Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Технология исследовательской д...

Технология исследовательской деятельности обучающихся


Баранова Е. Е.
преподаватель русского языка и литературы
филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК»
г. Лабытнанги

Е. Е.Баранова, преподаватель русского языка и литературы,

филиал ГБПОУ ЯНАО «ЯМК» в г. Лабытнанги

Технология исследовательской деятельности обучающихся

Метод проектов – эффективная форма научного творчества обучающихся.  Это педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектировочную деятельность. Как всякая технология метод проектов предполагает структурирование деятельности и включает в себя следующие этапы: начинание, планирование, принятие решения, выполнение, рефлексия (оценка деятельности), защита. Отличительная особенность проекта состоит в том, что акцентируется внимание на планировании деятельности, самостоятельности действий обучающегося (в постановке целей и задач, принятии решений, выполнении самого проекта). Иначе это был бы реферат, а не проект. В проектной технологии преподаватель (руководитель проекта) – консультант и помощник, а не эксперт. В этой деятельности обучающиеся – активные участники процесса проектирования, а не пассивные статисты. Проектный метод предполагает обязательную рефлексию. Обучающий поставлен в условия, когда необходимо размышлять, адекватно оценивать и обсуждать результаты своей деятельности.

В проектной деятельности немаловажную роль играет выбор темы. Я предложила своим обучающимся ряд тем, связанных с жизнью и творчеством Марины Цветаевой. Среди предложенных тем были такие: «Язык поэзии Марины Цветаевой», «Скрещение судеб. Цветаева и Эфрон», «Цветовая картина мира Цветаевой», «Марина Цветаева. Фотолетопись жизни», «Сёстры Цветаевы: Марина и Анастасия» и другие. Некоторые темы были предложены  сразу, некоторые предлагались уже в ходе работы. Первый этап работы был связан с выбором темы. Несомненно, тема должна была интересовать, отвечать увлечениям  автора, к тому же хотелось, чтобы она была «проектной» и актуальной.

За выбором темы– погружение в тему. Следовало познакомиться ближе с поэтом, его личностью, эпохой, в которой жила и творила Цветаева. Проектную группу на этом этапе объединяло многое: оказалось, что знаем о Марине Цветаевой далеко не всё, не имеем точного представления о жизненных испытаниях эмигранта… Но как много предстояло узнать всего того, о чём не говорится на уроках литературы, ограниченных рамками программы!  Объединению проектной группы способствовала взаимовыручка: ребята собирали материал по своей теме, а находили иногда для товарища, по его теме. Были трудности, у кого-то не получалось задуманное, кто-то поторопился даже отказаться от работы. С научной литературой работать нелегко, бывает непонятен книжный язык, иногда не получается отобрать нужный материал, отброситьвторостепенное, маловажное. В таких случаях необходима поддержка педагога, руководителя проекта. Приходилось объяснять ребятам, что важно преодолевать себя и идти до конца. В этом смысле метод проектов формирует важные личностные качества, прежде всего – волевые. Очень важно и другое – развитие самостоятельного мышления. Особенно трудно было и ребятам, и руководителю на этапе планирования, структурирования проекта. План для каждого составлялся индивидуально, планировались сроки исполнения и предполагаемый результат. На этапе создания реферата ребята столкнулись с ещё одной проблемой: материала много и всё кажется важным, как быть?.. Когда все трудности были преодолены, осталось самое «приятное» в работе – творческий отчёт группы. На основе подготовленного материала создали сценарий Литературной гостиной «Если душа родилась крылатой…», сопроводив его презентацией с музыкальным оформлением. На память о мероприятии подготовили для гостей буклеты со стихотворениями М.Цветаевой. Такой творческий отчёт – замечательный праздник исследовательского труда и творчества.

 

 

Список литературы:

1. Буланова – Топоркова М., Духавнева А.В., Кукушкин В. С., Сучков Г. В.Педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов педагогических специальностей/ под общ. Ред. В. С. Кукушкина.- Изд. 4-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.

2. Гуслова М. Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. учреждений сред.проф. образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт