Сперанская Елена Александровна
МОУ «Гимназия г. Надыма», Надымский район, г. Надым
«Блажен кто храм души своей не предал
пламени страстей» (народная песня)
Как часто можно услышать выражение «Моё тело - моё дело». Действительно, не поспоришь. Но, как пел в своей песне Виктор Цой «Если есть тело, значит, должен быть дух…» Так что же оно, представляет, тело, для духа, для души? Насколько комфортно нашей душе в нашем же теле. Готовит ли наше тело душу к покаянию и бессмертию… или, наоборот, не даёт ей никакого шанса? Примем за рабочую гипотезу предположение, что человек сам решает, во что превращать тело, данное ему Богом. Выбор его зависит и от семейного воспитания, и от уровня образованности, и от качеств личности, и от силы веры. Говорят, всё познаётся в сравнении. Воспользуемся этой технологией и сравним нас, современников и конкретную историческую личность, Святого витязя земли русской, благоверного великого князя Александра Ярославовича Невского. Это и будет новизной исследования. Итак, нам предстоит разрешить проблему, возможно ли используя технологию сравнения современника с исторической личностью с явно положительным окрасом, выяснить основные болевые точки современного воспитания и наметить пути их разрешения.
С самого детства Александр был истинным верующим, любимым занятием которого были чтение священных книг и церковное песнопение. В книге Рождественского написано, что порою маленький княжич так зачитывался религиозными книгами, что представлял себя то идущим по пустыне вместе с Моисеем, то в пещерах Рима, где прятались верующие. В своих духовных мечтах он готов был разделить участь пустынников, страдать и даже умереть в муках. Видя такое рвение и веру, отец Ярослав брал сына за руку и вел в храм, к иконам, где они усердно молились. Шли годы. Взрослея, Александр всё более укреплялся в мысли, что он, собственно, и рождён для того, чтобы служить Богу и Отчизне. Ежедневно, еще до службы Александр приходил в храм и собственноручно зажигал в нем свечи. Свет этих свечей наполнял душу Александра любовью к Руси, а, главное, верой в то, что она избранница Бога. Эта уверенность неоднократно пригодилась истинному защитнику нашего Отечества.
В истории русского государства нет легких лет. Тем не менее, 13 век оказался наиболее тяжёлым. Русь страдала от набегов монголо-татар, была обескровлена междоусобицей князей, платила непомерную дань. На западе вторжение немецких рыцарей в Прибалтику грозило опасностью не только потерей независимости, но и насильственным насаждением католической, чуждой нам веры. Многочисленное войско повёл Биргер территорию Руси и, миновав Балтийское море, послал насмешливый вызов. Александр же горячо помолившись в Софийском соборе, обратился к дружинникам со словами, смыслом которых было то, что им удастся победить, потому, что Бог будет среди них. Отважный, мудрый, смелый князь одержал блистательную победу и отныне стал называться Невским. В житие Александра Невского сказано, что «накануне битвы Александр видел в лодке святых Бориса и Глеба.»[1, с.22 ] « На эту ночь Александру, любезному брату, нам надо помочь.[2, с.86]». Так написал об этом поэт А.Н. Майков. Однозначно, святые могли прийти на помощь только истинно верующему человеку. Чувствуя поддержку свыше, Александр не раз ещё будет обращаться к их покровительству.
Папа не отказывался от идеи продвижения в русские земли. На первом этапе захватчикам это удавалось. После падения нескольких княжеств ливонские агрессоры вторглись в центр новгородских владений. Как известно, Александра Невского в это время не было в княжестве. Бояре, понимая, что не смогут противостоять врагу, отправились просить Александра вернуться в Новгород. И снова мы видим истинную веру, как и положено настоящему христьянину, он прощает все обиды и встаёт на защиту Родины от неверных. На этот раз задача была более сложной. Одержав ряд побед Александр начал подготовку к решающему бою, проявив недюжинные организаторские способности. Полководческий талант оправдался блестяще и 5 апреля 1242 года на Чудском озере рыцари ливонского ордена были разгромлены. Предположительно в 1251 году Александру была доставлена папская булла, где ему было предложено перейти в католическую веру, на что Александр дал решительный отказ. В 1962 году Александр Невский был вынужден ехать в орду ради спасения Руси. Серьёзно заболев и предчувствуя скорую кончину, он принял постриг в иноки с именем Алексий. Так, до последнего своего вздоха, великий воин и дипломат оставался глубоко верующим.
В наше время православие укрепляется по всей стране. Почти у каждого под одеждой спрятан нательный крест. На воскресной службе становится тесно. Среди прихожан растёт число молодёжи, открываются воскресные школы, люди стали стремиться прикоснуться к таинству причастия исповеди, а браки стали сопровождаться прекрасным действом - венчанием. Рождество и Пасха приобретают статус семейных праздников с обязательным исполнением ритуалов, им соответствующих.
И всё же, для большинства людей православие ещё не стало основой жизненной позиции. Даже среди воцерквлённых людей встречаются ложь, сквернословие. Гнев, гордыня и уныние часто присутствуют в жизни людей, посещающих храм. А умение прощать вообще даётся нам, простым людям, очень нелегко. А, значит, не до конца поняты слова молитвы «… и остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим». В таком случае, наше тело представляется как тёмная, не допускающая свет православия темница. И томится в ней душа и просит только об одном- истинной вере, такой какая была у Александра.
Размышляя дальше о теле человека как храме, в котором ликует душа человеческая, необходимо учесть, что храм - это красивое, величественное, заботливо ухоженное творение рук человеческих, относящееся к искусству. Следовательно, если рассматривать тело человека, как храм, то человеку подвластно сделать это тело здоровым, сильным, красивым и чистым. Вернёмся к примеру Александра Невского. Совсем маленьким, в три года, Александр, сын Ярослава, принял постриг. Это важный для всякого мальчика обряд- признание его личностью, гражданином, мужчиной, защитником. После свершения обряда Александра, как было принято, посадили на коня, в руки вложили лук и стрелы, вооружили копьём. С этого момента вместе с другими детьми он стал принимать участие в военных играх, обучался верховой езде, отрабатывал метание копья. Кстати, коня он для себя всегда выбирал сам, предпочитая только две масти: вороных и белых. Все эти занятия способствовали развитию физической силы, ловкости, выносливости и меткости. Обращаясь ко дню сегодняшнему, можно с уверенностью сказать, что мало найдётся в России родителей, которые посадят на коня трёхлетнего мальчика, что уж говорить о копье и луке. Мы тщательно оберегаем наших детей, забывая, что характер складывается до трёх лет. И если у мальчика к этому возрасту не сложилась установка, что он защитник, то, увы, к восемнадцати годам самая часто посещающая его мысль будет о том, как избежать службы в армии, а потом, как избежать работы, семьи, ответственности. Как же чувствует себя душа в этом случае…? Можно только предположить, что не радуется.
С ранних лет Александр приучил себя к посту и воздержанию. Летописец указывал на то, что повзрослевшего Александра отличало гостеприимство, он щедро угощал гостей, но, при этом, сам ел мало и скромно. А нам с вами доподлинно известно, что переедание - путь к проблемам со здоровьем. В.Д.Сиповский отмечал, что «высокий ростом, статный, сильный, красивый Александр поражал всех своей прекрасною мужественною наружностью»[3, 122]. Именно таким мы видим его на изображениях и в фильмах. Сейчас бы о нём сказали, что он вёл здоровый образ жизни. К тому же, он очень рано вставал, весь день занимался делами, в обеденное время немного отдыхал, спать ложился не поздно, прочитав вечерние молитвы. В книге А. Соколова «Святой витязь земли Русской» об Александре Невском говорится «во все времена юности своей … воздержался и бдя чистоту душевную и телесную соблюдаша…ведый ю яко чревное насыщение целомудрие разоряет и бдению препятствие сотворяет и прочим добродетелям сопротивляется» [4,16]. Александр Невский умер в 43 года совсем молодым. Его здоровье и правильный образ жизни могли бы стать залогом здорового долголетия, но тревоги, длительные походы, постоянные распри, заботы способствовали его болезни. И не будем забывать, что имеет место быть версия об отравлении Александра вовремя его длительного пребывания в Орде, где это было обычным делом.
В последнее время наше государство серьёзно озабочено здоровьем нации. Не мало делается в целях его укрепления: строятся ФОКи и спортивно -оздоровительные площадки, введён третий урок физической культуры в школе, разрабатываются новые проекты и программы спортивной направленности, на улицах городов и сёл всё чаще можно встретить людей спортивного телосложения. При всём при этом задача все ещё остаётся до конца нерешённой. Новости о допинге, горькие проблемы россиян - курение, алкоголизм, наркомания; рост числа людей, страдающих избыточным весом и сопутствующими заболеваниями, не укладываются в понимание того, что тело - это храм для души. Да и назвать тело с набитыми татуировками, непропорционально увеличенными некоторыми частями, не получается. Как-то забывают люди, что тело нам дал Бог и вмешиваясь в Его дар, мы нарушаем Его волю. Зачем? Мы ДОЛЖНЫ были жить такими, какими сотворил нас Он. Наверняка, не угодно было Богу селить душу в смердящее табаком и перегаром тело, проколотое пирсингом и голубое от татушек. Остаётся надеяться, что уже в ближайшее время целенаправленная направленная деятельность по оздоровлению нации даст свои плоды и мы научимся ценить, любить и беречь своё тело, как любим и бережём свой дом от грязи и мусора.
Не стоит забывать о том, что храмы изначально были центром образованности, а священнослужители слыли самыми образованными людьми. При храмах создавались школы для детей, где изучались не только основы православия, но и чтение, арифметика, письмо. Русь издавна славилась своей образованностью, о чём свидетельствуют наличие множества берестяных грамот, содержащих тексты на бытовую тему, явно написанные простыми людьми. Возвращаясь к примеру Александра Невского следует отметить, что с малолетства он тянулся к учению. Владимирские князья вообще считали образованность важнейшим качеством своих детей. Александра с раннего возраста обучили грамоте. Родители часто повторяли ему наставление Владимира Мономаха «его же не умеючи, а тому ся учите».[5,19] Любимые книги Александра отрока- Евангелие и Псалтырь. Эти книги сопровождали его всю жизнь. В семье княжича же часто рассказывали о подвигах и важных событиях в жизни их предков, читали русские летописи. Кроме этого, у Александра были и светские знания, в том числе, иностранные латинский и греческий языки, события всемирной истории. Российские учёные тоже занимают достойное место среди изобретателей, первооткрывателей, исследователей. Выпускники вузов пользуются авторитетом, как в России, так и за рубежом. На недавнем международном конкурсе юных физиков наши дети заняли пять призовых мест. И всё же… в вузах широкий спектр платного обучения, при чём, плата достаточно высокая и далеко не каждая семья может позволить себе учить детей на платной основе. У нас проблемы с педагогическими кадрами, с имиджем профессии учитель. Родители порою забывают, что они несут ответственность за получение образования их чадами и постоянно предъявляют претензии. Совсем забыто то, что образованный человек это не тот, кто владеет набором знаний, а, прежде всего, человек воспитанный. И хоть за школами закреплена воспитательная функция, она, по старинке, находится на втором месте. От сюда и крамольные мысли о том, что, например, нецензурная брань- это российская особенность, неотъемлемая часть разговорной речи, которая придаёт ей особый колорит. Но общеизвестно, что мат - это призыв к чёрту. Так о каком уж храме для души может идти речь? Сложно представить себе, что Александр Невский, между молитвами позволял себе чертыхнуться.
Знание иностранных языков, а так же природная неторопливость, терпение и такт послужили основой для становления Александра как искусного дипломата. Многие факты его биографии подтверждают это. Сам хан Батый сказал о нём: «Правда мне говорили, нет князя равного ему». Своим умением вести переговоры, великим терпением, длительным ожиданием, порой, уместной настойчивостью и решительностью он сумел добиться того, что покорённая и разорённая Русь сумела сохранить самостоятельность, веру и свою самобытность. Может быть, именно этих качеств не хватает представителям власти современной России. Мы - теряем земли, мы - теряем православную веру, мы - теряем свою силу, данную нам Богом. А ведь Россия- это дом православия, его оплот.
Храм- источник самых лучших душевных качеств: любви, милосердия, доброты, всепрощения, трудолюбия, смирения. Александр Невский был щедро оделён этими качествами. О милосердии Невского говорят факты о прощении обидевших его новгородцев, о том, что он не уничтожал после решающих сражений пленных, а отпускал их с миром. Известна история о том, как он не стал убивать мятежника посадника Ананию, а лишь сместил его с должности. В неурожайные годы Александр всячески помогал беднякам пережить голод. Думая о тех русских, которые находились в плену у монголо- татар он стремился, по возможности, за золото выкупить их и вернуть на родину. Со смирением нес свой жизненный крест князь Александр. Прощал своим братьям обиды, терпел несправедливость. Мужественно перенёс он издевательства и унижения во время его пребывания в орде и все ради православной веры, ради Руси. Многим русским людям от природы или от Бога даны прекрасные чувства любви, дружбы, жалости, милосердия и терпения. Это отмечают многие иностранцы, которым представилась возможность пообщаться с русским человеком. Достойно уважения то, как мы помогаем пострадавшим, попавшим в трудную жизненную ситуацию, растёт в нашей стране волонтёрство, чаще стали забирать в семью детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Одновременно, шокируют ужасные случаи проявления жестокости даже не к чужим людям, а к своим близким. Мать из ревности зарубила дочь… Внук до смерти избил родную бабушку, выколачивая из неё деньги на алкоголь… Брат насильнику продал сестру. Что это? Душа вовсе покинула тело, так и не ставшее для неё храмом? В книге протоиерея Соколова есть слова о том, что духовные наставники учили: в душе есть три силы. Главной из них они считали – разум. Именно с помощью разума человек может думать, анализировать, предполагать, строить свою жизнь, изменять её, совершенствовать. Именно разумом мы отличаемся от всех других живых существ. Вторая сила- чувства. Не только те, что связаны с физиологией- боль, холод, голод. В большей степени речь идёт о душевных чувствах: радости, гневе, ярости и других. Но чувства подвластны разуму. Человек может управлять чувствами, сдерживать их, скрывать, выражать. Третья сила- это воля. Воля помогает человеку преодолевать трудности, принимать решения. Не зря же говорят, у этого человека сильная воля.., а этот… слабак.. Каждая из этих трёх сил способна сохранить человеческое тело, превратив его в настоящий храм. И каждая способна его разрушить до основания. И только человеку принимать решение и надеяться на помощь свыше.
Александр Ярославович Невский всю свою короткую жизнь посвятил Богу и Руси. О силе его ума говорят стратегические и тактические умения как в ратном деле, так и в мирном бытие. О силе его чувств свидетельствуют его поступки на благо Отчизны. О силе воли говорят столь унизительные, но столь необходимые поездки в Орду. Все три силы его души занимались строительством и сохранением храма. Купола, покрытые золотом… Они так напоминают солнечный свет. А ведь и народ русский называл князя солнцем.
«Тихо лампада пред образом Спаса горит
Князь неподвижен лежит…
Словно как свет просиял над его головой
Чудной лицо озарилось красой
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело
И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло» (из народной песни)
Сделать ли своё тело темницей, где наглухо будут заточены лучшие порывы души или создать светлый храм, к которому потянуться люди, как когда то тянулись к великому князю, каждый решает сам. Но я уверена, что знакомство с Александром Невским обязательно станет решающим фактором, который повлияет на выбор подрастающего поколения.
Литература
5.Карамзин Н.М. История государства Российского [его же не умеючи, а тому ся учите] Москва Издательство Книга, 1989 г,-19 с.
2. Майков Н. Сочинения в двух томах, т 1, [На эту ночь Александру, любезному брату, нам надо помочь] М. Издательство Правда 1984 г,-.86с.
3.Сиповский В.Д. Отечественная история в рассказах и картинах. [высокий ростом, статный, сильный, красивый Александр поражал всех своей прекрасною мужественною наружностью]. Москва Современник, 1992 г., -122 с.
4. Соколов А., Святой витязь земли Русской [во все времена юности своей … воздержался и бдя чистоту душевную и телесную соблюдаша…ведый ю яко чревное насыщение целомудрие разоряет и бдению препятствие сотворяет и прочим добродетелям сопротивляется»] Н.Новгород 2008 г., -16с.
1.Филарет (Гумиллёвский) Житие святых [накануне битвы Александр видел в лодке святых Бориса и Глеба,] М.Издательство Сретинского монастыря, 2000 г., -22 с.