Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Традиции и новации и их влияни...

Традиции и новации и их влияние на человеческую жизнь сегодня и в будущем


Степан Стасюк
Протоиерей
Храм Архистратига Михаила г. Ноябрьск, Ноябрьская Православная Гимназия
г. Ноябрьск

Учитель – слово мужского рода, так же как и врач и доктор. Изначально учителями и врачами были только мужчины. Со временем традиции и потребности поменялись и учителями и врачами стали так же и женщины. Если среди врачей сегодня можно встретить приблизительно поровну мужчин и женщин, то среди учителей мужчин очень мало.

Учитель – имя Божие. Прежде чем Господа Иисуса Христа познали Господом и поклонились ему как Богу, его называли Учителем. Соответственно, человек, который учит, носит одно из имен Иисуса Христа. Все, что есть в человеке – это плоды воспитания и учения.

Человеком нельзя быть. Человеком нужно сначала стать. Лошадью можно просто быть, для этого нужно родиться от кобылы и жеребца. И это касается каждого животного. Чтобы быть тем, кем животное есть, ему нужно просто им родиться.

А человеку нельзя быть человеком по факту рождения, ему предполагается еще стать человеком. Английские ученые, в период колонизации, имея много человеческого материала, могли делать любые опыты над людьми в Индокитае и Африке. Были ученые-филологи, которые пытались изолировать человека – новорожденного ребенка от языковой среды. Дети филологически гениальны. Ребенок за полгода усваивает любой язык, в среде которого он находиться. И вот ученые задумали изолировать человека, с целью узнать на каком языке он заговорит никогда не слышавший человеческой речи. Таким образом, пытались услышать звуки прачеловеческой речи, надеялись услышать язык Адама и Евы. А в результате получилось, что человек ни на каком языке не заговорил вообще, ничего не сказал. Мало того, если ребенок до двух-трех лет не слышит человеческой речи – он ничего никогда не скажет, сколько возле него не говори. Речевые навыки будут навсегда утрачены, и уже не разработается речевой аппарат, не свяжется работа мозга с работой языка. Все, конец… Это уже не человек…

Это значит, что в развитии человека существуют этапы, на которых процессы происходят обратимые, можно что-то вернуть. Но существуют этапы деградации, которые необратимы. Перешел какую-то черту, и уже не научишь ничему. До какой-то степени человек обучаем, а за какой-то гранью уже не обучаем. Есть люди, которых уже нельзя научить чему то. Даже чему то, элементарному, например, здороваться или вставать перед старшими…

Человека нужно обучать быть человеком. Сказка о Маугли – это только сказка. Реальные Маугли в жизни существуют. Есть описанные случаи, когда человеческие детеныши попадали в среду диких хищных зверей. В Индии, в джунглях, такое бывало не редко. Интересный факт – если волчица имеет приплод и кормит своих волчат, и если попадает в поле ее ответственности детеныш новорожденный, то она его не ест, она его выкармливает. Такие воспитанники бегали на четвереньках, выли на луну, чесали ногой за ухом – были полноценными волчатами. Попытки таких детей социализировать не приносили желаемого результата. Они сбрасывали еду со стола на пол, с пола ели. Они срывали с себя всякую одежду, ненавидели находиться под потолком, только нужно им было видеть над собой чистое небо. В закрытом помещении они выли как волки, пытаясь вырваться. Они не социализировались, не стали людьми, хотя и были рождены женщиной.

Отсюда мы видим, что человеком нельзя быть – им нужно стать. Человек – это единственное существо, которое задает себе вопрос, а кто я вообще? Каким я должен быть? Зачем я живу? Куда я пойду? Откуда я взялся? Ни одно живое существо такими вопросами не озабочено, никого это больше не интересует.

Воспитание и педагогика имеют своей задачей помочь человеку стать человеком. Антропоморфному существу, которое имеет задатки и залоги быть человеком, нужно помочь стать человеком, конечно имея в виду идеал человека. Любое движение вперед, любое осмысленное действие предполагает конечную цель и идеал. Нам нужно иметь идеал человека и помогать себе и другим двигаться к нему. Идеалом человечества является Господь Иисус Христос. Это норматив, это эталон человека, это собственно есть человек.

Когда то Диоген зажигал светильник и ходил среди белого дня по людному базару, по людным площадям, где толпятся тысячи людей ежедневно. Ходил с фонарем. Его спрашивали: «Зачем ты зажег фонарь, если вокруг много солнечного света?» Он говорил: «Я ищу человека!» Ему говорили: «Ты обезумел совершенно, смотри сколько людей!» Тот отвечал: «Я не вижу людей. Я вижу хитрых лисиц, вижу трусливых зайцев, вижу свирепых волков,обжорливых медведей, похотливых коней, упрямых ослов. Я вижу кого угодно, но людей я не вижу…» Диоген высказал христианские мысли. Он говорил то, что потом в христианской культуре  говорили юродивые, когда они обличали людей и напоминали об их высоком звании и достоинстве. Он говорил примерно то, что в Рождественской проповеди говорил Иоанн Златоуст. Он тоже говорил: «Я не вижу людей. Кого угодно вижу, а людей не вижу». Он говорил, что змея не может быть волком, и волк не может быть ехидной, а человек может быть и волком, и ехидной, и змеей. В течение дня, человек может менять свой нрав в одну и в другую сторону. Он может сочетать в себе ядовитые свойства всех ядовитых зверей. Это удивительно, но это факт.

Человеку нужно быть человеком, взирая на образ человека, то есть на Господа Иисуса Христа. Если бы Христос в мир не пришел, мир бы был полон тоски и бессмыслицы. Мы только потому и живем, что когда-то в Вифлеемской пещере родился ребенок. Родился от Девы, которая мужа не знала. Поклонились Ему животные, над пещерой стояла Вифлеемская звезда, ангелы пели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» Даже те, которые не веруют во Христа, не поклоняются Ему, даже те, кто не читал евангелия, даже эти люди живут и радуются, веселятся, наслаждаются вкусом хлеба и детским смехом благодаря тому, что в мир приходил Христос. Наш мир спасен, осмыслен, освящен, очищен именно Христом. Он наш идеал. Он цель нашего движения и тот, кто дает силу двигаться.

Знать, куда двигаться –  это еще не значить двигаться. Многие знают, как поступать, но абсолютно так не поступают. Грех разбил человека на составные части, и у человека голова и сердце рассорились. Голова может знать истину, а сердце может истину не принимать. Бывает, что сердце чувствует истину, но голова сопротивляется. От знания до выполнения – огромная дистанция. Сплошь и рядом человек все понимает, но творит неизвестно что.

Человек это такое парадоксальное, разодранное, вместе с тем очень красивое, бесценное существо ради которого мир сотворен. Бог имел мысли о человеке еще до сотворения звезд, гор, воды, птиц. Все это Он придумал и создал для человека. Мир не имел бы никакого смысла, если бы не было нас. Все эти горы и долины, закаты и рассветы, выпадения россы и стрекотание кузнечика абсолютно бессмысленны без человека. В мире нет никакого смысла кроме человека и того, что человек предаст миру. Человек реальный царь, над головой которого каждую ночь зажигается корона из миллионов звезд. Человек – это не существо, которое ляжет в гроб и исчезнет, это существо ради которого мир сотворен. Весь мир – это храм, а человек в нем священник. Каждый цветок – это кадильница, каждая птичка – это псаломщик. И куда б человек ни пришел, всё всегда хочет молиться. Мир хочет молиться через человека. Если бы у камня был рот, камень бы первое что сказал: «Слава Тебе Господи, слава Тебе!» Если бы у дерева был рот и губы и язык и легкие, то дерево сразу бы сказало: «Господи Слава Тебе!» Вместо этого, оно шумит ветвями и качается со стороны в сторону, оно говорить не может, оно хочет, чтобы мы сказали эти слова. Если бы у мира были уста, весь мир сказал бы: «Господи слава Тебе! Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе Боже!» Мир с большим удивлением смотрит на нас и думает, а что ж вы не молитесь, у вас же рот есть. Этим ртом мы говорим самое разное, непонятно что, а вот самые важные слова говорим редко и с раздвоенным сердцем.

Воспитывает человека семья, воспитывает школа, воспитывает общество, воспитывает Церковь, и ответственность за воспитание лежит на всех и на каждом.

Нравственный компонент и возможность воспитывать человека существует в каждом предмете. Для того чтоб воспитывать детей-учеников, не нужно ограничивать этот процесс только предметом специализированным, таким как Основы Православной Культуры. Свой нравственный компонент существует в каждом предмете при условии, что преподаватель хорошо знает предмет и знает Бога. Знание Бога и хорошее знание предмета дает возможность родить фейерверк разных красивых вещей на ровном месте.

Воспитывать детей по-христиански, можно на уроках технологии. Мы сегодня находимся в той стадии, что можем дожиться до того, что наша цивилизация будет цивилизацией жадных бездельников, которые хотят все и сразу, и трудиться не хотят. Хотят быть юристами, экономистами, но не хотят стоять у станка, не хотят в шахту лезть, не хотят в армии служить. А вот предмет технологии – это нравственно образующий предмет, который делает человека человеком. Еще до грехопадения, Господь поселил человека в саду Эдемском, чтобы он возделывал и хранил рай. (Быт.2,15) Будучи венцом творения, Адам нарек имена всем животным, так как он обладал знанием и мудростью он понимал глубинную сущность всего сотворенного. Господь настолько любит и доверяет человеку, что призывает его к сотворчеству. Именно Адам был самым образованным человеком на земле, поскольку был создан Творцом по образу Его и подобию. Возделывать рай – значит трудиться. Повеление не  вкушать запретный плод прародители получили позже. После грехопадения Господь говорит Адаму, что он и его потомки будут в поте чела зарабатывать свой хлеб.

В марксистской идеологии есть тезис: «Без труда нет морали». Кто не трудится – тот изначально аморален. Это бытовой факт, его нельзя опровергнуть. Где нет труда, там есть паразитизм, там есть бездонная жадность, там есть подлость, хитрость, пренебрежение к чужому труду, там есть высокомерие по отношению к простому человеку. Только там где есть личный труд, только там начинается моральное перевоспитание. Если ребенок никогда не мыл пол, он легко плюнет на пол. Но однажды помыв пол, по крайней мере, в этот день он на него не плюнет. Если ребенок ничего не купил себе сам, надо научить понимать его, что то, что на нем надето, то, что он ест, кем-то заработано – папой и мамой, все трудов стоит. Трудовое воспитание учит человека понимать, откуда что берется и как это тяжело дается.

Человечество еще никогда не жило так хорошо, как живем сегодня мы. Каждая женщина сегодня имеет стиральную машину. Вот представьте себе, что до средины XX-го века миллиарды женщин в любое время года стирали на реке под проточной водой. А сейчас даже самая бедная женщина имеет стиральную машину. Сегодня за нас трудную женскую работу делает многофункциональный механизм, и замачивает, и выстирывает, и высушивает, и делает все это в разных режимах, и на много быстрее и качественнее чем человек. Миллиарды людей сочли бы это фантастикой. Когда в Америке изобрели первую детскую коляску, общество сказало: «Что это за выдумка? У женщины есть руки, чтоб ребенка носить». А потом смягчились нравы.

Цивилизация сделала нас всех самыми комфортно живущими людьми. И мы при этом самое недовольное поколение. Люди, которые грызли сухарь и ходили босяком, благодарили Бога за все. Человек сегодня носим механизмами, разговаривает по мобильному телефону, находит в интернете мгновенно любую информацию, а в это время ему стирает стиральная машина. Открывает кран –  а там течет горячая вода. Так короли не жили никогда. Короли мылись раз в месяц, а мы можем принимать душ каждый день. И при этом мы самые неблагодарные люди.

Для того чтоб благодарить Бога надо понимать как мы живем, и как жили раньше. Нам необходимо знать нашу историю. Ведь народ, не знающий истории, не знающий своего прошлого, никогда не оценит настоящего, и не достоин будущего.

При всей нашей цивилизации, когда во все сферы нашей жизни входят новации, мы кажется должны быть умнее, здоровее, счастливее – а мы становимся несчастнее. Программы совершенствуются, задается вектор престижа и успеха, и вместе с тем происходит переоценка систем человеческих ценностей. Под действием новаций жизнь человека на бытовом уровне становится легче и проще, то этого нельзя сказать когда, например новации касаются традиционных семейных ценностей. А это, к сожалению так.

Демографы свидетельствуют, что при такой демографической картине, которая наблюдается сейчас, через 50 лет русских в России не будет. На уроках истории, будущие жители Росси, возможно и не на русском языке будут изучать, что с территории России русские исчезли по ряду причин. И главной причиной будет то, что на протяжении столетия народ, который смог подняться и возродиться после Великой Отечественной войны, желая построить мощное грандиозное здание, материал для верхних этажей брал из собственного фундамента. Желая строить свое счастье, русские разрушили фундамент. А фундамент – это семья. Если крепкий фундамент, то крепким и надежным будет здание. Где мы сегодня видим крепкие семьи?

Многие современные школьники воспитываются в неполных семьях, будучи наполовину сиротами при живых родителях. Семья сегодня нуждается в поддержке и защите, и укрепление семьи должно быть главной задачей государства и общества в целом. Это и наша с вами главная задача. Семья и брак это – главные институты человечества. Принято считать, что получать образование человек начинает в школе, на самом же деле образование начинается в семье.

Свое деструктивное влияние в плане разрушения семьи вносят СМИ.  Они пропагандируют свободные отношения, с помощью, на первый взгляд безобидных смешных молодежных сериалов. Глянцевые журналы иллюстрируют блеск и успех представителей отдельных звездных профессий, таких как артисты шоу-бизнеса, модельеры, и большинству таких людей, создание семьи является явной и весомой помехой в деле самореализации и достижении поставленных целей. Кроме того, некоторые персонажи как бы ненавязчиво демонстрирую, а иногда даже в открытую пропагандируют свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Даже детские игрушки, возьмем куклу Барби, подсознательно формируют у детей стремление к гламурной жизни, такую куклу не на руки не положишь, не покачаешь, колыбельную не споешь –  с ней только в ночной клуб.

Стремление к независимости ставит под угрозу создание домашнего очага и семейного счастья. Сегодня молодежь выстраивает для себя такую схему: сексуальное партнерство, сожительство – которое почему то называют гражданским браком, и потом семья – при условии успешной реализации первых двух пунктов. Таким образом, молодежь подходит к семейным отношениям совершенно не готовой. Итог – развод. В 80% случаев разводов супруги не прожили вместе и трех лет. И что дальше? А дальше они начинают действовать по той же схеме, потому что по-другому – они не обучены.[3] Разорвать этот порочный круг может пропаганда здоровых семейных отношений на всех уровнях, и как можно раньше. Одним из таких уровней является и школа.

Хочется уделить внимание такому понятию как «гражданский брак», или как его называют брак без обязательств или пробный брак. Если быть честным, то следует сказать, что гражданский брак – браком не является, а является греховным блудным сожительством. Седьмая заповедь «Не прелюбодействуй», запрещает не только нарушать супружескую верность, но и вступать в блудные отношения. В оправдание говорят, что главное чувства -  а не печать в паспорте. Если чувства действительно присутствуют –  то мы в ответе за наши чувства друг перед другом, перед родителями, перед государством в котором мы живем, и перед Церковью, – членами которой мы являемся. Родители благословляют своих детей на брак, государственные органы регистрируют этот брак, а Церковь благословляет в Таинстве Венчания. Брак, который зарегистрирован в ЗАГСе, признается Церковью, и греховным не является хоть и не венчан. Таинство Венчания – это таинство, в котором Господь подает Свое благословение на совместную супружескую жизнь, на рождение и воспитание детей. Христиане всегда свои дела начинали и начинают с молитвы, призывают на свое доброе дело помощь Божию. А такое жизненно важное дело, как создание семьи, требует Божьей помощи и Божьего благословения.

Выпускники наших школ, мотивированы на будущую учебу и работу. Было бы хорошо, если бы они были мотивированы на создание крепких семей, в которых любовь, верность и взаимоуважение, рождение и воспитание детей были бы основой, доминантой и константой.

В сознании современного общества рождение ребенка – это огромные материальные, физические и психологические затраты. Считают, что если родился ребенок – об отдыхе, развлечениях и карьере забудьте на ближайшие 5 лет, что хлопот и затрат хватит на всю оставшуюся жизнь, что родительство – это очень тяжелая ноша для двух материально обеспеченных людей. Вы обязаны все знать, все попробовать, везде побывать, все купить…Конечно, под давлением сформируется мнение, что рождение ребенка – это реальная угроза всем этим планам. Сейчас молодежь считает, что нужно сначала материально подняться, а потом заводить детей. (Заводить как кошку или собаку, или какую-нибудь зверюшку.) Им никто не скажет, что материальный подъем реален после 30-35 лет, когда сама возможность рождения ребенка под огромным вопросом. Вот такая западная модель создания семьи принимается как рационально обоснованная.

Современная медицина с ее новациями творит чудеса. Делаются сложнейшие хирургические операции, появляется множество различных лекарств, но и вместе с тем появляется множество неожиданных и ранее не известных заболеваний. На протяжении последних 95 лет, в нашей стране, совершенно легально, – на государственном уровне идет борьба не только за жизнь, но и с жизнью. Одни медики прикладывают максимум усилий, знаний и умений что бы вылечить, в то время как их коллеги в гинекологических кабинетах совершают убийства – делают аборты. Ежегодно в России совершается более 6000000 абортов – и это официальная статистика, есть еще 600-700 тысяч частных гинекологических клиник. [1.]  По неофициальной статистике ежегодно в Росси убивают 12 000000 нерожденных детей. Если считать по минимуму, то в 2014 году государством было потрачено 2 миллиарда рублей на аборты – это деньги налогоплательщиков. [2]В январе 2015года, на Рождественских Парламентских встречах в Государственной Думе Святейший Патриарх Кирилл выступил с предложением о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования. Эту инициативу поддержали верующие.

Согласно статистике, аборты в России представляют достаточно серьезную демографическую проблему. На сегодняшний день наша страна занимает одно из первых мест по количеству абортов в процентном отношении к общему числу рожденных детей. Возможно, вам покажется странным, но в наше время 57% всех беременностей заканчивается абортом. В итоге аборты превышают рождаемость в Российской Федерации более чем в 2 раза. Каждый пятый аборт приходится на девушку-подростка в возрасте от 10 до 18 лет. Ежедневно в России делают более 22000 абортов. По статистике абортов в России, до 15% операций дают осложнения, около 8% женщин остаются бесплодными. В настоящее время около 7 миллионов россиянок не могут испытать счастья материнства, и причина этого заключается в выполненном ранее ими аборте. Есть над чем задуматься…

В городе Ноябрьске каждый год 350-400 женщин приходят в женскую консультацию, которые планируют сделать аборт. С ними беседует психолог и священник. Некоторые из них меняют свое решение и рожают детей. Приходилось видеть и стеклянные безразличные глаза. В такие глаза смотреть страшно…

Рождение ребенка в семье – это радость. Ведь ребенок – это Божье благословение. Раньше семьи были многодетными, а сейчас закрепилось мнение, что многодетность это очень тяжело. Действительно, многодетные семьи сталкиваются с определенными материальными трудностями, но воспитать одного ребенка намного сложнее чем, например, троих. В материальном плане, один ребенок в семье будет очень хорошо одет и накормлен, вероятнее у него будет самая последняя и ему совсем ненужная модель мобильного телефона, игрушек будет в преизбытке, он будет чувствовать себя центром вселенной. Такой ребенок в семье самый главный. И вот такой самый главный ребенок-мальчик, когда станет взрослым, женится на девушке, которая в своей семье тоже была самой главной. И в семейной жизни этих двух самых главных людей начинаются взрослые проблемы.

Сохранение семьи – это большой труд. Труд мужчины и женщины. Следует помнить, если сказал, что люблю – то слово должно быть твердым как камень, а не мягким как воск.Что Бог соединил – человек да не разлучает. В семьях не должно быть не только слов, но и даже мыслей о разводе. Народная мудрость гласит: «Жизнь прожить – не поле перейти…»

Человек, который воспитывается в семейных традициях, которого учит и воспитывает школа – призван быть личностью. Личностью культурной и образованной, которая ценит и понимает искусство, любит хорошие книги и хорошую музыку, знает историю, уважает тех, кто народится рядом. Духовность и нравственность – это то, что делает человека культурным. Как определить культурного человека? Стоит за ним немного понаблюдать. Его поведение, отношение к окружающим, его слова помогут определить – перед нами культурный человек или его еще надо окультуривать. Есть такое понятие как культура речи. Если человек общается на языке мата, то это не только бестактность и неуважение к собеседнику, это неуважение к себе и проявление совершенного бескультурья. Такой человек может знать культурные традиции, может читать лекции – его можно назвать  культурологом, но назвать его культурным будет не справедливо.

Культурным должен быть каждый человек. Но в современном обществе больше всего требований в плане культуры предъявляют к учителям врачам и священнослужителям. К депутатам, бизнесменам, разного рода руководителям и к рабочему люду отношение в этом плане более лояльное. Почему так? Все потому, что все человечество держится на учителях, врачах и священниках. Если учитель перестанет учить, врач лечить, а священник молиться, служить литургию и проповедовать – на земле наступит ад.

Учитель – он своих детей не видит, он их не воспитывает, он воспитывает чужих детей. Учителя – самое важное звено в жизни человека. Мы священники тоже учим, и часто у нас ничего не получается. Люди готовы предъявить нам тысячи требований, не понимая, что мы не из неба пришли, мы из земли выросли. Учитель, врач, и священник – это те люди, которые жертвуют собой, своей семьей, это те люди, которые служат ближним. Есть такая притча, что в Царствии Небесном ложки и вилки с длинными рукоятками, настолько длинными, что человек самостоятельно себя накормить не сможет. Он сможет накормить другого человека, а другой человек сможет накормить его. Так же и учителя. Учитель учит и воспитывает чужих детей, а его детей воспитывает другой учитель. Если ми жертвуем собой ради других, то кто-то другой пожертвует собой ради нас. В мире существуют законы физики, и также существуют законы духовные. Один из таких духовных законов зиждется на словах Христа: «Во всем как вы хотите, что бы с вами поступали люди, поступайте так с ними». Законов физики никто не отменял, духовных законов так же.

В наш технологический век, когда новации пришли на помощь человеку, когда постоянно совершенствуются учебные программы, пишутся новые учебники и вместе с тем выдвигаются все новые и новые требования, мы наблюдаем снижение интереса выпускников к поступлению в педагогические вузы. Педагоги-профессионалы выдают хорошие результаты по ЕГЭ, по-настоящему радуются, когда их выпускники поступают в престижные вузы… А кто идет учиться в педвузы? За последнее время проходной бал в педагогический понизился, туда может поступить даже твердый троечник, и так же на тройки его окончить. Какое поколение педагогов мы готовим? Кто будет учить наших внуков? Как они будут сдавать ЕГЭ? Эти вопросы остаются открытыми…

Задача школы помочь каждому ученику найти свой талант. Помогать должна и семья. Помогать найти – это не значит найти вместо кого-то. Каждый человек в жизни должен найти и реализовать себя. Если человек мог стать хорошим токарем, а стал плохим врачом – он зарыл талант, если человек мог быть хорошим доктором, а стал плохим священником – он зарыл талант, если человек мог быть хорошим учителем, а стал плохим юристом – он зарыл талант. Если же человек мог быть хорошим музыкантом и стал им – он приумножил данный Богом талант, если стал хорошим пилотом, хорошим и честным полицейским, ответственным руководителем, отзывчивым и добрым врачом или священником – нашел себя в жизни и реализовал, то он приумножил талант. Каждый человек создан по образу Божию и подобию, и каждому дан талант в меру его сил и способностей – образование призвано сделать из человека образ Божий – икону Бога.

Делая поверхностную оценку традициям и новациям, которые касаются культуры, общества и личности, можно прийти к выводу, что традиции и новации несовместимы и противоречат друг другу. При соблюдении традиций, новации носят созидающий характер. Если человечество будет отметать новации, то оно приостановиться в своем развитии. Все ли новации полезны? Те, которые касаются материальной составляющей, приносят пользу и делают жизнь легче – они полезны. Но когда новации касаются традиционных ценностей человеческого общества, таких как семья, духовность, культура, начинается резкий процесс деградации, который на первый взгляд может казаться эволюцией.[4]

Что же делать?

Мир можно либо разрушать, либо совершенствовать. Над этим необходимо трудиться всем и каждому. Резко поменять жизнь невозможно. Необходимо менять мысли. По-гречески «метаноя» - перемена ума, в переводе на русский означает покаяние. Покаяние – перемена начинается именно с перемены мыслей. Поменяв мысли, очистив сердце – поменяются слова. Человеческое сердце – это не только мотор, который качает кровь. Сердце это то, место где хранится сокровище, откуда выходят мысли и желания, которые потом реализуются в действия. От избытка сердца говорят уста. Наши слова – это то, что у нас спрятано внутри. После того как поменяются слова, лишь тогда поменяются наши дела, и только тогда начнет меняться мир.

Литература.

1. Статистика абортов. http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6494-statistika-abortov.php

2.Главный педиатр России назвал "настоящее" число абортов в РФ.http://www.rg.ru/2015/06/04/abort-site.html

3. С. Беляков. Доклад на международном форуме «Многодетная семья и будущее человечества». Москва, 2014

4.Традиции и новации в культуре.http://kultyres.ru/stati2/traditsii_i_novatsii_v_kulture.html


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт