Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » ТЕРРОРИЗМ И РЕЛИГИЯ: ВЗГЛЯД С...

ТЕРРОРИЗМ И РЕЛИГИЯ: ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ


 

Галстян Марине Суреновна

учитель английского языка

МБОУ СШ №17 г. Нижневартовска,

ХМАО-Югра

 

В декабре 2015 года в здании Нижневартовского государственного университета проходил круглый стол, посвященный религиозно-информационной безопасности молодежи города. Выступали представители разных конфессий, а также представители органов управления молодежной политики и ученые.

Это обсуждение оставило неизгладимое впечатление: впервые я в своей полной незащищенности, неприкрытости ощутила уязвимость моих учеников перед религией смерти – ИГИЛ. Из выступления мужчины, который являлся сотрудником органов внутренней безопасности, стало ясно, что из Ханты-Мансийского автономного округа 10 молодых людей пересекли границу Сирии за последний год. Не могу передать шок, который я испытала. Терроризм стал как никогда близок, опасен, ощутим.

Первое, что я испытала – это страх. Страх за себя, за своих родных и учеников. Ведь каждый из этих 10 уже зомбированных людей мог вернуться и устроить что-то невообразимо страшное, только потому, что мы не следуем его представлению о вере. И родные этих 10 потенциальных террористов приняли бы их, не признавая, что от прежних людей в них ничего не осталось. Но на смену страху пришло осознание, что нужно что-то делать. Нельзя просто сидеть и ждать, иначе эта цифра будет расти и расти.

Неутешительно признавать, но после этой встречи я стала деликатно расспрашивать родителей моих учеников, а знают ли они, с кем общается их ребенок в социальных сетях, есть ли какие-либо ограничения у ребенка в информационном плане при использовании Всемирной паутины, ходят ли они с детьми в мечети или церкви, говорят ли на религиозные темы… Выяснилось, что абсолютное большинство родителей не относятся к проблеме серьезно. Они, как и я до обсуждения темы на университетском уровне, считают, что терроризм где-то далеко, в Сирии, Ираке, но никак не в Югре. Дети по большей части в вопросе религиозной идентичности и образования предоставлены сами себе.

Появилось желание провести мониторинг знания школьников на элементарные историко-религиозные факты, на зависимость от интернета и на те потенциальные аспекты, которыми они теоретически могли бы быть завербованы. Перед тем, как ознакомить вас с результатами анкетирования я должна сделать ряд пояснений:

  1. Я учитель английского языка и не являюсь специалистом в вопросах религии. Моя цель не проверить знания, а лишь понять насколько ученики, с которыми я работаю, потенциально уязвимы перед вербовкой. Согласитесь, что, если Вы не знаете, кто такой Иисус и Вам «авторитетно» заявят, что Иисус Христос – это один из пророков, Вы поверите на слово. Редкий старшеклассник будет перечитывать первоисточники, чтобы добраться до истины: кто все же такой Иисус, тем более что информацию еще нужно уметь фильтровать.

  2. Я ни в коем случае не пропагандировала и не отрицала, не критиковала ту или иную религию. Анкетирование не несло никакую информационную нагрузку для учеников, а лишь было средством сбора статистических данных.

  3. Я знаю, что по Конституции РФ гражданин в праве не называть, какой веры он придерживается. Анкетирование среди старшеклассников проводилось анонимно и добровольно.

Итак, 100 учеников в возрасте от 13 до 18 лет ответили на 33 вопроса.

 

Таблица 1. Половозрастной состав опрошенных:

Возраст

Пол

Всего

мужской

женский

13 лет

2

0

2

14 лет

5

8

13

15 лет

21

22

43

16 лет

7

19

26

17 лет

5

8

13

18 лет

3

0

3

Всего

43

57

100

 

Из всех опрошенных 39 человек обозначили себя как христиане; 30 школьников – мусульмане, 3 ученика – буддисты. 12 человек написали атеизм (не верю, не религиозный) и столько же, 12 человек, признались, что не знают, какой веры они придерживаются. Возможно, не захотели называть, оставив поле для записи пустым. Четверо опрошенных отнеслись к вопросу с юмором и ответили, что верят в разных героев фильмов или ограничились ответом, что верят в «бога».

    Из 100 опрошенных учеников 32 смогли правильно перечислить мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Многие просто пропускали это поле или писали «не знаю». Часть опрошенных вместо «христианство» использовало слово «православие». Эти ответы я как правильные не учитывала.

    Из всех опрошенных 24 школьника ответили правильно, что самая молодая мировая религия – это ислам. 65 указали, что не знают, какая религия из мировых является самой молодой или пропустили поле для заполнения, и 11 учеников дали некорректные ответы.  

    Из 39 учеников, отметивших, что являются христианами, 22 отметили, что читали Библию, 19 не знали, как зовут мать Иисуса. Из этих же 39 только 10 человек знают, сколько учеников было у Иисуса и только 10 знали о том, кто такой Иуда.

    Из 30 учеников, отметивших, что являются мусульманами, 21 читали Коран, 20 уверены, что знают отличия между шиизмом и суннизмом. Назвать имя матери Мухаммеда смогли только 6 человек. Последний вопрос был выбран не случайно. В ноябре 2014 года боевики устроили тест на знание Корана в автобусе: задавали каждому пассажиру вопрос типа «Как звали мать пророка Мухаммеда?» или «Как звали его первую жену?». За правильный ответ – свобода, за неправильный – расстрел на месте.

    Такие детали ученикам, безусловно, никто не говорил, но результаты анкетирования заставили меня задуматься: может школа могла бы взять на себя обязанность религиозного просвещения молодежи? Это крайне тонкая материя, но если эту чашу не заполнить общепризнанными фактами, то ее заполняют кто чем может. Об этом говорил и господин Познер на своем официальном сайте.

    Всем известно, что молодежь много времени проводит в интернете. Также известно, что многие вербовщики работают именно через социальные сети. Из опрошенных мною 100 учеников в одной социальной сети зарегистрировано 33 человека, в двух и более – 62, пятеро не ответили на этот вопрос.  Из 100 человек 32 проводят в социальных сетях более 6 часов в день, 37 проводят от 2 до 5 часов в день, 19 до двух часов и 12 не ответили на вопрос. Социальные сети для всех опрошенных являются средством общения и знакомства с новыми друзьями. Только 19 учеников подчеркнули, что пользуются социальными сетями и для саморазвития тоже. Из 100 человек на вопрос отвечают ли они на сообщения от незнакомых дали утвердительный ответ. О печальной истории Варвары Карауловой знали 13 человек, год терракта в Беслане смогли назвать 27 учеников.

    В своих традиционных понятиях «религия», «вера» не должны иметь ничего смежного с понятием «терроризм», но современные реалии диктуют нам свои правила, где понятие «знание» может стать понятием «щит», «защита». Информирован – значит вооружен. К сожалению, результаты анкетирования не оставили у меня ощущения, что опрошенная молодежь защищена. Для 41 респондента «вера» и «религия» – это тождественные понятия. 46 участников опроса не хотели бы изучать религию как науку: фактами, с исторической точки зрения. 24 из «отказавшихся» 46 школьников считают, что «религия – субъективна, и она не поддается структурированию или изучению».

    В процессе подготовки этого материала я искала подобную статистику и по другим округам, понимая, что 100 учеников не могут быть мерилом для всей страны. Но данных таких, даже отдаленно приближенных, не нашла. Об этом не принято говорить, к этому детей не подготавливают. А ведь предупредить вербовку более выполнимо, чем «развербовать». 33-ий вопрос анкеты звучал следующим образом: «Меня никогда не смогут завербовать в ряды радикальных исламистов, т.к. я…» и ученики сами заканчивали предложение. 32 оставило поле пустым. Часть написали, что они «русские», «христиане» и что это им «не особо интересно». Часть похвалили себя, назвав «слишком умным для подобного». Были и те, кто считал, что «атеизм убережет от вербовки». Одна девочка написала: «ислам – не религия террора, так как убийство, вербовка являются запретными. Да и по натуре я б не смогла причинить вред другим».  Очень хочется верить, что и ей другие не смогут причинить вред.

Библиографический список:

  1. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/den-uzhasa-dzhihadistyi-ubili-147-chelovek-v-universitete-kenii/

  2. Электронный ресурс. Режим доступа: http://pozneronline.ru/2015/07/11962/


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт