Ежеквартальный информационно-методический журнал

Главная » Статьи » Традиционные ценности России в...

Традиционные ценности России в содержании современного образования


Барыбина Т. В.
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №1»
г. Губкинский

Традиционные ценности  во все времена составляют фундамент культурной жизни цивилизации. Именно традиционные ценности являются «коллективной памятью» и обеспечивают преемственность в развитии каждой конкретной личности и общества в целом. На традиционных ценностях в значительной степени основывается процесс социализации. Именно через традиции формирующаяся личность чувствует свою сопричастность к процессам, происходящим в обществе, подключается к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируется в настоящем.

Иногда нам кажется, что традиции – это что-то застывшее, не требующее усовершенствования и изменения. Это не совсем верный подход.  Ведь каждое новое поколение людей не механически осваивает опыт предшествующих поколений, на каждом новом этапе эволюции люди осуществляют собственную интерпретацию традиций и их отбор: одни элементы культурного наследия принимаются, другие отвергаются и даже признаются пагубными и ложными.

Противоположностью традиции являются новации. Новации  – это те механизмы формирования новых культурных моделей, которые создают предпосылки для изменений в обществе. Всякая культура сочетает в себе и традиции и новации. Соотношение между традициями и новациями в культуре складывается по-разному в различных цивилизациях и на различных этапах общественного развития.  На наш взгляд,  современное российское общество имеет в своём развитии обе тенденции. В тоже время, многие исследователи считают, что сегодня в России «происходит существенное изменение в отношении людей к традиции, к её трактовке и интерпретации». Размывание традиции под натиском глобализма и интеграции оценивается ими как «опасная тенденция в современном социокультурном развитии российского этноса», которая  приводит  к разрыву преемственности в передаче традиционных ценностей между поколениями [11].

Такие же опасения высказывают и представители православного духовенства. В  своём интервью в канун Рождества 2014 года Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорит, что в настоящее время, происходит  чрезмерное  увлечение молодых людей социальными сетями Интернета. Он называет это пристрастие уходом в "королевство кривых зеркал". «Это порабощение сознания и воли. Люди сутками сидят у экрана, у монитора компьютера или у планшетника и погружаются в эту реальность. Развиваются виртуальные романы, виртуальные трагедии, виртуальные конфликты. Мы погружаемся в «королевство кривых зеркал», – образно охарактеризовал ситуацию Патриарх  Кирилл.

Глава Церкви считает, что речь в данном случае может идти о "духовном кризисе людей". "В этих кривых зеркалах "отражается реальность, отражаемся мы сами; поэтому в каком-то смысле Интернет является образом, отображением внутреннего духовного мира человеческой цивилизации [12].  

В современном мире потребление становится своего рода пагубной зависимостью, когда человеческое счастье ставится в зависимость от уровня потребления, и потребление становится целью и смыслом жизни. Люди перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной создавать, а не только потреблять.

Необходимость использования культурных, национальных и религиозных традиций в нравственном воспитании  объясняется, прежде всего, тем, что в них наиболее ярко и своеобразно отражается  накопленный и умноженный тысячелетиями народный опыт, человеческая мудрость. Традиции и обычаи – это высокохудожественные творения народа, в которых сконцентрированы духовные силы и умственная энергия народа. Также одним из сильнейших средств формирования национального самосознания школьников является историческая память.

Осознание себя наследником и продолжателем дела бесчисленных ушедших поколений, сопричастность к их жизни является необходимым условием воспитания будущего гражданина России. Российское государство нуждается во всесторонней поддержке общества. Воспитание достойных граждан, понимающих свою роль и свой вклад в дальнейшее развитие и процветание государства, является первоочередной задачей современного образования.

Необходимость духовно-нравственного воспитания, на наш взгляд, продиктована не только потребностями государства и общества, но и потребностями современной семьи и личности. Современная российская семья также испытывает потребность в поддержке семейных ценностей,  достижении душевного единения, взаимоуважении, восстановлении нравственной связи поколений. Наша молодёжь, испытывая острый дефицит самоуважения, стремится к обретению внутренней системы ценностей, осмыслению собственного жизненного опыта.

Да, мы живем в такое время, когда от одного человека может зависеть война и мир, благополучие и процветание целых народов. Во время  Второй мировой войны Виктор Франкл, австрийский психотерапевт, находясь в застенках Освенцима, явился очевидцем того, что люди, имеющие смысл своего существования, не теряли внутреннюю силу (силу духа) и выживали. В статье «Основные понятия логотерапии» он пишет: «Наше поколение реалистично, потому что нам довелось узнать человека, каков он есть. В конце концов, человек изобрёл газовые камеры; но человек был и тем, кто не теряя достоинства, шёл в эти камеры с Иисусовой молитвой или «Shema Gisrael» на устах» [4].

Вся история России с древнейших времен до наших дней – это история подвига народа, выдержавшего испытания нашествиями и тоталитаризмом. Нам известно много примеров, когда именно сила духа помогала выдерживать невыносимые испытания. Эти примеры должны стать нравственными образцами для подрастающих поколений. Предметы гуманитарного цикла дают широкие возможности для воспитания качеств изначально присущих россиянам: патриотизм и коллективизм, созидание и творчество, готовность к самопожертвованию во имя своей Родины, своей семьи.

В то же время, мы считаем, что возможности учебных предметов не всегда позволяют учителю во время урока уделить необходимое время для обсуждения серьезных нравственных проблем, так как итогом изучения курсов является государственная итоговая аттестация, измерить же человеческие качества личности намного сложнее.

Одной из важных мер по усилению духовно-нравственной компоненты в образовательном процессе является введение в школах нового курса: основы религиозных культур и светской этики, основной задачей  которого является приобретение учащимися базовых ценностных ориентиров, опытных представлений о морали и нравственности и формирование целостного мировоззрения обучающихся [3].

Может ли один новый предмет что-то изменить в системе работы в школе? Как организовать работу на уроке и перенести её в пространство семьи и школы?

Особенностью курса является то, что предметом изучения в нём является сам человек, его способность духовно развиваться. Отечественная и мировая педагогическая мысль все большее внимание уделяют развитию средствами образования собственного человеческого начала в человеке. Этот курс в современной школе удовлетворяет всем требованиям новых стандартов образования. Его особенностью является также то, что это интеграционный курс. В его содержание включены сведения из истории нашей Родины, литературы, этики, психологии, истории искусства.  В основе преподавания курса лежит культурологический подход, т. е. познание через культурные ценности.

Важное место в преподавании курса занимает чтение и комментирование текстов [8]. Это тексты из священных книг, исторические и литературные тексты. Так, на уроке «История религий в России» при изучении вопроса о выборе веры и принятии христианства князем Владимиром, был использован текст из «Повести временных лет». Обсуждение желательно дополнить видеорядом с изображением храма Святой Софии в Константинополе и обсудить вопрос, что именно поразило послов в этом храме?

На уроке «Священные книги религий мира» мы имеем возможность познакомиться с текстами из Трипитаки, Библии и Корана, сравнить их и сделать выводы о том, какие правила поведения и черты характера считаются в них образцами. «Соблюдай большое терпение во всем, прививай широту  ума, выдержку поведению и характеру. Это весьма подходит для любого дела без различия. Ни смекалка, ни сила, ни богатство не поможет тому, у кого нет усердия. Такой человек подобен лодочнику, у которого в лодке есть все, кроме весел» – читаем в буддийском священном писании «Три корзины мудрости». «Любое бедствие постигает вас только за то, что вы совершили сами. Воистину Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя».[6].

После прочтения и анализа текстов учитель задаёт вопрос: «Какие общие истины содержатся во всех священных книгах»? Итогом урока может быть следующий вывод: религиозные нормы и общечеловеческие истины очень близки и универсальны.

Следующей важной особенностью и отличием курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики является то, что курс безоценочный. Этот факт имеет принципиальное значение, так как «оценка» может быть «хорошей» и «плохой».  Но согласитесь, что то сокровенное, чем сегодня ребёнок готов поделиться с учителем и классом не имеет цены. Несмотря на отсутствие традиционной балльной системы оценки в процессе преподавания курса, учителю доступны другие методы оценивания, такие как педагогическое наблюдение, которое даёт возможность проследить динамику развития, устойчивость основных особенностей личности в учебном процессе, выявить её сильные и слабые стороны [5].

В то же время,  педагогическое наблюдение позволяет оценивать учащихся не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям. Предполагается также разработка и внедрение таких форм и методов мотивации и оценивания учащихся, как анкетирование, самооценка, заполнение портфолио и другие.

    Важной особенностью курса является его воспитательная функция.  Содержание каждого урока включает поучительные истории и притчи. Например, в тексте параграфа к уроку «Нравственные заповеди в религиях мира» предлагается материал о нравственных заповедях всех изучаемых религий: иудаизм, христианство, ислам, буддизм, джайнизм [6].

Некоторые учащиеся, проявляющие особую заинтересованность при изучении отдельных тем, могут продолжить их изучение после уроков. Большие возможности для этого представляет проектная и исследовательская деятельность, которую учащиеся могут продолжить в старших классах. Тематика проектов предлагается самими учащимися, исходя из их интересов и склонностей.

Наиболее интересными стали исследовательские проекты Абдусаматовой Тахмины «Нравственные ценности ислама» и Галыбина Александра «История письменности – история человечества. Китай». Очень важно, чтобы  интерес к истории мировых цивилизаций был поддержан и реализован у школьников в старших классах на уроках истории, обществознания, языка и литературы.

С целью сохранения преемственности в изучении культуры народов России желательно в 5 классе включить в программу обучения курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Этот курс также имеет огромный содержательный и развивающий потенциал. Находясь в информационном поле культуры, религии и истории современный подросток сможет выбрать для себя нравственные ориентиры и свой дальнейший путь в жизни.

Непременным условием преподавания этого курса является также связь с культурными и религиозными учреждениями города, привлечение к общению представителей общественности, родителей учащихся. Учитывая региональные особенности, считаем, что появление такого предмета для нас особенно актуально. В условиях постоянных  миграций и притока населения из других регионов, формирование культурных традиций в городе является тем особым фундаментом, на котором может развиваться городское сообщество[2].

Основным мотивом для введения курса, на основе изучении родительского спроса, стали желание расширить представления учащихся о многообразии мира и  способах его познания. В процессе преподавания большое значение придаётся личному опыту учащихся. Необходимым приёмом на уроке является работа с понятиями. Многие исконно русские слова содержат богатейший материал для обсуждения с учащимися. Например: род – Родина, отец – Отечество, Отчизна, отчий дом. Для каждой темы учащиеся составляют словарь терминов. Также используется методический приём «Построение ассоциаций».

Например, на вводном уроке мы рассматриваем понятия Вселенная, Земля, Родина, Род, семья, человек, какие ассоциации они вызывают, как эти понятия взаимосвязаны между собой. Для учащихся было открытием, то, что каждый человек и, семья могут внести свой вклад в развитие жизни на нашей планете. Домашнее задание им предлагается выполнить вместе с родителями: сделать свою визитную карточку с представлением себя и своей семьи, составить родословное древо своего рода. Многие задали вопрос родителям: «Почему вы дали мне такое имя?» Этот вопрос во многих семьях перерос в задушевную беседу о появлении в семье нового человека, подготовке встречи с ним и выборе его имени. Так первый вводный урок послужил толчком к работе над своим именем, своей родословной [2].

В преподавании курса «Основы мировых религиозных культур используется весь спектр современных методов обучения, в том числе проблемно-поисковый метод. Практически любой урок начинается с постановки проблемы. Для активизации знаний учащихся используются проблемные вопросы, литературные произведения, притчи, сказки, загадки. Для ответа на возникший вопрос можно предложить учащимся текст с вопросами, конкретные жизненные ситуации или готовые варианты решения проблемы. Но выбор всегда остается за учащимися.  Обсуждение может происходить в форме работы учащихся в парах и в группах. Работа заканчивается презентацией, записью вывода, мини-сочинением и  т. д.

Очень серьезная эмоциональная работа может быть предложена учащимся при рассмотрении понятий «добро», «зло», «грех». После знакомства с текстом из Нового завета об отречении Петра, любимого ученика Иисуса Христа, учащиеся были поставлены в ситуацию выбора, как быть, если грех уже совершён? Практически они сами сформулировали правила, как должен вести себя человек, попавший в подобную ситуацию, и сформулировали такие понятия,  как «совесть» и «раскаяние».

Обобщая опыт работы по преподаванию курса, мы можем с уверенностью сказать, что появление нового предмета,  связанного с историческим опытом, и опирающегося на культурные и религиозные традиции различных народов, позволяет максимально использовать возможности не только этих уроков, но и всей образовательной и воспитательной работы в школе. Это происходит в связи с тем, что содержание проблем, поднимаемых на уроках ОРК и СЭ, затрагивает каждого ребёнка и требует обязательного продолжения.  Как связаны между собой понятия «культура» и «религия»? Что общего в этих явлениях и чем они отличаются? Что такое культурное наследие, почему именно это произведения культуры сохранились поколениями людей, какой глубинный смысл в них заложен? Что такое добро и зло? Как его различить в обычной жизни? Конечно, сорок минут урока не хватает, для того чтобы ответить на эти и другие вопросы. Поэтому часто проблемы, поднятые на уроке, перерастают в домашние задания, которые необходимо выполнить вместе с родителями, или во внеклассное мероприятие для нескольких классов [1].

Среди многообразия форм урочной деятельности можно выделить такие формы работы, как экскурсии и  заочные путешествия. Такие мероприятия проводятся с целью расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной теме.  Большой интерес вызвало у ребят  заочное путешествие по священным местам мировых религий. На уроке «Священные сооружения» они совершили путешествие во времени и пространстве, переносясь в разные эпохи и разные места, где смогли узнать о священных сооружениях в различных религиозных культурах, выяснить, чем они отличаются друг от друга и что у них общего.

Посетив христианский храм и синагогу, мечеть и буддистский храм, ребята узнали много нового об особенностях архитектуры, внутреннего устройства и правилах поведения в священных местах. Кроме этого, задачи урока предполагали: формирование у учащихся интереса к получению новых знаний; умение работать с различными источниками информации и воспитание глубокого уважения к культурному наследию прошлого.

Особенно интересным оказалось путешествие по православным храмам, в которых ребята уже были.  Дома учащимся было предложено составить экскурсию по тем священным сооружениям, которые им понравились больше всего, и провести её для родителей. Совместное выполнение домашних заданий с родителями практикуется практически на каждом уроке и первый вопрос, который учитель задает на уроке: вы обсудили дома с родителями то, о чём мы говорили с вами на уроке? Для того чтобы использовать воспитательный потенциал курса основы мировых религиозных культур, тем родителям, которые заинтересованы в нравственном воспитании своего ребёнка, нужна не меньшая подготовка, чем педагогу, ведущему новый предмет, а также смелость говорить о самом главном в жизни на понятном для детей языке [7,12].

Таким образом, на уроках «Основы мировых религиозных культур» значительно расширяются представления учащихся о мире, восприятии этого мира людьми разных национальностей, принадлежащих к различным культурам. При изучении различных культурных традиций, акцент делается на общечеловеческие ценности,  формулируется и озвучивается принцип веротерпимости и толерантного поведения представителей различных национальностей, вер и культур. Это имеет практическое значение, так как контингент учащихся в нашем регионе многонациональный.

Курс ОРКиСЭ ставит задачей развитие навыков критического мышления, диалога и взаимодействия с религиозными культурами с целью повышения религиозной грамотности и понимания сущности религиозной проблематики и ценностей религиозного мировоззрения независимо от того, является ли сам учащийся верующим или атеистом. С другой стороны, этот курс – это не просто новый предмет. Его важнейшая задача – развитие ценностных установок, осмысление ценности человеческой жизни, свободы и нравственности.

Цель курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Реализовать данную цель можно, если такую же цель перед собой ставит и учитель. Тогда учитель и ученик становятся союзниками. Тогда учитель будет понимать ребёнка. Тогда они будут общаться духовно.

В. А. Сухомлинский писал: «Самый лучший учитель для ребёнка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам» [9]. 

В  нашем понимании, это – одно из основных условий для успешной реализации курса. Только вовлекаясь в такое общение с педагогом, ученик видит во взрослом наставника, тогда стираются границы, тогда вместо сжатых и  очных ответов на уроках ученики способны вовлекаться в интересную беседу и развиваться нравственно, ощущая свою ценность. Это условие заложено как основное  в нашем образовательном учреждении.

Курс ОРКиСЭ преподаётся теми учителями, которым он интересен и которые хотят его реализовывать. Они понимают, что, для того чтобы преподавать этот курс, в первую очередь необходимо развивать себя, выстраивать другие отношения с детьми.

Важным эффектом реализации курса ОРКиСЭ являются положительные отзывы обучающихся, их желание участвовать в дальнейшем в таких формах работы, которые им были предложены на уроках. Отзывы детей позволяют выйти с мероприятиями за пределы одного класса или параллели. В школе реализуются такие внеклассные мероприятия, как «Зажги звезду добра», «Жизнь дана на добрые дела», целью которых является развитие потребностей в нравственном самосовершенствовании.

Каким образом в сердце ребёнка сформируется отзывчивость и чуткость? Это состоится только в том случае, если он будет постоянным свидетелем, а с годами и участником дел милосердия и служения со стороны его родителей и воспитателей. В такие мероприятия очень легко вовлекаются родители, педагоги.  После первого полугодия, завершая изучение темы «Добро и зло», мы провели для учащихся, изучающих модули «Основы мировых религиозных культур» и «Основы православной культуры» совместное внеклассное мероприятие «Спешите творить добро!».

Приятно было отметить, что все принимали активное участие, однако было заметно, что некоторые вначале чувствовали себя скованно. Когда же им было предложено спасти засохшее деревце, они оживились и работали с большим удовольствием. Финал коллективного творческого дела был замечательным и для ребят и для преподавателей: деревце, благодаря усилиям ребят, вновь зацвело! Особенности внеурочной воспитательной работы заключается в том, что в ней представлены собой различные виды деятельности и имеются широкие возможностями для участия в мероприятиях каждого ребенка. Так же внеклассные мероприятия расширяют опыт конструктивного, творческого взаимодействия между родителями, учениками и учителями» [1].

Что же даёт изучение этого курса детям? Во-первых, это приобщение к культурным традициям, духовному опыту России, понимание единства и многообразия мира, значения общечеловеческих ценностей в развитии общества. У младших школьников также формируется умение выявлять, обсуждать, решать проблемные ситуации, видеть в их решении возможности для личностного роста, что является важнейшим условием дальнейшего развития.

Список использованной литературы

1.      Барыбина, Т. В. Из опыта работы методического объединения  преподавателей «Основ мировых религиозных культур и светской этики» [Текст]. – Ежеквартальный информационно-методический журнал «Образование Ямала» 2015, № 9.

2.      Барыбина, Т. В. Формирование ценностных ориентиров в процессе преподавания курса «Основы мировых религиозных культур» [Текст]. – Ежеквартальный информационно-методический журнал «Образование Ямала» 2012, №2.

3.      Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России [Текст]. – М.: Просвещение, 2011.

4.      Легостаева, М. В. Что такое православная психология и психотерапия? http://azbyka.ru/

5.      Левитский, А. В. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» [Текст] : Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2011.

6.      Основы мировых религиозных культур [Текст] . 4-5. – М. : Просвещение, 2010.

7.      Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей [Текст]. – М. : Просвещение, 2010.

8.      Основы религиозных культур и светской этики [Текст]. Книга для учителя. 4-5. –М.: Просвещение, 2010.

9.      Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа [Текст]. – М. : Просвещение,1969.

10.   Участие родительских объединений в духовно-нравственном воспитании школьников в курсе ОРКСЭ [Текст]. – Православное образование, лето 2013.

11.   Шабатура, Л. Н. Традиция в социокультурном развитии личности [Текст]. http://www.dslib.net/

12.   Интервью Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла ведущему «Вести Недели» Дмитрию Киселеву http://www.vesti.ru/


Информация © 2011–2024
Электронный журнал «Образование Ямала»
Интернет-компания СофтАрт
Создание сайта © 2012–2024
Интернет-компания СофтАрт