Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Традиции русской школы: С. А. ...

Традиции русской школы: С. А. Рачинский и современная российская школа


Кобелев Василий Олегович
председатель
общество "Трезвение" в честь мученика Вонифатия прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца
г. Надым

«Не хлебом одним будет жить человек,

но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Мф 4:4»

эпитафия на могиле С.А. Рачинского

В современном мире в массовом сознании людей воцарилась материалистическая идеология, основанная на росте потребления товаров и услуг [1]. В жизни социума наиболее динамично развиваются те процессы, за которыми стоят вполне конкретные цифры чьей-то прибыли. При помощи соответствующих маркетинговых технологий вовлекаются новые потребители из числа подрастающего поколения в рынок алкоголя, табака и наркотиков.

Сегодня в России на всех уровнях государственной и церковной власти приняты соответствующие документы для решения демографической и духовно-нравственной проблемы, связанной со злоупотреблением алкоголя. Церковью алкоголизм рассматривается как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера [2]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения [3]. Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предусмотрен рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет [4].

 Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию алкогольной угрозе. Требуется не только законодательное регулирование торговли алкогольной продукцией, но и построение системы трезвенного просвещения населения всех возрастных и социальных категорий. Согласно данным Роспотребнадзора сегодня в России алкоголь, включая пиво, ежедневно употребляют 33 % юношей и 20 % девушек. Пик приобщения к потреблению алкоголя сместился в возрастную группу 13-15 лет [5].

 Поэтому сегодня в России как никогда актуально формирование у подрастающего поколения позитивных трезвенных убеждений и отрицательного отношения к алкоголю и наркотикам. Начинать построение системы трезвенного просвещения необходимо с дошкольных и школьных учреждений. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одним из приоритетов начального и среднего образования обозначено духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, принятие ими моральных норм, нравственных установок [6]. Трезвость - естественное состояние необходимое человеку для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала. Трезвенное просвещение - это организованный обучающий процесс, направленный на преобразование духовно-нравственного пространства личности и общества [7].

У истоков трезвенного движения и просвещения в конце ХIХ века стоит известный в педагогических кругах С. А. Рачинский. В 1875 году Сергей Александрович на 42-м году жизни приступил к созданию сельской школы новой формации в своем родовом имении в Татево Смоленской губернии. Обширная научная, богословская и культурная подготовка в России и за границей, 9 лет научной и преподавательской деятельности профессора ботаники МГУ им. Ломоносова привнесли в жизнь сельской начальной школы всю широту высокообразованной и высоконравственной души Сергея Александровича.

В формировании духа образовательного учреждения основополагающую роль играет духовно-нравственное состояние педагогического состава и, в первую очередь, руководителя. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:25,26). В школах Рачинского неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса являлось изучение церковно-славянского языка, чтение Евангелия на русском языке с толкованием, изучение смысла богослужения и молитв, совместное утреннее и вечернее молитвенное правило, церковное пение, участие в церковных праздниках, особое торжество Пасхи. Практиковалось совместное коллективное паломничество по святым местам [8]. Учитель, по мнению Рачинского, помимо возлагаемых на него профессиональных обязанностей, как член Церкви Христовой, является, прежде всего, катехизатором, восприемником и руководителем детей для Царствия Божия. Народность школы заключена в союзе школы и Церкви. По оценке современников существенный подвиг Рачинского состоит в том, что он своей личностью, деятельностью и литературными трудами явил пример гармоничного синтеза между высокоразвитой научной мыслью и религиозно-нравственным сознанием. Он своей практической деятельностью показал, что религиозность совместима с наукой и церковность в народной школе не является показателем её отсталости [9].

Приняв глубоко в свое сердце боль о пьянстве в крестьянской среде, Сергей Александрович в день своих именин 18 июля 1882 года создал совместно со своими учениками общество трезвости в Татево и положил тем самым начало новой волне трезвенного движения в России. Этот почин из сельской глубинки не сразу, но нашел поддержку среди духовенства и к 1913 году по всей России было уже свыше 2000 обществ трезвости и более полумиллиона человек, живущих по обету трезвости.

Сергей Александрович пришел к глубокому убеждению, что только личным примером трезвой жизни учитель может благотворно воздействовать на духовно-нравственный настрой своих учеников. И чем выше учительская кафедра, тем требовательнее должен быть к себе человек, чтобы своим нетрезвым поведением не вносить соблазн и не смущать неутвержденные в добре и вере души. Широко известны письма С.А. Рачинского к воспитанникам Казанской духовной академии. В обращении к будущим иерархам Церкви звучит призыв не только к его современникам, но и к духовенству нашего времени: «Вы призваны создать то духовенство, которое нужно Русской Церкви. Вы не можете не понимать, на какую высоту нравственную надлежит вам стать, чтобы быть достойными этой задачи. Поэтому обращаюсь именно к вам, к вам лично и в отдельности, ибо только из совокупности индивидуальных усилий создаются дела великие» [10].

Рачинский не определял трезвость как самоцель, а рассматривал её как необходимое условие всякого нравственного преуспеяния, потому что алкоголь отравляет и, в итоге, убивает волю – источник всякого нравственного делания [10]. Но не только воля страдает в человеке от пьянства. По мысли Рачинского миром управляет не чистый разум, а разумная воля, освященная любовью. За упразднением воли притупляющее действие спиртного погашает разум, обессиливает любовь.

В полной мере педагогическое наследие С.А. Рачинского можно реализовать только в воскресных приходских школах и православных гимназиях. В центре учебного процесса в школах Рачинского был Христос, Евангелие и Церковь. Современная светская школа не ставит своей целью воспитание верующих во Христа, но, тем не менее, должна выполнять образовательный стандарт в отношении духовно-нравственного воспитания учащихся. На чем базируется нравственность в человеке? Что или Кто стоит за словами духовность? Культурологический акцент в рамках преподавания основ религиозных культур и светской этики не может ответить на фундаментальные вопросы из категории, что есть добро и что есть зло. Это вопросы религиозные и светская школа не может дать на них ответы. Церковь продолжает выполнять в мире свою высокую миссию. Поэтому необходимо развитие союза школы и Церкви для консолидации усилий в воспитании ответственного, нравственного гражданина России.

Сегодня в России существуют хорошо себя зарекомендовавшие практики по трезвенному просвещению подрастающего поколения. Общественной организацией «Общее дело» выпущен ряд познавательных видео и мультфильмов: м/ф «Тайна едкого дыма», «История одного обмана», «День рождения», «Алкоголь. Секреты манипуляции», «Табак. Секреты манипуляции», «Наркотики. Секреты манипуляции», «Тайна природы женщины», «5 секретов настоящего мужчины». Все профилактические материалы прошли экспертную оценку департаментов образования и здравоохранения г. Москвы и других регион РФ, аппарата Государственного антинаркотического комитета при ФСКН России [11]. Разработано методическое пособие по профилактике употребления психоактивных веществ среди детей.  В основе методики положена совместная работа в группе старших и младших классов. Старшеклассники выступают в качестве ведущих. Совместный просмотр видео и закрепление материала через ответы на ряд вопросов по содержанию фильма.

В период с 2009 по 2013 год в г. Екатеринбурге прошел ряд семинаров, организованных синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви при содействии Уральского государственного педагогического университета. По результатам семинаров опубликовано 60 докладов на тему духовного и научного осмысления основ трезвенного просвещения, профилактики зависимостей и утверждения трезвости. С 2010 года на территории г. Екатеринбурга и Свердловской области Общественно-государственное движение «Попечительство о народной трезвости» совместно с Министерством общего и профессионального образования, Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области проводит Областной социально-педагогический проект «Будь здоров!» [12].

Целью проекта является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения (7, 8, 9 классы) на основе традиционных для России духовно-нравственных ценностей. Участником проекта на добровольной основе может стать любая школа и класс. Класс принимает коллективное решение об участии в Проекте и берет обязательство жить трезво – не курить, не употреблять алкогольные напитки и воздерживаться от других психоактивных вещества (ПАВ).  Координатором Проекта в классе является классный руководитель. Каждый класс самостоятельно выбирает себе куратора. Куратором может быть любой человек, пользующийся доверием класса. Это может быть родитель, учитель, студент, старшеклассник. Класс продолжает участие в Проекте, если 90% и более учащихся выполняет взятые обязательства. Победителем Проекта может быть класс, где 100% учащихся не курят, не употребляют спиртные напитки и другие ПАВ.  Проект состоит из ряда конкурсов и мероприятий, за участие в которых в течении учебного года классам начисляются баллы. Конкурс социальной рекламы, конкурс «Иван-да-Марья», конкурс «Марья-искусница», Соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья!», Конкурс «Иван – царевич», участие в открытой Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России».  Каждый класс может самостоятельно инициировать проведение мероприятий, соответствующих целям проекта. Каждый месяц класс подтверждает свое дальнейшее участие в Проекте и сдает отчет о проведенных мероприятиях. На информационном табло в школах и на сайте Проекта отражается текущее состояние конкурсной таблицы. В конце учебного года подводятся итоги и награждаются победители. Первое место – коллективная поездка класса на курорт. Классные руководители победителей за 1, 2, 3 место награждаются поездкой в Иерусалим.

По отзывам организаторов проекта «Будь здоров!» дети активно и ответственно участвуют в конкурсах, им импонирует сопричастность большому делу. Родители дают свое письменное согласие на участие детей в Проекте. Трезвенное просвещение должно охватывать не только школьников, но и семью. Не секрет, что именно в семье, чаще всего и происходит приобщение к алкоголю. У многих наших соотечественников с детства сформирована устойчивая ассоциация «Праздник – алкоголь». Существует административная ответственность для взрослых, которые вовлекают несовершеннолетних в употребление алкоголя. Поэтому для прекращения порочной практики пьянства на природе или в ресторане во время выпускного для 11-х классов целесообразно проводить городской конкурс «Интересный выпускной» и награждать класс-победитель поощрительными призами.

С целью построения системы трезвенного просвещения населения в Надымском районе по инициативе общественной организации «Попечительство о народной трезвости в Надымском районе» 21 сентября 2016 года в г. Надыме прошла районная конференция, посвященная созданию системы трезвенного просвещения. В работе конференции активное участие приняли Администрация, Департамент образования, Управление культуры, Управление по физической культуре, спорту, молодёжной политике и туризму МО Надымский район, ГБУЗ ЯНАО «Центр медицинской профилактики», общественные организации, духовенство Русской Православной Церкви.  После пленарного заседания было проведено заседание круглого стола с участием представителей госучреждений и общественных организаций. Все участники отметили своевременность и актуальность межсекторального диалога и договорились разработать «Древо целей» и программу совместной деятельности на основе системного анализа существующих планов деятельности участников. Было отмечено ключевое значение семьи в деле трезвенного просвещения подрастающего поколения. Через школы и работодателей предлагается начать взаимодействие с родительскими комитетами.

Можно констатировать факт, что проведением подобного рода конференций в Надымском районе положено начало консолидации гражданского общества для решения злободневных социальных проблем и что особенно ценно - этот процесс запущен не директивой сверху, а инициативой и ответственностью, рожденной самим обществом.

В современном мире возрастает информационная и психологическая нагрузка на человека при одновременном оскудении смыслов и целей бытия. Всё увеличивающееся количество аддикций в мире ставит на повестку дня вопрос - как помочь человеку обрести и сохранить свободу от множества зависимостей и возможно ли это, в принципе? Неужели пора признать, что потребительские стандарты окончательно восторжествовали в мире и в жизни людей больше не осталось места для «доброго, светлого, вечного»?

 Свобода человека – понятие не столько нравственное и философское, сколько религиозное. Полноценная свобода, в христианском понимании, достижима человеком только в результате нравственного многолетнего труда по воспитанию собственной души в жизни по Евангелию. Но в том и дело, что мир не хочет жить по Евангелию и люди ищут смысл своего существования в чем угодно, только не в Боге и не во Христе. Поэтому все наши попытки профилактики аддикций, в том числе алкоголизма и наркомании, не могут помочь человеку в той мере, в которой ему может помочь его собственное покаяние и полноценная благодатная жизнь в лоне Церкви.

Светское либеральное сознание открещивается от любого проявления церковности также, как и 100 лет назад во времена Рачинского. В современном мире все большее количество людей воспринимает свободу как право творить грех. То, что раньше было аморально и безнравственно, теперь становится юридически защищенным правом. Поэтому труды С.А. Рачинского и его опыт целостной жизни по Евангелию как педагога и христианина не могут быть в полной мере восприняты светским современным российским образованием. Совместная деятельность школы и Церкви в современных условиях, образно выражаясь, позволяет скользить по поверхности проблематики бытия, но не дает возможности погружения в глубину смыслов. Можно уберечь человека от меньшего зла, но не спасти от гибели его душу. Можно много говорить публично и в частных беседах о второстепенном, но так и не сказать о главном. "Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись". (Деян. 4:8-12)

Целью трезвенного просвещения является формирование трезвенного мировоззрения как системы трезвенных, нравственных убеждений. Оно направлено на преобразование духовно-нравственного пространства личности и общества, в целом. На пороге взрослой ответственной жизни молодежь должна получить за школьной скамьей не только необходимые знания по предметам, но и обрести духовно-нравственную зрелость и полюбить трезвость как жизненную ценность, как залог семейного счастья и здоровья своих детей.

Список литературы

1.    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

2.    Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма.

3.    Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.

4.    Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.

5.    Т.А. Хагуров, М.Е. Позднякова, В.Н. Ракачев, Л.Н. Рыбаков, Т.В. Чекинева, А.П. Резник, С.Ю. Любин, Е.А. Войнова, Н.В. Мелешко, Н.Е. Хагурова Девиантное поведение в современной России. Алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм. – М. – Институт социологии РАН. 2014. – 200 с.

6.    Приказ N 373 06 октября 2009 г. Минобрнауки России;

7.    прот. Игорь Бачинин. Трезвенное просвещение. Сборник материалов I-II сессий научно-практического семинара по разработке теории трезвенного просвещения. – Екатеринбург. 2011. – 31 с.;

8.    Рачинский С.А.  Сельская школа. Сборник статей. – М. 1891. –217 с.

9.    Мироносицкий П.П. С.А. Рачинский и церковная школа. – Спб. 1910. 36 с.

10. Рачинский С.А. Письма к духовному юношеству о трезвости. – М. 1899. – 95 с.

11. интернет-источник https://общее-дело.рф/about/experts-review/;

12. интернет-источник  http://www.budyzdorov.ru/.

 


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт