Предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала
Тема |
Мы – друзья. Пословицы и поговорки о дружбе. |
|||||||||||||
Цели
|
Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности. Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык; |
|||||||||||||
Планируемый результат |
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте; Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение; Предметные: Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам. |
|||||||||||||
Основные понятия |
Пословица, поговорка |
|||||||||||||
Межпредметные связи |
Русский язык, литературное чтение, литературное краеведение |
|||||||||||||
Ресурсы: - основные
- дополнительные |
Литературное чтение. 2 класс. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий (1 часть)
Толковый словарь Ушакова, Литературоведческий словарь. - электронные физкультминутки - лист самооценки - презентация к уроку |
|||||||||||||
Организация пространства |
Групповая работа |
|||||||||||||
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
||||||||||
Предметные |
УУД |
|||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Организует эмоциональный настрой на урок.
Уточняет рамки оценивания.
|
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
|
Прозвенел уже звонок Начинается урок Будем мы сейчас трудиться Новым знаниям учиться. - Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.
- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока? (Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)
- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:
(Слайд 2) Красный – справились Зеленый – требуется помощь Синий – не справились |
|
Познавательные УУД формулирование познавательной цели Жизненное самоопределение |
|||||||||
II. Формулирование темы урока, постановка цели (7 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. |
Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. |
Работают с шифровками. Составляют из слов пословицу и поговорку.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
. |
У каждой группы листок с шифровкой. 1 группа: беде, в, друг, познается. 2 группа: слуг, друг, лучше, верный, сотни. Учащимся нужно расшифровать свою запись. (Слайд 3) 1 группа: Друг познается в беде. 2 группа: Верный друг, лучше сотни слуг.
- Как вы думаете, а что это такое? (Это пословицы и поговорки) - О чем эти пословицы и поговорки? (О дружбе) - Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (будем говорить о пословицах и поговорках о дружбе)
- Ребята, послушайте обращение писателя к вам.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (С. Михалков) - Ребята, о каких друзьях говорит автор? (о книгах) - Книги могут стать вам друзьями? - Чему они вас учат?
Книги учат детей Всем премудростям жизни - Как быть человеком, И быть нужным Отчизне, И как правду от лжи Все должны отличать, Как бороться с врагом И как зло побеждать.
- У вас много друзей, но мне хотелось бы, чтобы вашим главным другом стала книга. (Слайд 4-6) - А вы знаете, что президент России Владимир Путин подписал Указ, «О проведении в Российской Федерации Года литературы», в соответствии с которым 2015 год в Российской Федерации, объявлен годом литературы». - Как вы думаете, ребята, для чего в России нужен год литературы? (Слайд 7-11) - Вот сегодня мы тоже попытаемся стать грамотнее и культурнее. (Самооценка работы группы) |
Уметь работать в группе, находить определение понятиям.
|
Познавательные УУД Составлять предложение из слов Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей; профессиональное самоопределение |
|||||||||
III. Работа по теме. Актуализация знаний. (20 мин) Цели: - организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.
|
Организует работу группы со словарем.
Организует выбор главных и существенных признаков.
Сообщает о деятельности В.И.Даля.
Организует работу по осмыслению пословиц и поговорок и дальнейшем использовании их в речи.
Организует работу с учебником.
Организует физминутку для глаз.
|
Работа со словарем. Учатся в группе работать с толковым словарями.
Учатся находить главные и существенные признаки в определении.
Знакомятся с творчеством писателя В.И.Даля
Учатся понимать смысл пословиц и поговорок.
Работают по учебнику. Учатся объяснять смысл пословиц.
Выполняют физминутку для глаз.
|
- Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная) - Они относятся к устному народному творчеству. - Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка? - Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю. (Слайд 12) Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка. 1 группа находит объяснение понятия – пословица. 2 группа – объяснение понятия – поговорка. (Слайд 13) Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном. Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.
- Давайте оформим наши знания в виде схемы: (Слайд 14)
- Ребята, а вы помните, кто в России был главным собирателем сказок? (В.И.Даль) - Как вы думаете, кто в России был главным собирателем пословиц и поговорок? - Владимир Иванович Даль Рассказа о В.И.Дале. (Слайд 15) Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19 веке. Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. В.И.Даль внес большой вклад в развитие литературы.
- Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали. (Самооценка работы группы)
Работа с пословицами. Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.
Работа по учебнику - Как вы думаете, ребята, какими качествами должен обладать настоящий друг? - Что сказано об этом в учебнике? (стр.114) - Давайте прочитаем, что думают о дружбе Аня и Ваня? - А что думает о дружбе профессор И.Самоваров? (чтение детей) - Ребята, как вы понимаете эти высказывания? Пословица - мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.
- Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах и объяснить их смысл. Работаем на странице учебника (стр.115) - Задача каждой группы найти пословицу для каждого предложения и объяснить ее смысл. 1) Друг – это как для дерева что? Человек без друзей, что дерево без корней. 2) Его сравнивают с родней. Старый сосед наравне с родней. 3) Без этого невозможно победить или выиграть? Один за всех и все за одного. 4) Этим крепка дружба. Дружба заботой и подмогой крепка.
(Самооценка работы группы) Электронная физминутка (Слайд 16- 20)
- Ребята, мы сейчас читали пословицы из учебника? Где еще вы можете найти пословицы и поговорки? - Так ли важно читать и понимать смысл пословиц? - А в чём прелесть чтения? Читаешь много - знаешь много. Не секрет: сейчас книгу затмило телевиденье, компьютер. Конечно, посмотреть сказку в цветном изображении; найти ответ на нужный вопрос в Интернете гораздо проще, чем самому найти его в книге, зайти в читальный зал в библиотеке, полистать энциклопедию. Готовые ответы и решения не дают прочных знаний. Ведь надолго остается в памяти то, что сделал, совершил сам человек. Лучше запоминаешь то, что найдено и прочитано самим тобой. Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека. Он становится эталоном вежливости, воспитанности, образованности. Такой человек и сам не сделает плохого, и другого научит хорошему. |
Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям. |
Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в письменной форме
Регулятивные УУД Проговаривание последовательности своих действий
Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;
Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков
Коммуникативные УУД учиться работать в группе
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи; Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке |
|||||||||
IV. Контролирующее задание (10 мин) Цель: - проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки народов мира. - организовать работу на компьютере, с целью проверки изученного материала.
|
Организует работу на компьютерах. |
Работа на компьютере и ноутбуках |
Работа с ноутбуками. (Слайд 21) - Ребята, мы живем в Салехарде и поэтому должны знать литературу ненецкого народа. Как вы думаете, у ненцев есть пословицы и поговорки о дружбе?
Соотнесение пословиц русского народа и ненецкого: Русские: 1. С милым рай и в шалаше. 2. Делами славен человек. 3. Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет.
Ненецкие: 1. С хорошим человеком и без чума тепло. 2. Доброе дело равняет человека со звездой. 3. Со злом придешь – сам испытаешь.
(Самооценка работы группы)
Игра «Пословица или поговорка» - Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка. 1. Дружба дружбой, а служба службой. (пос) 2. Как кошка с собакой. (пог) 3. Гусь свинье не товарищ. (пог) 4. Без беды друга не узнаешь. (пос) 5. Не бойся врага умного, бойся друга глупого. (пос) 6. Вражда не делает добра. (пог). - Оцените свою работу. Самооценка работы группы. |
Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. |
Регулятивные УУД Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую: Коммуникативные УУД Уметь работать в группе.
|
|||||||||
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. |
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают работу группы. |
- Итак, о чем мы сегодня говорили? - Какую цель ставили? Достигли цели? - Для чего нужны пословицы и поговорки? - Пословицы и поговорки являются необходимым художественным элементом языка литературных произведений. Они используются писателями для характеристики героев, выражают отношение автора к событиям, подчеркивают развитие действия, способствуют созданию национального колорита.
(Слайд 22) - Оцените свою деятельность на уроке: Красный – справились Зеленый – требуется помощь Синий – не справились Выставление оценок. Спасибо за урок! (Слайд 23) |
|
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи; Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. |
|||||||||
VI. Домашнее задание (2 мин) |
Организует запись д/з. |
Записывают домашнее задание. |
Найти и прочитать рассказы В.Осеевой о дружбе. Найти в них пословицы и поговорки. |
|
|
|||||||||