Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Технология дистанционного эври...

Технология дистанционного эвристического обучения как средство творческой самореализации одаренных учащихся


Яшухина О. Н.

Яшухина Ольга Николаевна
учитель математики высшей квалификационной категории
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Гимназия города Новый Уренгой
Почетный работник общего образования Российской Федерации
e-mail: yashuhinaon@mail.ru
тел.: 8 922 460 01 04

Аннотация

В данной статье пойдёт речь о работе с одаренными детьми, об опыте сотрудничества с Центром дистанционного образования «Эйдос», о роли эвристического обучения в творческой самореализации одаренных учащихся.

Материал адресован педагогам образовательных учреждений, работающим с одаренными детьми, и может быть полезен студентам педагогических вузов, а также всем, кого заинтересует эвристический метод обучения.

 

Большинство учебных программ, учебников и методик, к сожалению, всё ещё делают упор на усвоение учащимися готовой информации по предмету, а не на освоение реальной действительности, на использование репродуктивных, а не креативных способов деятельности, на отыскание единственного, наперёд заданного ответа, а не приучают детей к вариативности и многообразию познания. Это приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала, развитию негативных явлений, связанных с нежеланием детей учиться. [4]

Однако среди наших учеников есть много талантливых и одаренных детей. Задача учителей-предметников помочь учащимся раскрыть свой талант, проявить свою незаурядность на уроках и во внеурочное время.

Создание условий для стимулирования ребенка к различным видам деятельности, создание благоприятных условий учебной, трудовой деятельности на этапе профессионального и личного становления является национальной задачей. Одним из направлений инициативы «Наша новая школа» является развитие системы поддержки талантливых детей. Принятая в 2002 году Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в настоящее время получила новое развитие в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (раздел «Поддержка талантливой молодежи»).

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Д. Б. Богоявленская характеризует одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми и отмечает, что одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].

Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их. В силу того, что они не ограничиваются в своей деятельности теми требованиями, которые содержит задание, они открывают новые способы решения проблем. Нередко они отказываются от традиционных методов решения, если их способы более рациональны и красивы.

В своей педагогической деятельности при работе с одаренными детьми я использую современные образовательные технологии, в том числе и методику А.В.Хуторского – эвристическое обучение (творческие уроки), дистанционное обучение. Считаю, что эти методы исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (самостоятельности, настойчивости, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, способности к сотрудничеству и др.).

Чем меня заинтересовала методика эвристического и дистанционного обучения?

Традиционная педагогика направлена на усвоение и воспроизводство готовых знаний без развития познавательных и творческих способностей, в эвристической же педагогике научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учащимися под руководством педагога. Моделирование творческой деятельности на учебном материале подготавливает учащихся к решению «настоящих» творческих задач, развивает познавательные способности и исследовательские навыки. Ценность эвристического обучения состоит в моменте открытия, которое совершает человек в процессе решения разного рода задач.

Ключевой технологический элемент обучения - эвристическая образовательная ситуация – ситуация активизирующего незнания, целью которой является создание учениками личного образовательного продукта (идей, проблемы, гипотезы, версии, схемы и т.д.). Получаемый в каждом случае образовательный результат непредсказуем: педагог проблематизирует ситуацию, задает технологию деятельности, сопровождает образовательное движение учеников, но не определяет заранее конкретные образовательные результаты, которые должны быть получены. Получаемые учениками результаты оказываются индивидуальны, многообразны и различны по степени творческого самовыражения. Лишь после того, как учащийся создает собственное понимание, версии и другие начальные продукты познания, ему предлагается ознакомиться с достижениями человечества по данным проблемам. Основной критерий оценки - личностное приращение ученика, сравнение его с самим собой за определенный период обучения.

  • Хочу отметить, что более глубокому пониманию теоретических идей работы с одаренными детьми мне помогли знания, приобретенные на дистанционных курсах А.В.Хуторского по темам:
  • "Как разработать и провести эвристический урок";
  • "Методика разработки дистанционных курсов";
  • "Информационные технологии в преподавании математики";
  • "Развитие одаренности школьников";
  • "Как организовать творческую работу ученика";
  • "Методика использования учителем-предметником интерактивной доски", и др.

Творческое, эвристическое обучение – основная идея и стержень работы Центра дистанционного образования "Эйдос", с которым я сотрудничаю много лет. Все без исключения мероприятия (олимпиады, конкурсы, проекты, курсы, классы, конференции) являются творческими и направлены на "запуск" именно процесса творчества каждого, кто принимает в них участие.

Руководителем Центра и председателем оргкомитета олимпиад является Андрей Викторович Хуторской - доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, академик Международной педагогической академии.

Я много времени уделяю работе с детьми по подготовке к участию в различных предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Среди воспитанников – победители, призеры и лауреаты Всероссийского конкурса «Познание и творчество», Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады ЦДО «Эйдос», Международной олимпиады по основам наук (III международный этап: I место (золотая медаль) и IV место), Международной математической игре "Кенгуру", "Кенгуру-выпускникам", Осенней физико-математической олимпиады Белорецкой школы УРЕК (Уральский региональный экспериментальный учебно-научный комплекс), городской и окружной научно-исследовательских конференций «Ступень в будущее». Тем не менее, считаю, что сотрудничество с Центром "Эйдос" и Научной школой А.В.Хуторского дает больше возможности учащимся проявить свои творческие способности.

  • С ребятами мы принимали участие в следующих дистанционных мероприятиях Центра "Эйдос":
  • дистанционные эвристические олимпиады (ДЭО);
  • дистанционные профиль-курсы;
  • Всероссийская дистанционная ученическая конференция.

Дистанционные эвристические олимпиады - один из самых увлекательных и успешных проектов Центра "Эйдос".

Как показывает практика, в эвристических олимпиадах побеждают часто совсем не отличники, а те, кто умеет нестандартно мыслить, кто умеет творить, сочинять, фантазировать, выдвигать гипотезы, открывать новое.

Задания для олимпиады подбираются открытые, т.е. такие, которые не предполагают заранее известного ответа. Они обеспечивают погружение в суть проблемы, предлагают найти собственное решение, осознать свою творческую деятельность.

  • Подготовка детей к эвристической олимпиаде включает три основных направления, которыми я руководствуюсь в своей работе:
  • эвристическая подготовка;
  • техническая подготовка;
  • психологическая подготовка.
  1. Первое направление подготовки – основное. Именно творчество, оригинальность, креативность являются главными критериями оценки олимпиадных работ. Для того, чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, я использую следующий алгоритм:
  2. Провожу эвристические уроки. Решаем с детьми нестандартные задачи.
  3. Разбираем и анализируем с учащимися лучшие работы призёров прошлых олимпиад. Отмечаем наиболее оригинальные ответы. Предлагаю ребятам дать свои версии ответов.
  4. Рефлексируем свою деятельность.

Мой кабинет математики оснащен всеми техническими средствами, необходимыми для подготовки учащихся к работе в текстовом редакторе МО Word. Это 25 ноутбуков, интерактивная доска, документ-камера, локальная сеть. Особое внимание уделяем оформлению работ.

  • Доброжелательная творческая атмосфера, четкая организация деятельности учащихся и настрой детей на достижения всегда присутствуют на моих занятиях. Перед олимпиадой знакомлю учащихся с некоторыми эвристическими правилами знаменитого математика Джорджа Пойа:
  • держитесь к задаче возможно ближе, но будьте готовы отойти от неё настолько далеко, насколько вас вынуждают обстоятельства;
  • никогда не идите наперекор своим ощущениям, но старайтесь взвесить также все аргументы за и против ваших планов;
  • не бросайте изучаемого вопроса, пока не иссякла надежда на появление какой-нибудь плодотворной мысли. «Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота».

Эвристический подход организаторов олимпиад делает задания интересными и полезными с точки зрения самих учащихся.

Например, о заданиях олимпиады по математике и их выполнении ученик 11 физико-математического класса Валерий Угринович пишет:

"Приступая к олимпиаде, я был сконцентрирован, и настроение было боевое, но тут меня выбило из колеи содержание заданий и их подача. Ожидание задач, наполненных математическими терминами, величинами и определениями сменило некоторое ликование и расслабленность. Выполнял я задания на одном подъеме хорошего настроения без сожаления о том, что подал заявку на участие. Огорчило лишь последнее задание, ответ на которое я так и не смог представить и сформулировать в желаемом виде. Но самое главное оно заставило меня задуматься над моим общим мировоззрением, над моей точкой зрения и о взгляде на мир с точки зрения математики. За это я благодарен организаторам олимпиады и составителям заданий".

В чем плюсы эвристических Эйдос-олимпиад?

  • Для ученика:
  • заявить о себе на всю страну, принять участие в самой престижной Интернет-олимпиаде;
  • с помощью оригинальных заданий открыть в себе новые таланты, проявить фантазию и ответить на интереснейшие задания, у которых нет единого стандартного ответа;
  • узнать свой рейтинг среди сверстников из разных школ России и других стран;
  • испытать к себе уважение за свой труд, радость от умения творить, гордость победы;
  • Для учителя получить:
  • нестандартные творческие задания по предмету, методику и опыт их применения;
  • огромную радость от горящих глаз детей и их гениальных ответов на задания олимпиад;
  • рефлексивные суждения учеников, помогающие выполнить диагностику результатов их обучения.

С целью поддержки и сопровождения школ по введению и развитию профильного обучения ЦДО «Эйдос» совместно с РАО разрабатывает и успешно реализует систему дистанционного профильного обучения.

Школы, которые вводят и развивают профильное обучение, имеют прекрасную возможность зарегистрировать своих учеников в дистанционных профиль-курсах элективного типа. Дистанционные профиль-курсы - это занятия, которые проводятся с удалёнными педагогами.

В основе методики проведения профиль-курсов - личностная ориентация, продуктивная деятельность учеников, организация их коммуникации, рефлексивное осмысление результатов.

  • Что дают дистанционные профиль-курсы?
  • Школа и её педагоги получают возможность освоить методику профильного обучения.
  • Образование учеников выходит за рамки кирпичных стен и становится открытым.
  • Ученик изучает не только тему курса, но и осваивает технологию дистанционного образования.
  • Очный педагог может засчитать ученику занятия на профиль-курсе в качестве изучения раздела своего предмета.

Одиннадцать моих учащихся успешно закончили и получили Свидетельства дистанционного профиль-курса по теме "Компьютерный дизайн. Photoshop. Введение в растровую графику".

Вот что пишут некоторые из них в итоговой рефлексии: Юрченко Юлия, 11 экономико-правовой класс, МБОУ Гимназия, г.Новый Уренгой:

"Мои работы являются моими результатами. Я многого ожидала от этого курса, и все мои надежды оправдались. Все в этой программе для меня ново и захватывающе. Каждая из поставленных целей достигнута с максимальными результатами. Во время выполнения заданий, было много эмоций, и все из них были положительными. Благодаря подробным учебным модулям и рекомендациям, работа была легкой и увлекательной. Появилось много мыслей, идей, которые не терпится побыстрее материализовать. Хочу сделать ещё несколько коллажей, но уже на тему школ и города. Также меня заинтересовала идея с логотипом. Надеюсь в скором времени реализовать эти идеи. Хотелось бы пожелать себе новых творческих успехов, новых проектов и выполнения их на отлично."

Суханова Алла, 7 "В" класс, МОУ Гимназия, г.Новый Уренгой:

"Результат, полученный по прохождению всего курса Photoshop, на мой личный взгляд, отличный! Так как в дальнейшем я хочу использовать свои полученные знания во многих целях, то эти курсы для меня были очень важны. Достичь этого я могла только благодаря упорству и трудолюбию, а также возможности пройти данные вами курсы. Так как я ранее не работала по программе Photoshop, то все созданное мною, для меня новое. Но все, что я создала сама, мне очень нравится. А особенно мне понравились мои работы по теме "ЛОГОТИП" и "БАННЕР".
Во время прохождения курсов у меня были различные эмоции. Иногда я злилась, если у меня что-либо не получалось, иногда я радовалась хорошо выполненному заданию. Но в основном мои чувства переполняло желание обучиться и безграничный интерес…".

Следующее мероприятие, в котором участвовали мои ребята, это Эйдос-классы.

Дистанционные Эйдос-классы – это выполнение и онлайн-защита творческих и научно-исследовательских работ по выбранным предметам и темам.

Дистанционные Эйдос-классы – сравнительно новый проект, направленный на развитие одарённости учащихся средствами учебных предметов. В ходе выполнения, оформления, рецензирования и защиты своих работ ученики развивают свои творческие способности, овладевают средствами телекоммуникаций.

  • Преимущество Эйдос-классов в том, что учащиеся получают возможность представить свою работу перед независимым внешним жюри (специалистами Центра «Эйдос» и представителями Научной школы А.В.Хуторского) и получить по итогам защиты официальное Свидетельство для своего портфолио. Кроме этого учащиеся имеют возможность:
  • обсуждать свои научные проекты со сверстниками из разных городов России и других стран СНГ;
  • получить профессиональную педагогическую поддержку со стороны ученых.

Эйдос-классы проводятся в форме Всероссийской дистанционной ученической конференции, являются эвристическими и продолжают знаменитые традиции Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад.

Четверо моих учащихся (Струц Артем, Бондаренко Роман, Кардумян Анна, Миночкина Алина) успешно защитили две исследовательские работы по темам: «Головоломки VS Компьютерные игры» и "Сила Всемирной паутины", получили Свидетельство и богатый опыт в написании и защите исследовательской роботы.

Web-адрес работ: www.rombondaren.narod.ru

О своих впечатлениях ребята в итоговой рефлексии написали следующее:

Струц Артем, 8 "Г" класс, МОУ Гимназия, г. Новый Уренгой:

"Я решил принять участие в этой конференции, чтобы донести до широких масс людей наши идеи, услышать мнения о нашей деятельности, узнать что-то новое из других работ. Думаю, что мне удалось выполнить большую часть целей, которые я перед собой поставил. Думаю, само по себе написание этой работы было для меня достижением. Основной трудностью во время конференции было выложить нашу работу на сайт. К сожалению, с этой проблемой мы справились сравнительно поздно, что впоследствии отразилось на работе на форуме. Мы просто не успели задать все интересующие вопросы своим оппонентам и получить больше вопросов интересующих других. Я считаю, что мою работу на форуме можно оценить достаточно неплохо. Смог ли я заинтересовать участников нашей работой? Думаю да. Скорее всего, понравилось название и (или) само содержание работы, по крайней мере, тем, кому нравятся различного вида головоломки. Это был мой первый опыт выполнения научной работы. Что касается изменений в научном творчестве, я собираюсь изменить взгляды на научные конференции и заниматься этим ещё. Как говорится, ученье - свет, а неученье - тьма. В заключении хочется сказать большое спасибо всем, кто принимал непосредственное участие в этой конференции: учителям и локальным координаторам, дистанционным педагогам и организаторам конференции и, конечно, всем участникам".

Кардумян Анна, 8 "Г" класс, МБОУ Гимназия, г. Новый Уренгой:

"Так как для меня исследование – это совершенно новый вид деятельности, то мне стало интересно: справлюсь ли я с этой работой? Конечно же, каждый человек, по моему мнению, участвуя в какой-либо олимпиаде, старается воплотить правило Цезаря "Пришёл! Увидел! Победил!". Я считаю, что само выполнение этой новой для меня работы в такие короткие сроки является достижением. Наиболее значительной трудностью, с которой нам довелось столкнуться, стало то, что некоторые организации не хотели предоставлять нам необходимую для работы информацию, но с этой проблемой справиться удалось благодаря нашему упорству и коммуникабельности. Свою активность на форуме я оцениваю удовлетворительно, с учётом того, что по техническим причинам мне удалось зарегистрироваться только на третий день, конечно же, хотелось бы, чтобы она была выше, ведь человек всегда стремится к совершенству. Я старалась прочесть как можно больше работ своих коллег и задать интересующие меня вопросы. Своё мнение об их работах я размещала на форуме. Моими оппонентами были Банников Вадим и Паздников Евгений. Я старалась внимательно изучить их тему "Самолёт на Венеру", но из-за научности стиля текста было тяжело понять суть работы. Я сильно сомневаюсь, что в 7 классе дети могут так излагать свои мысли (хотя факт остаётся фактом!) Судя по количеству посещений, других участников конференций заинтересовала наша работа, и я думаю, что это потому, что проблема, затронутая в ней, на сегодняшний день является актуальной. Понятное дело, что всем не угодишь, и не каждый писал нам слова поддержки. Были и те, кто не соглашался с нашим мнением, но всё равно спасибо всем тем, кто задавал вопросы или высказывал свою позицию по отношению к нашей работе. Это помогало взглянуть на проблему с разных сторон. Это была моя первая научно-исследовательская работа. Мне было интересно её выполнять, так как это очень увлекательно и познавательно".

После участия в дистанционных конференциях мы с ребятами продолжили заниматься научно-исследовательской деятельностью. Как результат - создание интерактивного электронного пособия по математике по теме "Модуль" средствами Web-дизайна, призовые места в городской научно-исследовательской конференции учащихся «Шаг в будущее» и окружной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее».

Сейчас эти ребята учатся в престижных вузах страны и за рубежом (Великобритания. Оксфорд). А трое моих учеников, учащиеся физико-математического класса (Клейменов В., Федорович А., Пура К.) 2004 года выпуска поступили и успешно окончили вузы Санкт-Петербурга и Москвы (СпбГПУ, РУДН, ВНГУ). Факультеты: прикладная математика; высшая математика и компьютерные науки; прикладная математика и математика.

Выпускники, обучающиеся в высших учебных заведениях и уже работающие, присылают письма со словами благодарности за развитие навыков исследовательской культуры, за предоставленную возможность оригинально мыслить, за развитие настойчивости, самостоятельности и стремления к высоким результатам. Благодарят меня за творческое отношение к своей работе, за открытость и доброжелательность. Очень приятно получать такие письма. Это означает, что все-таки труды мои были не напрасны.

И замечательные мысли А.В. Хуторского о значимости эвристического обучения наполняются жизненным смыслом. Хочу поделиться ими со всеми: "Образование детей в эвристическом обучении — своеобразный аналог, прообраз «взрослой» профессиональной деятельности и поэтому включает в себя основные типы деятельности человека и многообразие их результатов. Ученики, создавая индивидуальные образовательные продукты познания объектов, моделируют на уровне своего развития и образования аналогичные процессы «большой» науки или иной сферы деятельности взрослых. Такой процесс является переходом к знакомству и сопоставительному усвоению учениками культурного многообразия общечеловеческих продуктов труда, поскольку дети осваивают «настоящие» способы деятельности, которые имеют не столько учебно-тренировочную, сколько реально действенную роль в их жизни". [4]

Литература

  1. Богоявленская Д.Б. и др. Рабочая концепция одаренности. — 2-е издание, расш. и перераб. — М., 2003. — с. 34
  2. Завьялова О.А . Как учить детей быть успешными? Инструментарий творческого учителя// Интернет-журнал "Эйдос".-2006.
  3. Калашникова Ю.Б. Эвристический и традиционный подходы в образовании: свобода и безопасность. // Интернет-журнал "Эйдос". — 2009.
  4. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". — 2005. — 21 апреля.
  5. Дистанционные курсы "Как разработать и провести эвристический урок", "Развитие одаренности школьников"

Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт