Савинская Анастасия Владиславовна, МБОУ «ШИСОО» с. Самбург Пуровского района, Пуровский район, село Самбург
Роль Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны сквозь призму возрождения духовных начал советского общества
В 2020 г. Россия будет праздновать одновременно тяжкое и радостное событие своей истории – 75-летие со дня окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Вереница судеб советских людей, длившаяся пять лет, изображена в мировой истории лишь в рамках Второй Мировой войны 1939-1945 гг., но способная научить современного подростка патриотизму и чувству ответственности перед родиной.
В тексте доклада обобщенаинформация о роли Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны;затронуты основные события в отношениях Советского Союза и церкви, пропагандистская деятельность церкви; ее отношение к религиозному возрождению советского народа и образованию. Предложены рекомендации по использованию доклада в контексте современного образования.
В отечественной историографии первым к теме отношения государства и церкви в 1940-ых гг. обратился В.А. Алексеев. В 1991 г. он написал монографии, затрагивающие советскую религиозную политику [1][2].
«Государство и церковь в России. XX век» М.И. Одинцова включает в себя изучение деятельности государственных органов, осуществляющих контроль над церковью[8, с. 106].П.Н. Кнышевский пишет об использовании Русской Православной церкви советским правительством заграницей в качестве разведки и категоричен в своих высказываниях[6, с. 35]. Представитель Русской Православной церкви Иоанн (Снычев) считает, что благоприятный период для церкви завершился со смертью И.В. Сталина[5,с. 312]. Все это позволяетсделать вывод о разных оценках исследователей.
Первая половина XX в.явилась периодом государственного атеизма. Довоенная государственная политика была антирелигиозна: закрытие, разрушение церквей и монастырей; репрессии по отношению к духовенству; уничтожение религиозной литературы, что приводит к гибели системы духовного образования в России, существующего не одно столетие.
Государственный атеизм не искоренил религиозную жизнь простого человека. Классическая литература, музыка, живопись стали почти единственным источником религиозных знаний [3, с. 104].
Тем не менее, перепись населения 1937 г. включала в себя вопрос религиозной принадлежности. Полагаем, чтобы ответить на него, нужно было обладать большим мужеством. 43,3% населения Советского Союза признали себя неверующими, 56,7% – верующие, в том числе 75,3% православные [4, с. 205].
В начале Великой Отечественной войны на территории Союза существовало около 350 храмов и два правящих архиерея: Местоблюститель Сергий и митрополит Ленинградский Алексий [10]. Последний в период блокады Ленинграда остался в осадном городе, совершал службы и литургии.
Авторитет Русской Православной церкви возрастал. Местоблюститель Сергий обратился к советскому народу раньше И.В. Сталина, благословил на «всенародный подвиг». Критики в его адрес со стороны советских властей не последовало, что говорит о лояльности по отношению к церкви в вопросе подъема военного духа и патриотизма среди населения.
В июле 1941 г. И.В. Сталин обращается к советскому народу: «Товарищи! Братья и сестры!», вероятно, вспомнив свое духовное прошлое и обучение в Тбилисской духовной семинарии.
В 1941-1942 гг. церковь занимает высокую позицию в патриотической пропаганде. Священнослужители занимались сбором денежных средств на государственные военные нужды, создавали госпитали. Часть духовенстваучаствовала в партизанском движении, воюя с оружием в руках. Православная церковь, осуществляющая пропаганду в военное время, привлекла внимание государственных органов.
Подъем религиозного сознания, который наблюдался в 1943 г., был достигнут благодаря пропаганде на территориях Украины и Прибалтики, находящихся в оккупации. Советское правительство обнаруживает в Русской Православной церкви выгодную союзницу, способную поднять боевой дух и установить свой авторитет среди зарубежных стран.
Одна из уступок церкви –издание внушительной книги «Правда о религии в России», вышедшей на нескольких языках. Издание предназначалось для пропаганды зарубежом.В книге делался акцент на тесной связи между русским православным народом и церковью: источник народной силы – жертвенная любовь к ближнему;острая необходимость – обращение к Богу, только его помощь и молитва обеспечивают победу.
До 1943 г. в Союзе не было открыто новых приходов. Разрешилось совершать пасхальный крестный ход со свечами вокруг церкви. На этот период времени отменялся комендантский час, что единило народ.
5 января 1943 г. Митрополит Сергий послал И.В. Сталину телеграмму, в которой содержалось прошение об открытии церковного счета в банке, куда вносились бы деньги со всех церквей, пожертвованные на оборону государства. Главнокомандующий дал согласие, поблагодарив за помощь.В январе 1943 г. в блокадном Ленинграде пожертвовано 3 миллиона рублей; через полтора годапо всей стране церковные пожертвования достигали 150 миллионов.На эти деньги построили танки «Дмитрий Донской», самолеты «За Родину» и «Александр Невский». Открыли фонд помощи семьям солдатам Красной Армии.
Переломным моментом стала личная встреча И.В. Сталина с Московским Патриархатом в сентябре 1943 г.: митрополитом Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем). Разрешалосьизбирать Патриарха, открывать новые храмы, духовные учебные заведения, издавать «Журнал Московской Патриархии». После этого создан особый «Совет по делам Русской православной церкви» – правительственный орган во главе с полковником государственной безопасности Г. Карповым. Совет контролировал церковную деятельность во время Великой Отечественной войны и после нее[11, с. 10].
В сентябре 1943 г. в Москве состоялся Собор епископов, в котором приняло участие порядка 30 духовных служителей. Собор епископовобратился к христианам всех стран: «дружно, братски, крепко и мощно объединиться во имя Христа для окончательной победы над общим врагом в мировой борьбе, за попранные Гитлером идеалы христианства, за свободу христианских церквей, за свободу, счастье и культуру всего человечества» [9, с. 47].
12 сентября 1943 г. в Богоявленском соборе г. Москвы состоялась интронизация патриарха Московского и всей Руси Сергия, образован Священный Синод. Эти события стали новой вехой в отношениях церкви и государства.
31 января 1945 г. состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви. Подобного собрания духовенства и мирского населения не существовало с 1918 г. На Собор приглашались православные Патриархи и их представители из стран Ближнего Востока, Румынии, Грузии, Болгарии, зарубежные иерархи. [11, с. 11]. С 4 февраля 1945 г. Патриархом Московским и всея Руси становится Алексий (ныне именуемый Алексий I).
8(9) мая 1945 г. подписан пакт о капитуляции Германии – общаяпобедой советского народа, правительства и церкви.
Таким образом, Великая Отечественная война постепенно меняла отношение Советского Союза к Русской Православной Церкви от жесткой конфронтации до компромисса. Советское общество стало видеть в церкви духовного союзника, а государственный аппарат – политического.Развернутая пропагандистская деятельность, религиозные призывы в годы Великой Отечественной войныстали решающими для Русской Православной церкви, благодаря чему церковь вновь заняла важную позицию.
Однако,Сергий и Алексий не смогли добиться реальных изменений в религиозном обучении.В силе оставалось постановление 1929 г., которое запрещало преподавание вероучения детским группам больше трех человек, педагог должен был обладать квалификацией, выданной народным образованием.Преподавательская деятельность священнослужителяограничивалась его детьми. В 40-е гг. происходили отдельные эпизоды религиозных бесед священнослужителей с детьми после церковной службы, иногда беседы сопровождались показом диапозитивов, которые иллюстрировализавет.Чаще дети получали ответы на свои вопросы на исповеди.
В контексте современного образования доклад можно использовать на уроках истории, при изучении курса основ духовно-нравственной культуры народов России, на тематических классных часах, в исторических кружках и т.п.
Например, в рамках майских праздников, привлекая ассоциацию «май-победа» для обучающихся 5-ых классов целесообразно вести разговор о Великой Победе с точки зрения победы своих немощей и страхов. Шаг за шагом человек побеждает свои страхи, что приближает большие победы, подобно подрастающему поколению, которое столкнулось с ужасами Великой Отечественной войны.
Для старшего возраста актуальна игра «дебаты», «круглый стол», на котором обучающиеся учатся выражать свою позицию относительно темы доклада. Приходятк выводам, что в условияхвойны Русская Православная церковь смогла действовать и возрождать религиозное мировоззрение среди советского общества.
Таким образом, в докладе приведены имена исследователей, обращавшихся к аспектам данной темы, обобщены основные события взаимоотношений правительства Советского Союза и Православной церкви, описана пропаганда, осуществляющаяся церковью. Рассмотрено отношение церкви к образованию. Даны рекомендации по использованию доклада в общеобразовательной школе для разных возрастных групп.
Библиография: