятиях Международного, Всероссийского и окружного уровня: Мировой Олимпиаде роботов в г. Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), Всемирной олимпиаде роботов в Малайзии, Международной научной и инженерной выставке Intel ISEF, на мероприятиях Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» (Уральский ФО, Всероссийские соревнования), Робототехнических Фестивалях (ключевых мероприятиях общероссийской программы «Робототехника – инженерно-технические кадры инновационной России»), I Всероссийского фестиваля научно-технического творчества «РобоМИР» и других.
С созданием лаборатории «Экология и техносфера» у обучающихся появилась прекрасная возможность получить углублённые знания в области естествознания, работать над экологическими проектами, проводить экспериментальные и научные исследования, приобретать новые экологические знания.
В основном обучающиеся осуществляют свои естественнонаучные исследования с помощью приборов и устройств, разработанных в радиотехнической мастерской, получают дополнительные знания о технических науках, взаимосвязи экологии с техносферой, её влиянии на окружающую среду и здоровье человека, знакомятся с технической документацией, устройством технических приборов, учатся использовать их в практической деятельности.
Юными экологами разработаны восемь научно-исследовательских работ по экологии, биологии, медицине, а также информационно-творческий и экологические проекты.
Образовательные продукты были успешно представлены в 16 конкурсных мероприятиях различного уровня: Международный образовательный тур по памятным местам Альфреда Нобеля, XVI Российская научная конференция школьников «Открытие», II открытая научно-исследовательская конференция учащихся и студентов «Ступень в будущее» и других.
В дизайн-мастерской «S-класс» созданы все условия для практического применения знаний и умений обучающихся в области профессионального полихудожественного пространства, дизайна изделий и интерьера, разработки художественно-конструкторских проектов, в том числе на заказ.
Особенность дизайн-мастерской как формы деятельности обучающихся состоит в том, что ребёнок не получает готовых ответов, а приобретает навыки на основе собственного опыта. Он свободен в выборе инструментов для познавательной деятельности, свободен в построении своей работы, его не сковывают рамки, он чувствует себя открытым для творчества и самовыражения. В результате создаётся индивидуальный образовательный продукт.
Юными дизайнерами выполнены дизайн-проекты, разработаны каталоги образовательной продукции и услуг, изготовлено более 250 изделий по следующим направлениям: эксклюзивные поздравительные открытки, аксессуары для дома, именной декор, полиграфическая продукция, 3-D вышивка, пошив штор.
Продукты творческой деятельности обучающихся дизайн-мастерской были представлены на 22 конкурсных мероприятиях различного уровня. Результативность участия составила 87 %.
Студия «Медиа-полюс» – это детско-юношеская студия телевидения для увлечённых тележурналистикой. Юные операторы и журналисты учатся работать в информационном пространстве, свободно выражать своё мнение, передавать информацию с помощью мультимедийных средств и аудиовизуальных программ.
Ребята создают клипы, аудио- и видеоролики, презентации, буклеты, плакаты и многое другое с использованием информационно-коммуникативных технологий, осуществляют рекламную кампанию и освещают деятельность Технопарка, ЦДТ.
Обучающиеся студии приняли активное участие в создании более 40 видеосюжетов, для 11 мероприятий разработали фото- и видеопрезентации («Виват надымским педагогам!», «Я выбираю жизнь», «Нам мир завещано беречь», квест-экскурсии по Технопарку «ЭНИГМА» и др.).
Бизнес-клуб «Новые горизонты» объединил подростков с активной жизненной позицией, интересующихся бизнесом и экономикой. В процессе реализации модифицированной образовательной программы «Курс на бизнес» обучающиеся учатся разрабатывать бизнес-планы, получают основы функциональной экономической грамотности.
Творческая, научно-техническая, естественнонаучная и исследовательская деятельность формирует систему интегративного взаимодействия всех структурных подразделений Технопарка «ЭНИГМА», способствует созданию инновационного образовательного пространства.
К процессу привлекаются и педагогические, и материально-технические, и информационные, и производственные ресурсы. Это, в свою очередь, обеспечивает развитие технического творчества обучающихся, формирует их профессиональное и жизненное самоопределение. Кроме того, у ребят появляется опыт получения дохода от реализации образовательных продуктов через предоставление необходимых услуг, востребованных социумом.
Обучающиеся творческих учебных групп Технопарка дважды в год представляют на НПК свои творческие наработки и изобретения. В ходе отбора представленных продуктов экспертная группа, в состав которой входят также и социальные партнёры, принимает решения о производстве представленных изобретений и внедрении их в социально-экономическое пространство города и района. Полученная продукция реализуется в рамках деятельности творческих ярмарок, выставок, презентационных площадок, индивидуальных заказов. Так, техническая разработка «Робот-сапёр» была передана «Федеральному техническому центру» (г. Москва). Расширяется сотрудничество с Роспатентом через Торгово-промышленную палату ЯНАО в получении патентов на изобретения. В частности, оформлен пакет документов для получения патента на изобретение «Робот-сурдопереводчик» (категория «Роботы – помощники»).
Всего, начиная с 2011 года, 112 технопарковцев приняли участие в более чем пятидесяти конкурсных мероприятиях различного уровня. Результативность участия составила 90 %.
Реализация образовательной практики осуществляется в соответствии с запланированным алгоритмом действий:
- разработана и в случае необходимости корректируется, дополняется нормативная правовая база, регламентирующая деятельность Технопарка «ЭНИГМА»;
- сформирован координационный совет по реализации инновационного проекта «Технопарк «ЭНИГМА»;
- заключаются договоры, необходимые для ведения совместной с социальными партнёрами образовательной деятельности;
- педагогические работники проходят курсы повышения квалификации (в том числе дистанционные); в рамках Всероссийской программы «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» участвуют в учебно-тренировочных семинарах и тренингах; проходят стажировки в технопарках Российской Федерации;
- разработаны и реализуются модифицированные образовательные программы, обеспечивающие взаимосвязь науки и образования, науки и производства;
- отобран инструментарий для проведения мониторинга эффективности деятельности Технопарка «ЭНИГМА»;
- ежегодно проводится формирование учебных групп и творческих учебных групп обучающихся;
- в рамках диссеминации опыта педагоги и обучающиеся участвуют в творческих ярмарках, научно-практических конференциях, в муниципальном фестивале социально значимых проектов, в мероприятиях региональной стажировочной площадки на базе ЦДТ и деятельности муниципальной сетевой платформы;
- осуществляется рекламная кампания проекта: публикации в СМИ о внедрении проекта в образовательную среду, участие в тематических передачах Надымской студии телевидения, размещение информации на Интернет-сайтах.
Эффективность организации образовательного процесса обеспечивается результативным взаимодействием различных направлений деятельности: кадровых, управленческих, педагогических, финансовых.
Но безусловным является профессионализм педагогических работников.
На данный момент педагогическую деятельность в учебных объединениях Технопарка осуществляют 5 педагогов дополнительного образования высшей квалификационной категории (В. С. Долинский, Ж. П. Роговцова, В. Г. Хажина, Г. Г. Сахаутдинова, Т. Ф. Баранова) и 3 – первой (В. В. Зайчикова, Е. А. Марамыгина, Г. Г. Ахметшина).
100 % ПДО принимают участие в методических мероприятиях (КПК, семинары-практикумы, мастер-классы и т. д.) по обучению современным образовательным технологиям. Эффективное и продуктивное владение современными технологиями позволяют педагогам участвовать в роли тьюторов в рамках деятельности региональной стажировочной площадки «Управленческие и педагогические подходы формирования школьного технопарка как инновационной структуры дополнительного образования детей» и муниципальной сетевой платформы научно-технической направленности.
Актуальный инновационный опыт работы и методические идеи по организации научно-исследовательской, проектной, конструкторской деятельности учащихся представлен педагогами на Международном открытом конкурсе АРГО «Инновационные педагогические технологии», Международной конгресс-выставке «GlobalEducation – Образование без границ-2012», Международной конференции «Инженерная культура: от школы к производству», Всероссийской конференции «Современные модели социализации детей», Всероссийском конкурсе «Современные технологии раскрытия потенциала личности учащихся в образовании-2012», Ямальском инновационном форуме – 2012 г., региональных отборочных соревнованиях по робототехнике в г. Ноябрьске и др.
Не менее важным звеном в эффективной реализации деятельности Технопарка является взаимодействие с социальными партнёрами. На основании договоров с Технопарком взаимодействуют: ООО «Научно-инженерный центр ЯМАЛ», МУП «Надежда», ООО «Ресурс территориального развития», «Ямало-Ненецкий медицинский центр изучения Арктики», МУП «Редакция Надымской студии телевидения».
Материально-технические условия реализации практики были созданы за счёт средств консолидированных бюджетов в размере более 5 млн рублей
Обучение в Технопарке позволяет сформировать у учащихся устойчивую мотивацию к дальнейшему обучению в вузах в соответствии со спецификой деятельности, способствует их успешной адаптации в дальнейшей жизни.
Наши выпускники обучаются в Московском государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана, Казанском нефтегазовом университете, Московском радиотехническом институте им. Попова, Томском университете систем управления и радиоэлектроники, Тюменском нефтегазовом университете и т. д.
Образовательная практика Технопарка определила вектор научно-технического творчества в Надымском районе: во многих ОО (в том числе и ДОО) разработаны и реализуются образовательные программы по робототехнике и проекты экологической направленности.
Созданная структура Технопарка – это качественно новый уровень образования. Это не только развитие технического творчества детей и подростков, но и формирование их профессионального и жизненного самоопределения, возможность получения дохода от реализации образовательных продуктов путём предоставления услуг, востребованных социумом. Технопарк – это своего рода инновационный центр в сфере высоких технологий.
Информация о функционировании инновационного проекта технопарка «Энигма» освещена на следующих сайтах:
http://www.donadymedu.ru/7/87/510/521.htm
http://old.fedpress.ru/federal/polit/society/id_265670.html
http://news.mail.ru/inregions/ural/89/economics/7644650
http://www.yamal-region.tv/news/3362/
http://www.nakanune.ru/news/2011/12/20/22257809/
http://nadymregion.ru/news/socium/6088-archive.html
http://www.uralinform.ru/news/society/161186-shkolnyi-tehnopark-nadyma-udivit-innovaciyami/
http://trknadym.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1136&Itemid=95
http://nadim.bezformata.ru/listnews/tehnopark-vstrechaet-gostej-yamala/7491092/ и др.
Одной из наиболее значимых перспектив данной образовательной практики является расширение сотрудничества, в том числе – через связи международного уровня.
Технопарк – это не место работы, это состояние ума! Это образовательное поле, сфера деятельности креативно мыслящих молодых людей, людей нового поколения, профессионально ориентированных. Технопарк – это пространство развития!