Роговцова Ж. П., педагог дополнительного
образования муниципального образовательного
учреждения дополнительного образования детей
«Центр детского творчества», г. Надым,
Ямало-Ненецкий автономный округ
Проблема личностного и профессионального самоопределения ребёнка в контексте непрерывного образования сегодня чрезвычайно актуальна. Поэтому неслучайно в Концепции развития дополнительного образования детей нам, дополнительному образованию, определена особая роль: встраиваясь в общую систему образования, стать для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем.
Современные образовательные стандарты определили требования к результатам освоения программ: предметные, личностные, метапредметные. Мы понимаем, что на достижение прежде всего личностных и метапредметных результатов работает не только основное образование, но и дополнительное, осуществляя со- и взаимодействие. В чём заключается это взаимодействие? Какие ресурсы Центра детского творчества на это направлены? И какие проблемы на сегодняшний день существуют?
На протяжении нескольких лет мы решаем проблему взаимодействия через реализацию дополнительных общеразвивающих программ по запросам образовательных организаций (для одних школ и детских садов – это образовательная робототехника, для других – сотрудничество в реализации программ социально-педагогической и художественной направленностей). Это соучастие, на наш взгляд, позволяет дополнить и расширить полученные ребёнком в школе предметные знания, сформировать специальные компетенции, самоопределиться личностно и профессионально. Таким образом, в качестве одного из эффективных ресурсов, обеспечивающих личностное и профессиональное самоопределение обучающихся, видим содержание дополнительных общеразвивающих программ. Анализируя в связи с этим реалии сегодняшнего дня, мы приходим к пониманию того, что от реализации программ по запросу необходимо переходить к сетевой форме обучения, которая позволит устранить проблему неполной согласованности содержания программ дополнительного образования с программами внеурочной деятельности. Решение данной проблемы – наша перспектива.
Для всех нас очевиден тот факт, что в решении проблемы самоопределения личности в контексте непрерывного образования, очень важно организовать эффективное взаимодействие и с профессиональным образованием. Это сотрудничество позволяет учащимся получать профессиональное научное сопровождение своей исследовательской и проектной деятельности. А ассоциированное участие Департамента образования ЯНАО во Всероссийской научно-социальной программе для молодёжи и школьников «Шаг в будущее» МГТУ им. Н. Э. Баумана предоставляет возможность получения дополнительных бонусов при поступлении в университет. На сегодняшний день, это взаимодействие работает и приносит положительные результаты. Но мы видим и проблемы, которые являются для нас сейчас открытыми. Прежде всего, это проблема недостаточного взаимодействия с научными центрами и вузами в условиях моногорода и территориальной отдалённости. Возможно, она найдёт своё решение через выстраивание системы дистанционного научного сопровождения, а также выездных практик и стажировок на базе крупных вузов за счёт привлечения внебюджетных средств, в частности, платных услуг, которые у нас уже введены с 2014 года.
Обозначенные выше проблемы снижают эффективность деятельности дополнительного образования. Мы понимаем это и пытаемся их решать, используя собственные ресурсы.
При решении вопросов самоопределения личности ребёнка мы искали новые пути, подходы к организации такой образовательной деятельности, которая бы позволила создать мотивирующее пространство, в котором ребёнок мог бы развиваться. Так, в Центре детского творчества появилась инновационная образовательная практика – технопарк «ЭНИГМА». Окружной проект запущен с 2011 года.
Почему именно технопарк? Это одна из прогрессивных форм образовательной деятельности в условиях развития высоких технологий. Объединение различных ресурсов (управленческих, кадровых, материально-технических, информационных, программно-методических), а также связь с производственными предприятиями позволяет осуществлять интегративное взаимодействие 6 структурных подразделений: конструкторского бюро «Робототехника», мастерской «Ремонт, конструирование и изготовление радиотехнического оборудования», лаборатории «Экология и техносфера», дизайн-мастерской «S-класс», телестудии «Медиа-полюс», бизнес-клуба «Новые горизонты».
В рамках технопарка мы ушли от классно-урочной системы к нестандартным формам организации учебной деятельности, которые предоставляют возможность осуществления учащимися профессионально-практических проб, т. е. позволяют детям «примерить» на себя роль конструкторов, изобретателей, журналистов, менеджеров, дизайнеров. Уверены, что объединение практики и теории, науки и творчества способствует формированию сквозных компетенций.
Конструкторское бюро «Робототехника» и радиотехническая мастерская объединили ребят, проявляющих интерес к высокотехническим сферам (робототехника, программирование, механика, автоматика, электроника, компьютерная сфера и информатика). Здесь ребята проектируют, конструируют робототехнические устройства, разрабатывают конструкторскую документацию на технические изделия, ремонтируют теле-, аудио- видеоаппаратуру, изготавливают радиотехнические приборы в соответствии с социальным заказом. Очень важно, что продукты творческой деятельности востребованы на производственных предприятиях нашего города, которые являются нашими социальными партнерами. Приведу один из примеров. В январе 2015 года по заказу ГОиЧС Надымского района юные изобретатели сконструировали робота-разведчика для радиационного мониторинга окружающей среды. Прибор был успешно апробирован в одном из крупных торговых центров г. Надыма.
В лаборатории «Экология и техносфера» у ребят появилась возможность работать над экологическими проектами, проводить научные и экспериментальные исследования, которые осуществляются с помощью приборов и устройств, разработанных в радиотехнической мастерской.
В дизайн-мастерской «S-класс» созданы все условия для практического применения знаний и умений учащихся в области профессионального полихудожественного пространства, дизайна изделий и интерьера, разработки художественно-конструкторских проектов, в том числе на заказ.
«Медиа-полюс» – это детско-юношеская студия телевидения, в которой занимаются ребята, увлечённые тележурналистикой. Юные операторы и журналисты учатся работать в информационном пространстве, свободно выражать своё мнение, передавать информацию через мультимедийную продукцию, аудиовизуальные программы.
Бизнес-клуб «Новые горизонты» объединил подростков с активной жизненной позицией, интересующихся бизнесом и экономикой. Ребята разрабатывают бизнес-планы, получая основы функциональной экономической грамотности.
Одним из наиболее значимых ресурсов в решении задачи самоопределения видим сотрудничество с производственными предприятиями и организациями Надымского района. Эта тесная связь практики с производством даёт возможность не только «увидеть» профессию, но и «попробовать» её в реальности. Изобретая модели роботов, усовершенствуя механизмы, исследуя окружающий мир, разрабатывая дизайн-проекты во взаимодействии с реальным производством и предприятиями Надымского района, ребята получают возможность внедрить и применить своё изобретение, свои идеи в реальную жизнь. Например, по заказу НИЦ «Ямал» технопарковцы усовершенствовали механизмы для низковольтных комплектных устройств, которые успешно используются на месторождении Юбилейное.
Представляя технопарк как один из ресурсов самоопределения, саморазвития и самореализации ребёнка, мы понимаем проблемы, о которых говорили выше, они для нас являются открытыми, и мы рассматриваем их как импульс к развитию.