Без Бога нация – толпа,
объединённая пороком:
Или слепа, или глуха, иль,
что ещё страшней –
Жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
глаголющий
Высоким слогом, –
Толпа останется толпой,
пока не обратится
к Богу.
Иеромонах Роман
Уроки периода 1917-2017 годов показывают нам с одной стороны всю важность воспитательного процесса в школе, а с другой стороны невозможность эффективного построения этой работы без опоры на заповеди Божии, духовные ценности семьи, общества, традиции, присущие православному мировоззрению. Исторически в России до 1917 года воспитание и образование было религиозным, что потом было утрачено, стало светским. Уроки истории последнего столетия подтверждают необходимость выстраивания образования и воспитания в духе православных традиций.
На пороге третьего тысячелетия христианской эры существует насущная потребность обозреть и использовать все богатство накопленного педагогического опыта: религиозного и светского, современного и прошлого, российского и зарубежного. Мы должны искать и добиваться органического синтеза всего ценного, что имеется в педагогике, осмысляя это наследие с православных позиций и подходов на основании, прежде всего, догматики и антропологии. Это необходимо для того, чтобы наметить направление и ориентиры дальнейшего пути.
Вместе с тем одного только прошлого опыта в педагогическом деле явно недостаточно, необходимо обогатить и дополнить его опытом самым «горячим», современным, своим, лучшим. Как для успешного роста растений важна плодородность почвы, для рыбы – качество воды, а для всего, что дышит, – качество воздуха, так и для детей необходима благоприятная среда, способствующая их воспитанию и развитию. Качество жизненной среды воспитания можно определить как ее педагогичность.
Педагогичность является динамичной категорией и может быть высоко-положительной степени, средней и низкой: благодатной, умеренной и скудной» [1].
Педагогично буквально всё в окружающей нас жизни: люди – их слова, дела, манеры, привычки; быт, уклад, обычаи, традиции, песни, книги, картины и т.д. Поэтому небезразлично кто и что окружает ребёнка, какие впечатления получает юная душа, каким духом напитывается, чем живится. В силу открытости, чуткости, впечатлительности и высокой подражательности детской души, неспособной отличать полезное от вредного, важен верный педагогический идеал, живые примеры, воплощающие этот идеал, и благодатная педагогическая среда окружающей жизни [2].
Можно ли разделить понятия православное образование/воспитание в семье и православное образование/воспитание в школе? С учётом исторического опыта последнего столетия понимаем, что нельзя.
Семья и школа – это среда, тандем! Семья и школа в вопросах православного воспитания, образования могут и должны дополнять друг друга, потому что именно от тандема семьи и школы в вопросах воспитания и образования зависит, каким ребенок вступит во взрослую жизнь.
На примере МБОУ «СОШ № 13 с УИП эстетического цикла» докажем, что возможно плодотворное сотрудничество мирской (не с православным уклоном) школы и православной семьи в целях формирования (воспитания) духовно-нравственной личности.
Прежде всего, воспитание и образование должно иметь христианскую основу. Для улучшения педагогического дела свт. Феофан Затворник предлагал перестроить всё воспитание – домашнее и школьное – на истинных христианских началах [3]. «Всякая, преподаваемая христианину, наука должна быть пропитана началами христианскими, и притом православными» [4]. «Воспитание, прежде всего, должно быть христианским», – писал К.Д. Ушинский [5]. «Для нас нехристианская педагогика – вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Все, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остаётся только прежде всего и в основу всего положить вечные истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию» [6]. Об этом же говорил и Николай Иванович Пирогов: «мы – христиане, и, следовательно, основой нашего воспитания должно служить Откровение» [7].
Из опыта нашего учреждения мы считаем, что необходимо вернуться к истокам православной системы образования, чтобы пребывание детей в школе базировалось на 3 основных китах: дисциплина, традиции, любовь и уважение.
Значение слова Дисциплина в Новом словаре русского языка по Ефремовой Т.Ф. – это подчинение твёрдо установленным правилам, обязательное для всех членов данного коллектива [8]. Значение слова Дисциплина по Ожегову С.И. – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам [9].
В нашей образовательной организации это правила внутреннего распорядка, Устав школы, Положение о требованиях к внешнему виду участников образовательных отношений, расписание уроков, дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Эти и другие документы составляют воспитательную компоненту МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла». Выполнение должностных обязанностей, в том числе ношение школьной формы, опрятный вид, соблюдение правил и норм культурного поведения, уважительного отношения к старшим и малышам, контроль и рейды со стороны Совета старшеклассников, Управляющего совета, Совета отцов, дежурных учителей, дежурных классов, классных руководителей, воспитательной и социально-психологической службы, индивидуальный подход к каждому – всё это способствует воспитанию ученика, ответственной, дисциплинированной и культурной личности. Результаты диагностики по Капустиной «Уровень воспитанности» демонстрируют правильно выбранный школой путь в вопросах воспитания:
Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся 1-4-х классов,
2015-2016 уч. год
Уровень сформированности показателей воспитанности
учащихся 5-11-х классов
Показатели воспитанности |
Уровень сформированности по школе |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Самовоспитание |
56% |
44% |
0% |
Отношение к здоровью |
38% |
62% |
0% |
Патриотизм |
88% |
12% |
0% |
Отношение к искусству |
0% |
88% |
12% |
Отношение к природе |
44% |
56% |
0% |
Адаптированность |
25% |
75% |
0% |
Автономность |
12% |
88% |
0% |
Социальная активность |
25% |
75% |
0% |
Нравственность |
44% |
56% |
0% |
Социальная толерантность |
7% |
81% |
12% |
Воспитанность |
31% |
69% |
0% |
Чтобы ребёнок успешно прошёл адаптационный период в школе с такими требованиями, независимо от того, в какой класс он поступил, было бы правильным, чтобы в семье это уже было заложено и принято. Обратимся к опыту православной семьи, где дисциплина равна послушанию.
Мои дети обучаются в этой школе. В нашей православной многодетной семье обязательным является соблюдение режима дня, правил гигиены, особое внимание и родительский контроль уделяется внешнему виду, одежде, опрятности. Почитание родителей, уважение к старшим – залог православного воспитания в нашей семье. Памятуя народную мудрость, что послушание паче поста и молитвы, к вопросу соблюдения требований родителя отношусь очень трепетно и серьезно.
Вывод: Школе, у которой в традиции чёткое выполнение и соблюдение норм и правил всех членов коллектива, православная семья является хорошим помощником, подспорьем в вопросе формирования духовности, нравственных начал личности.
В свою очередь, православной семье комфортно в школе, где нет места вседозволенности, равнодушию и безразличию, где соблюдается порядок, дисциплина и иерархия во взаимоотношениях.
Школа – это государство, это мир, в котором наши ученики проживают целых одиннадцать лет. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Наличие сложившихся традиций – это признак сплоченного, дружного, неравнодушного коллектива. Влияние традиций мы чувствуем и в праздники, и в повседневной школьной жизни. Школа – это не здание, не кабинеты. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих: учителя, ученика, родителя» (Л.А. Кассиль).
Традиции, традиционный… Как часто мы произносим эти слова, не очень-то вдумываясь в их значение и смысл. В самом деле, что же такое «традиция»?
Словарь В. Даля говорит: «Укоренившийся порядок в чем-либо… элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению…» [10]. Толковый словарь Ожегова С.И. гласит: традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Испокон веков общество, в котором сохранялись традиции, было более сильным и стабильным [9].
Сегодня, когда в нашем обществе размыты идеологические устои, когда многие традиции утрачены или забыты, проблема школьных традиций становится актуальной.
Школа – это часть общества. Школа без традиций – это мёртвое здание, в котором дети, подростки отбывают томительные часы обучения. Школа с традициями – это и клуб, и семья, это место, где дети получают не просто научные знания, но и знания о себе, о мире, об обществе, о возможностях самореализации. Традиции позволяют наладить эмоциональный контакт между учениками, учениками и педагогами, педагогами и родителями и даже педагогов с педагогами. Школьные традиции следует рассматривать как обычаи, порядки, правила, о чем мы говорили ранее, прочно установившиеся в школе, оберегаемые коллективом, передаваемые от одного поколения учеников и педагогов к другим поколениям. Традицией становится то, что получило поддержку коллектива, что принято не по приказу сверху, а по желанию; то, что повторяется. Не случайно великий педагог А.С. Макаренко говорил: «Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиций, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, – это школы, которые накопили традиции» [11].
Одни школьные традиции будут уходить, другие приходить, но неизменным останется соответствие их духу школы и помощь в воспитании подрастающего поколения. Школьные традиции несут в себе огромный воспитательный потенциал, и как сказал К.Д. Ушинский: «Воспитание, не проникнутое традицией, не может воспитать сильных характеров» [12].
Традиции нашей школы богаты и с каждым разом имеют всё больший отклик в сердцах родителей и учеников. В традициях православного воспитания есть место празднику, радости, патриотизму. Есть традиции, которые сложились в системе образования на протяжении столетия, и мы их соблюдаем: День Знаний, Посвящение в первоклассники, Прощание с Азбукой, Новый год, Последний звонок, общешкольные линейки и т.д.
Посвящение в художники, рождественские посиделки, Фестиваль народов России и мира, «В старину едали деды», Вахта Памяти, приуроченная к Дню Победы, Отборочный тур инсценированной песни и концерт, посвящённый Дню Победы, Фестиваль приключений, Масленица, День матери, «От всей души», «Восхождение на олимп», «Отличный класс», «День Здоровья», Посвящение педагогов, пришедших в наш трудовой коллектив, День Учителя (встреча и праздничный концерт), Уроки истории и памяти, ведение фотолетописи школы и т.д. – это те традиции, которые прочно укоренились в жизнедеятельности нашей школы.
В духе православного воспитания школа огромное внимание уделяет организации и проведению благотворительных акций, и участию в них ребят. Это такие разнообразные добрые акции «Ветеран живет рядом», «Дорогой добра», «Забота», «Социальная лавка», «20 добрых дел», «Помоги ближнему!». Всё это способствует воспитанию и формированию неравнодушной, сострадательной и гуманной личности ребёнка.
По нашим наблюдениям семья в выше указанных традиционных мероприятиях является активной и инициативной.
Активность и инициативность обусловлена тем, что соблюдение традиций в православной семье заложено исторически. Значение и важность семейных традиций не оспаривается, они соблюдаются и передаются из поколения в поколение, потому что семейные традиции – это основа православного воспитания и образования. В нашей семье день начинается с пожелания доброго утра и благословления, совместной трапезы.
Совместные трапезы за большим семейным столом каждый день проходят не зависимо от обстоятельств. При этом на кухне нет места телевизору. Семейное застолье располагает к общению, младшие учатся у старших ведению разговора, идет обмен мнениями, формируется культура семейного общения.
Посещение Храма, подготовка к исповеди и таинству Причастия чаще всего осуществляется всей семьей. Причастие всех домочадцев – это всегда, если можно так выразиться, тихий праздник в нашей многодетной семье. Большое внимание в семье уделяется подготовке к православным праздникам: Масленице, Пасхе Христовой, Троице, Рождеству. В эти дни квартира обязательно тематически украшается, что помогает создавать трепетное ощущение ожидания радости. Новый год по значимости и яркости празднования постепенно стал отодвигать на второй план праздник Рождества Христова. Поэтому со временем в нашей семье появилась вторая елка – Рождественская, с Вифлеемской звездой, с тематическими игрушками в виде ангелочков, шаров ручной работы, раскрашенных в русском народном стиле. Именно на Рождество, почитая православные традиции, мы с детворой ряжеными ходим поздравлять друзей и знакомых, славя Рождество Христово.
В семье трепетно хранятся семейные реликвии и фотоархив, дети много интересного знают об истории своих предков. 9 мая мы участвуем в акции «Бессмертный полк», и одна из комнат оформляется в соответствующем стиле.
Это стало нашей новой традицией, которая заставляет помнить, не забывать один из уроков последнего столетия.
Когда в школе проходят масленичные гуляния и праздничная ярмарка, Фестиваль народов России, конечно же, наша семья одна из первых откликается на оказание помощи в подготовке и проведении таких мероприятий, понимая важность и значимость сохранения православных традиций. С темой «Семейные православные традиции» мне было доверено выступить на ряде общешкольных родительских собраний.
Вывод: дети, воспитанные на семейных традициях, легко вовлекаются в школьные мероприятия, благотворительные акции и являются примером для других ребят.
В школе, которая сильна традициями, детям очень интересно учиться, развиваться, расти, обогащаться.
Воспитание трудом – основной принцип библейской педагогики. В распоряжении Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» также уделяется огромное внимание [17].
Труд является, пожалуй, одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности. Нельзя говорить о всестороннем развитии личности, если ребёнок освобожден от труда. У трудового воспитания есть содержательная основа, которая в себя включает два вида труда – учебный труд и общественно-полезный. Учебный труд предполагает умственный и физический. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремлённости. Если ребёнок привык к умственному труду, это отразится и на положительном опыте физического труда.
Физический труд в школьной программе представлен в работе учащихся в учебных мастерских.
Общественно-полезный труд организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива. Это и труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой труд дома, уход за школьными насаждениями, волонтёрская работа.
Трудовое воспитание в нашей школе является традицией, этот вид воспитания проводится по согласованию с семьей. Ежегодно в сентябре на родительских собраниях родители подписывают согласие о вовлечении ребят в трудовые мероприятия. Традиционными являются трудовые десанты, уборка школьной территории, дежурство по классу, столовой и школе, экологические акции «Посади дерево», «Сбережём лес вместе» (5 тонн макулатуры – 2014, 6 тонн 300 килограммов – 2015, 14 тонн 500 килограммов –2016).
Активность участников образовательных отношений растет. Школьный проект «Социальный проект от каждого класса» формирует неравнодушное отношение друг к другу и окружающим. Практикоориентированный художественный проект, направленный на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья «От сердца к сердцу» отмечен грантом Президента Российской Федерации в рамках поддержки талантливой и способной молодежи.
Труд в нашей семье – это всегда совместные усилия. Как говорится, у занятой пчелы нет времени для праздности, поэтому у каждого ребенка есть свое послушание по хозяйству: мытье посуды, уборка квартиры, покупка продуктов и хозяйственных товаров, вынос мусора, каждый умеет утюжить свои вещи, готовить кушать и т.д. В свободное время занимаемся рукоделием. После совместного труда, будь то выкапывание картофеля, ремонт дома или уборка квартиры, всегда предусматривается интересный семейный отдых и т.д.
Вывод: Трудовое воспитание должно быть сегодня одним из приоритетных направлений школы и подход к нему должен быть сколь серьёзным, столь и интересным. Семья, в которой любовь к труду заложена с детства является ключевым звеном в организации такого рода мероприятий.
Наша семья с удовольствием принимает участие в общественных мероприятиях (субботники, сбор макулатуры), в благотворительных акциях, потому что помощь ближнему – всегда была в традициях русского православного народа.
Вся воспитательная работа и образовательный процесс построен на любви и уважении и на заповедях Божиих: не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать. Главным жизненным элементом роста и развития в педагогике является любовь, которая более всего педагогична, ибо долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине... Любовь есть самое благодатно-педагогическое и превосходнейшее свойство души человека.
На мой взгляд, только вместе семья, школа и Церковь могут привить совсем еще маленькому ребенку начальные понятия о любви к Родине, т.е. заложить основы патриотического воспитания.
В такой школе и в такой семье нет места употреблению алкогольных напитков, курению, употреблению наркотиков, нецензурной брани, празднованию Хелуина, Дня святого Валентина.
Город, в котором мы живем, растёт с каждым годом. Вместе с ним растёт и наша школа, увеличиваясь в количестве обучающихся, приходящих к нам из разных микрорайонов, из семей разного статуса. Тем не менее традиции, порядок, дисциплина и труд помогают оказывать положительное влияние и на них. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. И ребята, пусть не сразу, привыкают к нашим традициям и становятся патриотами нашей большой школьной семьи. И в этом есть заслуга не только педагогического коллектива, но и родителей, которые всегда рядом с нами, которые заинтересованы в достойном, духовно-нравственном воспитании своих детей.
Школа в 2014 году вошла в национальный реестр лучших образовательных учреждений России, отмечена дипломом I степени Всероссийского конкурса «Элита российского образования» в номинации «Лучшая образовательная организация по духовно-нравственному воспитанию», является Лауреатом всероссийского конкурса по патриотическому воспитанию.
Уроки истории последнего столетия показали нам, что мирская школа должна выстраивать воспитательную и образовательную системы на православных началах, и совместно с православной семьёй быть тандемом в создании благоприятной среды, в которой всем комфортно и нет места равнодушию!
Спаси Господи! Спасибо за прочтение!
Список литературы:
1. Базаров И., свящ. О христианском воспитании // Журнал Министерства Народного Просвещения. Ч.ХСШ. - Январь. - Спб.: Тип. Имп. академии наук, 1857. - с.165. [16]
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. [10]
3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. [8]
4. свящ. Зелененко Александр курсовое сочинение студента СПбДА Санкт-Петербург, 1997[1,2].
5. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. [11]
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Изд. 4-е, исправленное и доп. - М.: Гос. изд. иностранных и национальных словарей, 1961. [9]
7. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. - Педагогика - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004г. [13]
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [17]
9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2000 г. [14]
10. Ушинский К.Д. - В сб.: Мысли о православной педагогике. Вып.1. - М.: Высокопетровский монастырь, 1994. - с. 21. [15]
11. Ушинский К.Д. Собрание пед. сочинений. - СПб., 1875. [12]
12. Ушинский К.Д. - Цит. по кн.: Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. - с. 59. [7]
13. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11-ти т. / Под ред. А.М. Еголина. - Т.4.: Детский мир и Хрестоматия. - М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. - с.16,17. [5,6]
14. Феофан, еп. Путь ко спасению. - М., 1899. - с. 44, 45 [3,4].